- Преподавателю
- География
- Урок по теме Разнообразие лесов России
Урок по теме Разнообразие лесов России
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Наталья С.И. |
Дата | 13.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Разнообразие лесов.
ТДЦ: Образовательная: Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомиться с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.
Развивающая: Развивать умение характеризовать природные комплексы, используя тематические карты, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательная: Продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам охраны природы.
Дидактическая цель: создать условия для осознания уже изученного материала и получение новой учебной информации; способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: частично - поисковый, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный
Формы: Фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: атлас России 8-9 класс, технологические карты учащимся, презентация
Ключевые понятия: природный комплекс, компоненты природы, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесные ресурсы
Технологическая карта урока
Этапы
Учебные
задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии
Чтение отрывка произведения «Лес» по Сергею Тимофеевичу Аксакову, звучит релаксационная музыка «ЛЕС» (см. приложение)
Создается настрой на урок
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности,
Организация беседы
-Каковы же причины особенности русской нации?
Русские пословицы и поговорки на доску.
Организация приема «домысливание»
Чтение высказывания русского историка В.О. Ключевского (см. приложение)
Тема : РАЗНООБРАЗИЕ ЛЕСОВ
Определение целей с помощью слов помощников:
ИЗУЧИМ лесную зону России
УЗНАЕМ как природа леса повлияла на формирование характера русского человека
3. Актуализация знаний.
актуализация опорных знаний и умений.
Беседа
- вспомним определение природного комплекса,
- назовите компоненты природы
-Какие природные зоны мы изучили
- по карте природные зоны России (рис.77 стр. 174) покажите лесную зону, где она расположена, на какие подзоны делится.
Ответы учеников
Составляют схему на доске (см. приложение)
4. Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
1.Особенности природы тайги.
Организация групповой работы
Проверка заполнения таблицы
2. Значение леса в природе и жизни человека.
Беседа
- индивидуальное задание: загадка (см. приложение)
Беседа
Работа в группах, получение продукта от группы
Учащиеся, работая с картами атласа, учебником письменно выполняют задания
(см. приложение)
Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (таблица)
Составление схемы на доске.
5. Первичная проверка понимания.
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
Проведение и организация проверки географического диктанта.
Выполнение и проверка диктанта.
9. Подведение итогов занятий
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Подведение итогов урока.
Достижение целей урока.
10. Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения
Похвалить за активное участие.
11. Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Изучить параграф 30
Творческое задание: расскажите о значении леса для вашей семьи (презентация)
Приложение
ЛЕС ( по Аксакову)
Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, озера, и ручьи почти всегда обрастают лесом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водой заключается другая цель природы. Леса- хранители вод: деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров.
И этот лес, эту красоту земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым мы греемся в долгие жестокие зимы, - не бережем мы в высочайшей степени.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет.
Летний день год кормит
Климат
Почва
Воды
Рельеф
Растения
Животные
Равнины горы озера болота вечная мерзлота
1 группа
По атласу с. 14-15 «Физическая карта России» опишите особенности рельефа природной зоны тайги. В чем особенность рельефа Восточно - Европейской равнины? ( ПОДСКАЗКА: перепады высот равнины, заболоченность)
4 группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков. В каком климатическом поясе расположена? Определите
(ПОДСКАЗКА: город Якутск)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
2 группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? Определите Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Архангельск)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
3 группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Нижневартовск)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
5 группа
По учебнику параграф 30, стр. 183 выпишите названия растений, произрастающих в тайге
6 группа
По учебнику параграф 30, стр. 183 выпишите названия животных, живущих в тайге
7 группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата смешанных и широколиственных лесов. Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Москва)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
8 группа
По учебнику параграф 30, стр. 185 выпишите названия растений, произрастающих в смешанных и широколиственных лесах. (ПОДСКАЗКА: Читать статью «Портрет смешанного леса»)
9 группа
По учебнику стр. 159 выпишите названия животных, живущих в смешанных и широколиственных лесах
Тайга
Компоненты природной зоны
Рельеф
Восточно- европейская равнина
Западно- сибирская равнина
Средне- сибирское плоскогорье
Климат
Умеренно- континентальный
континентальый
Резко- континентальный
Растительность
ель
сосна
лиственница
Животный мир
Бурый медведь, рысь, лось, белка, соболь, бурундук, волк, лисица, дятел, глухарь, рябчик, клест
Смешанные и широколиственные леса
Компоненты природной зоны
Рельеф
Восточно- европейская равнина
Климат
Умеренно- континентальный
Растительность
Ель, сосна, бук, тополь, рябина, липа, дуб
Животный мир
Белка, лесная куница, хорь, бурый медведь, лось, летучая мышь, дятел, сова
Шел я лесом,
Нашел я дерево,
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Первое дело - слепому посвечение;
Второе дело - нагому потешение;
Третье дело - скрипучему поможение;
Четвертое дело - хворому полегчение.
(Береза, лучина, веник, береста, сок)
Географический диктант
-
Эта природная зона занимает самую большую площадь
-
Природная зона имеет более разнообразный растительный состав
-
Средняя температура января достигает - 32 оС
-
Мало певчих птиц
-
Деревья более холодноустройчивы
-
Обитает бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц
-
Древесина - главное богатство
-
В зоне много болот
-
Условия зоны более благоприятны для земледелия
-
Эта зона отсутствует в Сибири
-
Средняя температура января изменяется от - 4 до - 16оС
Тайга- 1,3,4,5,6,7,8
Смешанные и широколиственные леса- 2,9,10,11
ФИ___________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
1
группа
По атласу с. 14-15 «Физическая карта России» опишите особенности рельефа природной зоны тайги.
В чем особенность рельефа Восточно - Европейской равнины?
( ПОДСКАЗКА: перепады высот равнины, заболоченность)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ__________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
2
группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена? Определите Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Архангельск)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ_________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
3
группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена?
________________________________________________Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Нижневартовск)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ__________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
4
группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата тайги. В каком климатическом поясе расположена?
________________________________________________Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Якутск)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
5
группа
По учебнику параграф 30, стр. 183 выпишите названия растений, произрастающих в тайге ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ_______________________________________________________Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
6
группа
По учебнику параграф 30, стр. 183 выпишите названия животных, живущих в тайге ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ__________________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
7
группа
По атласу стр. 17 «климатическая карта России» определите особенности климата смешанных и широколиственных лесов. В каком климатическом поясе расположена? __________________________________ Определите среднюю температуру января и июля, количество осадков.
(ПОДСКАЗКА: город Москва)
Ср. t янв =
Ср. t июня =
Среднее количество осадков-
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ__________________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
8
группа
По учебнику параграф 30, стр. 185 выпишите названия растений, произрастающих в смешанных и широколиственных лесах. (ПОДСКАЗКА: Читать статью «Портрет смешанного леса»)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса
ФИ__________________________________________________________________
Технологическая карта
Тема урока: Разнообразие лесов.
Великий русский историк В.О. Ключевский писал:
Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
9
группа
По учебнику стр. 159 выпишите названия животных, живущих в смешанных и широколиственных лесах ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Тайга
Смешанные и широколиственные леса