Разработка урока на тему

конспект урока, составленный с учетом ФГОС ООО, предполагает развитие универсальных учебных действий:Цели урока: -  сформировать  представления о пого­де и ее элементах, причинах, влияющих на погоду; -  способствоватьразвитию логического мышле­ния учащихся путём выявления причинно-следственных связей между элементами погоды; - создать условия для реализации творческой активности,  формирование познавательных учебных действий на основе полученной информации. Планируемые результаты: а) Личностные...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

« Медвенская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского района Тульской области

Разработка урока географии в 6 классе


« ПОГОДА »

( МЕТАПРЕДМЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ « ЗНАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ »)







Составила: учитель географии

Маковская Виктория Викторовна

Цели урока:

- сформировать представления о погоде и ее элементах, причинах, влияющих на погоду;

- способствовать развитию логического мышления учащихся путём выявления причинно-следственных связей между элементами погоды;

- создать условия для реализации творческой активности, формирование познавательных учебных действий на основе полученной информации.

Планируемые результаты:

а) Личностные:

- интеллектуальная активность - интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного выбора

- коммуникативные навыки - владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения

- ответственность и адаптивность - личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей

б) Метапредметные:

- познавательные действия - включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования

- коммуникативные действия - обеспечивают возможность сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве своего товарища и самого себя

- закрепление умений работать с информацией - находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию

в) Предметные:

- освоение знаний о погоде, ее элементах, причинах ее изменения

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей

- овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, календарь погоды ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.

Оборудование: карточки на доску, листы заданий для групп, ромашка для каждой группы , учебник

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Беседа по теме «Атмосфера»

Учитель: - Если не знаешь, о чем говорить с человеком, говори о погоде. Погода интересует абсолютно всех. Особенно то, какой она будет в ближайшие дни, летом, зимой. Как вы думаете, что такое погода?

( Учащиеся предлагают свои версии определения этого понятия ).

Учитель: - Давайте попробуем вместе найти ответ на этот, казалось бы, простой вопрос. Я дам вам несколько подсказок, с помощью которых вы сумеете сказать, что же такое погода. На доске скрыто определение погоды. Отвечая на мои вопросы, вы постепенно откроете все предложение.

Итак, подсказка №1. Многие поэты описывали в своих произведениях явления атмосферы. Послушайте отрывки из некоторых.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит... ( А. С. Пушкин )

Внезапно небо прорвалось

С холодным пламенем и громом,

И ветер начал вкривь и вкось

Качать сады над нашим домом... ( Н. М. Рубцов )

- Ребята, какой слой атмосферы описан в стихотворениях поэтов? (Тропосфера)

- Достаточно ли знать только это?

Подсказка № 2. Например, в Красноярске -

-15 °С, в Москве - 10 °С, а во Владивостоке -

-13 °С, т. е. в данном месте (здесь!). А сейчас понятие полное?

Подсказка № 3. В течение прошлой недели погода была одинаковая? Так что же такое погода?

Погода - этo состояние тропосферы в определенном месте и в определенное время.

- Давайте сравним полученное определение с определением в учебнике.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Мини-исследование в группах

Учитель: - А сейчас мы проведем небольшое исследование в группах. Каждая группа получает лист с заданием и работает в течение 10 минут.

Лист заданий для первой группы. Выполните следующие задания, опираясь на дополнительную информацию.

1.Прочитайте предложенный вам текст и выявите основные элементы погоды. Объясните взаимосвязь элементов погоды.

Главное свойство погоды - ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно. Утром может быть солнечно, днем собираются облака и идет дождь, а к вечеру снова устанавливается ясная, но более прохладная погода. Элементы погоды взаимосвязаны: температура воздуха повышается, воздух поднимается вверх, охлаждается, атмосферное давление у поверхности Земли падает, происходит образование облаков. При понижении атмосферного давления мы ждем облачную, дождливую погоду. В жаркую погоду усиливается испарение, и из водяного пара на высоте образуются облака.

Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы.

2.Пользуясь данными календаря погоды на 1- 4 марта 2013 года в Туле, сделайте вывод о ее состоянии.Разработка урока на тему

Разработка урока на тему

Лист заданий для второй группы. Выполните задания, используя дополнительную информацию по теме.

  1. Прочитайте текст, определите главную причину изменения погоды. Объясните свой выбор.

Главное свойство погоды - ее изменчивость. Погода может меняться в течение дня неоднократно Утром может быть солнечно, днем собираются облака и идет дождь, а к вечеру снова устанавливается ясная, но более прохладная погода. Элементы погоды взаимосвязаны: температура воздуха повышается, воздух поднимается вверх, охлаждается, атмосферное давление у поверхности Земли падает, происходит образование облаков. При понижении атмосферного давления мы ждем облачную, дождливую погоду. В жаркую погоду усиливается испарение, и из водяного пара на высоте образуются облака. Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздух приобретает свои свойства в зависимости от того, над какой поверхностью он находится.

  1. Пользуясь данными календаря погоды на 1- 4 марта 2013 года в Туле, сделайте вывод о ее состоянии.

Разработка урока на тему




Лист заданий для третьей группы. Выполните задания, используя дополнительную информацию по теме. Разработка урока на тему

1. Прочитайте текст, определите основные свойства воздушных масс. Почему воздушные массы такие разные?

Главное свойство погоды - ее изменчивость. Если меняется направление ветра, то жди смены погоды. Ветры приносят разные воздушные массы. Воздушные массы - это большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам: влажности, температуре, прозрачности. Воздушные массы, которые длительное время находились над океаном, приносят дожди, снег, так как они вбирают в себя влагу, испаряющуюся с поверхности океана. Их называют морскими воздушными массами. Воздух, который некоторое время находится над сушей, становится сухим. Это континентальные воздушные массы. Южный ветер приносит нам теплый воздух. Воздушные массы приобретают свойства в зависимости от того, над какой поверхностью

они находятся. Над пустыней воздух становится не только сухим и теплым, но и запыленным.

2.Пользуясь данными календаря погоды на 1-4 марта 2013 года в Туле, сделайте вывод о её состоянии.

Разработка урока на тему


Разработка урока на тему

Ответы учащихся после обсуждения в группах:

1 группа: элементы погоды: температура воздуха , атмосферное давление, осадки, облачность, ветер.

2 группа : изменение элементов погоды, которые находятся во взаимосвязи.

3 группа : температура, влажность, запыленность.

Учитель: - Какая погода преобладала в Туле с 1 по 4 марта ?

Учитель : - Как вы думаете, почему люди всегда наблюдали за сменой погоды ?

Учащиеся : - Погода могла преподнести неприятные сюрпризы в виде ненастья во время уборки урожая или сенокоса. В июне могли быть утренние заморозки. Град мог уничтожить урожай.

На доске из напечатанных карточек выстраивается схема.

Раньше ► Предсказание погоды по местным признакам:

УЛУЧШЕНИЕ ПОГОДЫ

УХУДШЕНИЕ ПОГОДЫ

солнце восходит в тумане - ясная , тихая погода

появление на небе перистых облаков в виде длинных полос - к ненастью

мошкара вьется кругами - теплая погода

собака усиленно роет землю или ест траву - к дождю

летом на небе много звезд - к ясной погоде

дождевые черви появляются на поверх-ности земли - к неустойчивой погоде с дождями и грозами

вечерняя роса - первый признак ясной погоды на завтрашний день

ночью был иней - днем выпадет снег

чистый голубой цвет неба зимой - к ясной, устойчивой погоде

ягод много на рябине - осень будет дождливой

Сегодня ► Приборы, метеостанции, гидрометеорологические службы, всемирные метеорологические центры (их всего три: в Москве, Вашингтоне (США), Мельбурне (Австралия), метеоспутники, компьютеры, космические снимки, синоптические карты.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

Учитель: - Для того чтобы немножко снять напряжение и повторить материал нашего урока, давайте сыграем в игру «Ромашка».

У каждой группы на столе лежат цветные лепестки с основными понятиями нашей темы. На доске прикреплены сердцевинки ваших ромашек, на которых написано общее понятие, объединяющее в себе все остальные. Ваша задача - обсудив вопрос в группе, прикрепить к сердцевинке тот лепесток, который является ответом на поставленный мною вопрос. Но прикреплять мы будем цветной стороной, чтобы ваш ответ не был виден другим командам. Когда вся ромашка будет собрана, мы проверим правильность выполнения задания. Итак, начинаем.

  1. Степень нагретости воздуха, которая измеряется с помощью термометра и является одной из важнейших характеристик погоды. (Температура воздуха)

  2. Нижний, основной слой атмосферы, в котором содержится 80 % всего воздуха и почти весь водяной пар. Здесь образуются облака и осадки. (Тропосфера)

  3. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней предметы. (Атмосферное давление)

  4. Движение воздуха в горизонтальном направлении относительно поверхности земли. (Ветер)

  5. Вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков либо оседающая непосредственно из воздуха на поверхности Земли. (Атмосферные осадки)

  6. Большие объемы воздуха тропосферы, различающиеся по своим свойствам и являющиеся главной причиной изменения погоды. (Воздушные массы)

Оцена выполнения задания.

5. РЕФЛЕКСИЯ

Учитель: - Ребята, о чем вы сегодня узнали на уроке? Пополнили ли вы свой багаж знаний новой информацией?

Учитель: - Как вы думаете, а что такое знание ?

Учащиеся: -Иметь сведения о ком - или о чём-нибудь; обладать по
представлением об объекте или явлении.

Учитель: - Что помогло вам приобрести сегодня эти знания? С чем вы работали сегодня на уроке ?

Учащиеся: - С информацией .

Учитель : - А что такое информация ?

Учащиеся : - Сведения об окружающем мире, процессах в нем , которые воспринимаются человеком, устройством.

Учитель : - А как мы можем связать эти два понятия: знание и информация? Учащиеся : - Знания мы получаем благодаря информации, которую можем почерпнуть из разных источников: книг, справочников, таблиц, схем, рисунков и т. д.

Учитель : - А на каких предметах, кроме географии, вы также можете пополнять свои знания благодаря информации ?

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ( по выбору )

1) подобрать народные приметы погоды по временам года

2) составить деформированный текст о погоде , используя п.


© 2010-2022