Рабочая программа по географии 6 класс по Герасимовой

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новожизненская основная общеобразовательная школа

Рассмотрена и на заседании методического объединения учителей _______________

________________________

протокол № _____

от «____» ________ 2015г.

Принята педагогическим советом школы

протокол №____

от «____» _________ 2015г.

« Утверждаю»

Директор школы

______________________

приказ №____

от «____» __________ 2015г.

Рабочая программа

по географии для 6 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2015-2016 учебный год



Составитель: учитель географии

Порфирьева Светлана Владимировна













Новая Жизнь

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество недельных часов - 1

Количество часов в год - 35

Уровень рабочей программы - базовая

Классификация рабочей программы - типовая

Цели и задачи рабочей программы:

систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;

  1. актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;

  2. развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  3. научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;

  4. научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;

  5. включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

  6. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  7. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  8. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное - показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

-приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от

30 августа 2013г № 840 « О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»

-методических рекомендаций по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06321) и методическими рекомендациями по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу основного общего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 24.08.2012 № 01-03/06332).

Данная рабочая программа разработана на основе

Примерной программы основного общева образования по географии «География Земли»

(6-7 классы); авторской программы по географии 6-10 классы/Под редакцией И.В.Душиной.М.:Дрофа,2006

Место предмета в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации в 6 классе на изучение биологии выделяется 35 часов (из расчета 1 учебный час в неделю, 35 учебных недель).

Формы организации образовательного процесса:

традиционные уроки, проверочная работа, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, экскурсия, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы уроков (урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.

Виды и формы контроля:

Виды: текущий, периодический (тематический), итоговый, самоконтроль.

Формы: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.

Учебно-методический комплект для обучающихся:


  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2010.

  2. Комплект контурных карт "Физическая география, начальный курс". 6 класс - М.: Дрофа, 2012.


  1. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.



























Учебно - тематический план





Наименование темы

Количество часов

Формы контроля, сроки

всего

В т.ч. на формы обучения

и контроля

тесты

Практи- ческие работы

Обобщающие уроки

1

Введение.

1





2

План местности.

4

1

3

1

Практическая работа У-2,3,4.

Тест У-5

3

Географическая карта.

6

1

1

1

Практическая работа У-9

Тестирование У-11

4

Литосфера.

6


1

1

Практическая работа У-15

Обобщающий урок за полугодие У-17

5

Гидросфера.

8

1

1


Практическая работа У- 23

Тестирование У-25

6

Атмосфера.

6

1

2


Практические работы У-27,29.

Тестирование У-31

7

Биосфера.

4


1

1

Практическая работа У-33

Итоговый урок -35

Всего

35

4

9

4








Содержание тем учебного курса

Введение.

География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.

Виды изображений поверхности Земли.

Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности.

План местности. Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты.

Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.

Строение Земли. Земные оболочки.

Земля - как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера.Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие -важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Население Земли.

Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

Стихийные природные явления.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно - методическое обеспечение

1. Герасимова Т.П. География. Начальный курс / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. - М.: Дрофа, 2007.
2. Географический атлас: 6 класс. - М.: Дрофа, 2012.
3. Контурные карты по географии: 6 класс. - М.: Дрофа, 2012. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс.М.: «ВАКО»,2008

4. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 240 с.
5. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. - 608 с.
6. География в таблицах. 6 - 10 кл.: Справочное пособие /Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. - 160 с. 7. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод.пособие.- М: Дрофа, 200. - 128 с. 8. Элькин Г.Н. Физическая география.6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). - СПб.: «Паритет», 2003. - 160 с.




Материально - техническое и информационно - техническое обеспечение


1. Книгопечатная продукция

· Стандарты образования по химии основного общего и среднего полного образования

· Примерные программы основного общего и среднего полного образования

· УМК 6класс

· Литература для домашнего чтения (энциклопедии, атласы, справочная литература и др. пособия)

2. Печатные пособия

· Таблицы, географические карты, модель

· Контрольно-измерительные материалы.

Другие пособия: атласы, контурные карты, модель Земли


3.Звуковые пособия

· DVD диски


4.Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Multimedia Projector

  • Диски с фрагментами уроков и внеклассных мероприятий.


5.Учебно-практическое оборудование

· Классная доска

· Экран

· Шкаф 5-ти секционный для хранения таблиц, пособий, муляжей, влажных препаратов и др.

· Стол для ТСО





Оцениваемые практические работы:

П.Р.1. «Масштаб».

П.Р.2. «Азимут».

П.Р.3. « План местности».

П.Р.4. «Географические координаты».

П.Р.5. «Описание форм рельефа».

П.Р.6. « Описание внутренних вод».

П.Р.7. «Построение графиков хода температур».

П.Р.8. « Построение диаграмм количества осадков».

П.Р.9. «Характеристика природного комплекса».











Календарно-тематическое планирование

№ урока


Тема и количество часов


Дата

Примечание

план

факт

Введение


1



Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля - планета Солнечной системы.







План местности



2



П.Р.1.Понятие о плане местности. Масштаб.




3



П.Р.2. Стороны горизонта. Ориентирование.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.




4


П.Р.3. Составление простейших планов местности.



5

Тестирование по теме «План местности».



Географическая карта


6


Форма и размеры Земли. Географическая карта.



7

Градусная сеть на глобусе и карте.



8

Географическая широта. Географическая долгота.


9


П.Р.4 «Определение координат различных точек Земли». Географические координаты.



10

Изображение на физических картах высот и глубин.


11

Тестирование по теме «Географическая карта».




Литосфера



12


Земля и ее внутреннее строение.


13


Движение земной коры. Вулканизм.


14


Рельеф суши. Горы.


15



П.Р.5. Равнины суши.




16

Рельеф дна Мирового океана.


17


Обобщающий урок за 1 полугодие.




Гидросфера.



18


Вода на Земле.






19


Части Мирового океана. Свойства вод океана..


20


Движение воды в океане.


21



Подземные воды.



22

Реки.


23

П.Р.6. Озера.


24

Ледники.


25

Тестирование по теме «Гидросфера».




Атмосфера



26


. Атмосфера: строение, значение и назначение.


27

П.Р.7. Температура воздуха.


28

Атмосферное давление. Ветер.




29


П.Р.8. Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.


30


Погода и климат. Причины, влияющие на климат.


31

Тестирование по теме «Атмосфера».



Биосфера



32


Разнообразие и распространение организмов на Земле.


33

П.Р.9. Природный комплекс.


34

Население Земли.


35

Итоговый урок.



© 2010-2022