Конкурсная работа по крымоведению на тему История моего села

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Конкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.Конкурсная работа по крымоведению на тему История моего села. В живописном уголке Крыма, на горных склонах среди лесов раскинулись села Земляничненского сельского совета. Об одно из них я вам сейчас расскажу, это село Земляничное. Естественным музеем называют примечательную природу села Земляничного. Мало мест в мире, где бы так оригинально сочетались разнообразные живописные ландшафты. Мажорное настроение возникает при виде живописных гор, глубоких каньонов и зелени лесов. Горы благодаря комфортному климату, насыщенности чистого воздуха, приятным ароматам растений обладают большой оздоровительной силой. Земляничное находится на востоке Белогорского района, в верхней части долины Индола (Су-Индол). Расположено в горной котловине Внутренней гряды Крымских гор, образованной стыком долин Индола и ручья Чамар, правого притока Мокрого Индола. Село лежит в километре к югу от шоссе Р-23 Симферополь - Феодосия, высота над уровнем моря - 330 м. Ближайшие сёла - Еленовка в 1,2 километрах севернее и Радостное - в 2,5 км на северо-восток. Расстояние до райцентра - около 21 километра, до железнодорожной станции Феодосия - примерно 50 км. Над селом, по другую сторону долины Мокрого Индола, высится гора Сугут-Оба. Оттуда, с высоты 955 м, увидите судакские горы, Кара-Даг, беспредельную синь моря. В историю партизанской борьбы гора вошла под названием Бурус; так именуется она и теперь в Земляничном и окрестных селах.

Гора Кубалач муниципальный заказник (1978) в лесном массиве в районе села Тополевки Белогорского района. Сам этот массив - красивый зеленоватый оазис на востоке предгорного Крыма - объявлен в 1969 г . монументом природы, а в 1980 - заповедным урочищем. Гора Кубалач размещена в восточной части вКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.нутренней гряды Крымских гор (хребет Кубалач, западная вершина Бурундук-Кая, восточная Кызыл-Таш), в районе Тополевки ( бывшее Топлы). Внутренняя гряда протянулась от Севастополя до Феодосии и в этом месте добивается наибольшей высоты - наиболее 700 метров над уровнем моря. Гора Кубалач имеет высоту 738 м и является высшей точкой 2-ой гряды. Широкая поляна на вершине горы является красивым местом для обзора окрестных гор. Весь массив облесен и является реальным оазисом в этом районе, где к северу от Феодосийской трассы лежат степные районы крымского предгорья. С нравом рельефа соединено завышенное количество осадков, что делает условия для развития широколиственного леса. Гора Кубалач - еКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.динственное место не только в Крыму, да и во всем мире, где в естественном состоянии произрастает редчайший эндемик, занесенный в Красную книгу - цикламен Кузнецова. Назван цикламен в честь известного ученого-ботаника, различается высочайшей декоративностью, изяществом, прекрасными ароматными розовыми цветами. Воздух Земляничного, его живописные горы, богатая история навевают легенды и песни. И не удивительно, что великолепием природы Земляничного восхищались многие люди, увидя здесь «копию древнего рая».

Листая страницы прошлого

РКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.аньше село Земляничное называлось Орталан (считают, что это название происходит от тюркского «Орта-Алан», то есть средняя поляна, прогалина среди лесов.). Орталан - древнее, как и многие горные сёла, поселение, основанное в средние века потомками готов и алан, смешавшихся с местным населением. Известно поселение, существовавшее с XIV века, но археологических раскопок на нём не проводилось. Впервые упоминается в итальянских документах конца XIV века, как владение гКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.енуэзского Солдайского консульства. После захвата в 1475 году генуэзских колоний Османами их земли включили в Судакский кадылык Кефинского эялета империи. Упомянуто селение Орта Алан в Джизйе дефтера Лива-и Кефе (Османских налоговых ведомостях) 1652 года, где перечислены несколько имён и фамилий налогоплательщиков. . Из документов XVII в. узнаем, что здесь находились два дворца богатых и влиятельных татарских беев Ширинских. В селе существовала церковь, к началу XVIII века разрушенная, взамен которой в 1740 году жители возвели новую, пророка Илии. Остатки церквей, позже разобранных, видели в конце XIX века. В «Ведомости о выведенных из Крыма в Приазовье христианах» А. В. Суворова от 18 сентября 1778 года записано, что из деревни Вуртолн выселено всего 33 крымских грека (в ведомости митрополита Игнатия выведенных иКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.з Арталана семей не указано). Встречаются, также, утверждения, что Орталан населяли армяне, но известными документами это пока не подтверждено.В Камеральном Описании Крыма… 1784 года записано, что в последний период Крымского ханства Орталан, записанный как Яюрт, входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства. После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского - к Феодосийскому уезду Таврической области. Екатерина II подарила Орталан вместе с 2,5 тысячами десятин земли своему камердинеру Зотову. Ученые-историки, побывавшие здесь в 80-90-х годах XIX в., обнаружили две древние церкви. Сейчас от них не осталось и следа (наиболее древняя церковь св. Параскевы в конце прошлого века была разобрана, и из этого камня построена мельница). После Павловских реформ, с 1792 по 1802 год, село входило в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Орталан был включён в состав Кокташской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Орталы числилось 25 дворов, 81 крымский татарин и 66 греков. На военно-топографической карте 1817 года обозначена деревня Орталан с 22 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Арталак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 г» остался в составе Кокташской волости. На карте 1842 года в деревне Орталан обозначено 56 дворов.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости того же уезда. В «Списке населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 г.», составленном по результатам VIII ревизии 1864 года, Орталан - крымскотатарская деревня с 30 дворами, 219 жителями, армянским монастырём, мечетью и целебным источником Саулук-Су (на трёхверстовой карте 1865-1876 года в деревне Орталан обозначен 31 двор). В «Памятной книге Таврической губернии 1889г» по результатам Х ревизии 1887 года записана Орталан с 60 дворами и 317 жителями. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в Орталане, не входившей ни в одно сельское общество, числилось 277 безземельных жителей, домохозяйств не имеющих. Согласно Всероссийской переписи 1897 года в селе Орта-Лан зафиксировано 541 житель, из которых 122 православных (видимо, греков) и 412 мусульманина (то есть,крымских татар). По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в деревне Орталан, входившей в Коперликойское сельское общество, числился 581 житель, домохозяйств не имеющий. В Статистическом справочнике Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой, Феодосийский уезд, 1915 г. в Салынской волости значатся - уже село Орталан и 2 имения - Г. Л. Спендиарова и неких Таншал и Ралли того же названия. В годы гражданской войны и борьбы за власть Советов беднота села активно выступала на стороне большевиков. При Советской власти, в результате административных реформ начала 1920-х годов, к 1922 году была упразднена волостная система и, согласно Списку населённх пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 г. Орталан был центром Орталанского сельсовета Карасубазарского района.

Конкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.В годы Великой Отечественной войны (1941 - 1944 гг.) в лесах Восточного Крыма дислоцировались партизанские отряды : Ичкинский, Феодосийский, Карасубазарский и др. Они вели активную партизанскую борьбу против немецко-фашистских оккупантов: уничтожали врага, узнавали разведывательные данные, взрывали мосты и т.д. Братья Стояновы и их товарищи со Старого Крыма были известными молодыми партизанами Земляничненских лесов, но, к сожалению, в январе 1943 года Петр Стоянов и его боевые товарищи погибли в неравном бою на Бурусе. В честь этих борцов дети и внуки установили памятник на вершине г. Бурус, да и само название гора получила от партизан. Были и другие герои партизаны в нашем селе: Афанасьев В.А., Ламбриянов В.С., Маляров Г.Д., Соколов Н.П., Самохин В.И., Чкалов А.К., Кара Ибрагим Оглу и др. Верные потомки установили в честь героев защитников Родины памятники. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Орталан переименовали в Земляничное и, соответственно, Орталанский сельсовет - в Земляничненский.

Историческая загадка села и его окрестностей. «Чёртов мост» и забытая дорога на Орталан.

Отдельный интерес нашего исследования представляет дорога через лес Ворон - Орталан и так называемый «Чертов мост». А мост этот действительно Чёртов, так его называют местные. Хотя есть у него и более старое название - Улан-Баглан (в вольном переводе: «связанные в узел растения»). Говорят, что кКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.аменный мост взорвали партизаны ещё в Великую Отечественную войну, а позже дорожники так и не построили новый, бросив через теснину несколько стволов деревьев. Именно из-за этого, а также из-за сложного характера местности - упавших камней и огромных буков, преграждающих путь, нескольких оползней - извилистая дорога из села Земляничного на юг потеряла своё прежнее транспортное значение.Только от Земляничного (ранее Орталан) до перевала Маски насчитывается семнадцать крутых поворотов - извивов дороги. В этих краях такие загогулины по сходству называют «подковками». Причём пять из «подковок» укреплены каменными подпорными стенками - крепидами. Было и два полноценных моста - уже известный нам и ещё один, ближе к Орталану, ныне тоже разрушенный, безымянный.Эти камни на поворотах дороги и есть самая большая историческая загадка здешних мест. Никто точно не знает, с каких времён существуют эти памятники-крепиды, как, впрочем, и сама дорога. Известная крымская исследовательница Марина Мальгина изучала именно её и в итоговой статье высказала очень интересную мысль. К дорогам никогда не относились как к самостоятельным памятникам истории, разве только как к её немым свидетелям.В работах же по истории дороги рассматриваются лишь в качестве места, направления проезда того или иного важного путешественника и только в некоторых случаях - как факт, историческое событие, например, в случае со строительством шоссе Симферополь - Алушта. В сугубо археологических исследованиях эти важные пути сообщения упоминаются разве что только при описании «длинных стен» страны Дори. В обобщающих же работах об этом говорится лишь опосредованно, а в популярной литературе дорожный вопрос иной раз доходит до абсурда. «Небольшой опыт написания данной статьи вскрыл главную проблему: историей, географией и геополитикой старых крымских путей никто не занимается и не занимался, тем не менее, вопрос настолько животрепещущий, что сам напрашивается на поиск ответов, причём любых, даже самых нелепых. В современных условиях развития туризма и глухого научного молчания рождаются статьи о тропе то атлантов, то римских легионеров, которая опоясала весь горный Крым», - написано историком-краеведом несколько лет назад в журнале «Историческое наследие Крыма». И именно в этой статье сделана пКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.опытка развенчать или обосновать несколько версий возникновения самых загадочных дорог Крымских гор, а главное - понять, что за дорога идёт от Ворона на Орталан. Попробуем разобраться и мы, отмеряя километры по подсыпанной щебёнкой дороге. Наличие крепид, подсыпки, мостов указывает на то, что дорога эта не просто путь, естественно сложившийся между селениями, а планомерное и, вероятно, единовременное сооружение, потребовавшее немало рабочей силы, инженерного расчёта и определённых денежных затрат. Возникает вопрос: кто и когда организовал прокладку дороги в этой местности? Нет, римляне не строили этот путь: слишком уж притянута за уши экскурсоводами-любителями тема римского дорожного строительства в горном Крыму и на Южном берегу. Да, найдены в Херсонесе и в крепости Харакс алтари с посвятительными надписями бенефициария XI Клавдиева легиона. Но они сами по себе не являются фактом, доказывающим присутствие в Таврике всего легиона и уж тем более его строительную деятельность здесь. Дороги для древних римлян - всегда были понятием государственным, широким, затратным.Да и византийцы, уже в средние века, тоже вряд ли строили этот путь, хотя их «длинные стены» историки ещё ищут и дискутируют по поводу найденного. Более вероятным кажется строительство дороги от побережья до горных деревень предприимчивыми генуэзцами и венецианцами - итальянцами приморских республик. Но и тут появляется много вопросов, хотя некоторые местные селения - нынешние Переваловка, Ворон, Шелен, монастырь святой Параскевы в Топлах - и упоминаются в генуэзских документах.«Век золотой Екатерины» тоже не оставил о себе никаких отметок на пути Ворон - Орталан. Несмотря на досужие домыслы некоторых экскурсоводов, российская императрица вовсе не собиралась ехать по лесным кручам. Можно выдвинуть ещё ряд гипотез, относя дорогу-кручёнку ко времени Крымского ханства или расцвету в здешних краях армянских поселений в семнадцатом веке, а можно согласиться и с тем, что строилась она в конце позапрошлого века, а обустраивалась перед Первой мировой войной. Как бы там ни было, но это - факт нашей истории, и его важно сохранить. Исследователи считают, что определить истинный возраст тех или иных дорог невозможно, потому что большинство из них проходит по путям, существовавшим всегда. Чаще всего невозможно ограничить и хронологическими рамками возведение тех или иных сооружений, так как оно, как правило, растянуто во времени. А вот отнесение таких элементов к интереснейшим и охраняемым историко-археологическим объектам важно и необходимо.

Современное состояние села

НКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.а территории Земляничненского сельского совета ( с. Земляничное, Синекаменка, Опытное, Родники, Еленовка, Учебное) до 2006 г. существовал колхоз «Заря», действовали консервный завод, автогараж, тракторная бригада, животноводческая и птица фермы, овощеводческая и садоводческая бригады.

В 1988 г. была сдана в эксплуатацию новая Земляничненская Общеобразовательная школа на 360 мест. С 1989 г. по 2005 г. на базе школы работал летний оздоровительный лагерь «Земляничка». С 2006 г. лагерь арендует здание бывшего детского сада. В селе действуют библиотека, молодёжный центр ( построенный взамен старого Дома культуры), где работают разные секции :

танцевальный, вокальный, проводятся праздничные концерты. Уже не первый год на центральном стадионе «Сереба» 1 - го июня в международный день защиты детей проводится Всекрымский фестиваль, где участвуют дети со всего Крыма. С 2Конкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.009 г. была восстановлена работа детского сада «Земляничка». Проводятся футбольные турниры между соседними сёлами. В 1998 г. на территории села Земляничное предприниматель Куртсеитов Э. Н. начал финансирование строительства мечети ( на сегодняшний день строительство не завершено, но ведутся отделочные работы).

СКонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.ёла Земляничное, Радостное, Синекаменка, Еленовка, Опытное находясь в горно - лесной местности, приблизительно в 40 км. от моря имеют хорошие перспективы для развития туризма. В 1989 г. на территории с. Земляничное началось строительство ТОВ «Комплекс», строительство было закончено через 3 года. База отдыха была построена с целью организации оздоровления работников Высокогорного комбината Свердловской области города Нижний Тагил. Оздоровительные услуги на базе постоянно совершенствуются.

ККонкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.онечно, как и в других населённых пунктах Крыма есть определённые проблемы и у нас в селе: проблема трудоустройства молодёжи, организация подачи воды, ремонт дорог и другие. Но опыт старшего поколения показывает, что трудолюбие, целеустремлённость, дружелюбие между народами и другие положительные качества человека могут преодолеть любые трудности.

Конкурсная работа по крымоведению на тему История моего села.

9


© 2010-2018