- Преподавателю
- География
- Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи (1класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему Где живут белые медведи (1класс)
Раздел | География |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стропус Л.Ю. |
Дата | 21.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.
Учитель: Стропус Л.Ю.
МБУСОШ № 74
Окружающий мир. 1 класс.
Тема урока: Где живут белые медведи?
Цели:
1. Формировать представление о разнообразии природы Земли.
2. Познакомить с холодными районами Земли ( Северный Ледовитый океан, Антарктида), с представителями животного мира этих районов.
3. Учить приемам работы с картой полушарий и глобусом
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся показывать на карте и глобусе и называть холодные районы Земли.
2. Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями.
Оборудование:
1. Презентация Power Point « Где живут белые медведи и пингвины?»
2. Аудиозапись песен « Колыбельная медведицы» (слова и муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева),
«Пингвины» (муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой)
3. Карта полушарий, глобус.
4. Рисунки детей и картинки с изображением белого медведя и пингвина.
5. Пластилин.
6. Проектор, ноутбук.
2)
1. Оргмомент.
2. Самоопределение к деятельности. Проблемная ситуация ( тема и задачи урока)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с животными, обитающими в холодных районах Земли.
- Хотите узнать с какими? (да)
- Я предлагаю вам 3 варианта ответов:
1 вар - Я называю вам этих животных.
2 вар - Мы откроем учебники и прочтем название темы.
3 вар - Я загадаю вам загадки, вы попробуйте их отгадать и мы вместе решим, с какими животными мы познакомимся сегодня на уроке.
- Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно
Загадаю вам загадки
Отгадайте обязательно.
1.
Среди снегов и льдов не голодает
За рыбой в холодную воду ныряет
Густая белая шерсть спасает
В мороз согревает
(Белый медведь)
(Вывешиваю на доске картинку)
2.
В черных фраках
В белых майках круглый год
Ходит этот удивительный народ
(Пингвины)
( Вывешиваю картинку с изображением пингвина)
- Кто догадался, какова тема нашего урока ?
( Где живут белые медведи и пингвины)
- Прочтите тему урока на стр. 12 учебника (читают)
- Как вы думаете, какие задачи мы поставим перед собой? ( Узнаем, где живут эти животные, чем питаются, как приспосабливаются к суровым условиям. Научимся находить холодные районы Земли на карте и глобусе)
- Давайте прочтем еще раз задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока и проверим себя в конце урока. (читают стр.12)
3)
Работа по теме урока:
- На уроке необходимо 2 важных предмета. Отгадайте, какие?
1.
Чтобы изучить пустыни, горы
И океанские просторы,
Все острова, материки
И берега большой реки,
Не нужен поезд иль автобус -
Поможет славный школьный ( Глобус)
- Что такое глобус? ( Уменьшенная модель Земли)
2. И еще на уроке нам нужна будет карта полушарий.
- Кто может показать на глобусе и карте Северный Ледовитый океан и Антарктиду?
- Что вы знаете об этих районах Земли? (ответы детей)
- Самая северная часть земного шара называется Арктика или Северный Ледовитый океан.(слайд 1) Большая часть Северного Ледовитого океана постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.
Под Северным полюсом суши нет. На побережье Океана живут очень мужественные люди : алеуты, эскимосы, саамы, чукчи. В полярных районах всю зиму длится ночь, зато летом солнце вообще не садится - стоит полярный день. На Северном полюсе почти каждую ночь можно увидеть северное сияние (слайд 2)
Северное сияние- это сверкающие, многоцветное сияние на небе, как языки пламени, северное сияние - завораживающие и чарующее зрелище, вызвано оно процессами, происходящими на солнце.
Антарктида - самая южная область планеты. Это огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе расположен Южный полюс. (слайд 3)
Из-за крайне сурового холодного климата в Антарктиде нет постоянного населения. Однако здесь расположены научные станции. В Антарктиде есть свои горы и возвышенности. Лед с них постоянно «сползает» и очень медленно движется к побережью. Эти огромные глыбы льда называются айсберги.
4) Вопросы по содержанию беседы
- Как называются холодные районы Земли? ( Северно Ледовитый океан, Антарктида)
- Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана ? ( льдом и снегом)
- Какой полюс расположен в этом районе ? ( Северный полюс)
Как называется еще один холодный район Земли? (Антарктида)
- Какой полюс расположен в этом районе ( Южный полюс)
- А хотите, узнать, какие животные обитают в этих районах Земли? (показывают на карте и глобусе)
- Как вы думаете, какие животные могут обитать в этих холодных районах?
Откройте учебник на странице 12,13.
- Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей и пингвинов, мы отправляемся в путешествие. Для этого мы разделимся на 2 группы. Одна отправится на Северный полюс, вторая на Южный.
- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (теплая одежда)
- Правильно, и на Северном полюсе, и на Южном очень холодно. Надо взять шапку, куртку, варежки, могут пригодиться лыжи, аэросани.
5) Работа в группах по учебнику ( по плану )
План (на доске )
1) Где вы побывали?
2) Что увидели?
3) Какие животные, птицы вам встретились?
( Выслушиваем рассказы обеих групп)
- Чем похожи эти районы? ( Здесь холодно, много снега и льда)
- Одних и тех же или разных животных можно встретить в этих районах? ( разных )
6) Физминутка ( « Колыбельная медведицы» )
7) Продолжение работы по теме урока
- Итак, каких животных вы встретили на Северном Ледовитом океане?
- Подумайте, как животные приспособились к жизни в холодных районах? ( ответы детей)
Белые медведи ( слайд 4)
- Белые медведи обитают на Крайнем Севере, за полярным кругом, среди вечных льдов и снегов - на островах и холодном побережье Северного Ледовитого океана. Это самое большое, самое сильное и могучее животное из семейства медвежьих. Его вес около 700 кг, а длина туловища достигает 3 м.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растет даже на подушечках лап, поэтому животные легко и быстро передвигаются по снегу и льду. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела. Благодаря густому подшерстку ему не страшны даже самые лютые морозы.
Белые медведи- отличные пловцы. (слайд 5) Они могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу и поэтому даже в мороз они остаются сухими, и им не страшна никакая простуда. В самые лютые морозы они купаются в ледяной воде. Отлично плавают, ныряют и нередко совершают длительные прогулки, удаляясь от суши в открытое море на десятки километров. Много времени белый медведь проводит на плавающих льдинах.
Излюбленная пища белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца, песцы. (слайд 6)
Зимуют белые медведи в берлоге изо льда. В ноябре или декабре медведица выкапывает в снегу глубокую нору. Через 1-2 месяца на свет появляются 2-3 малыша. (слайд 7) Они спят вместе с медведицей в берлоге до наступления весны. Еще 2 года после рождения медведица кормит и заботится о своих детенышах.
Еще на крайнем Севере обитают моржи (слайд 8)
(рассказ ученика)- Апалатова Д.
Также там можно увидеть тюленей. (слайд 9)
( рассказ ученика) Ступина Л.
На Крайнем Севере водятся песцы. (слайд 10)
(рассказ ученика) Еремченко Н.
- Итак, какие животные обитают на Северном Ледовитом океане? (белые медведи, тюлени, моржи, песцы).
Девочка выходит к доске и читает стихотворение «Пингвины» ( Г. Гоппе)
Беседа:
Пингвины - морские птицы. (слайд 11)
Живут в Антарктиде, на Южном полюсе. Единственная птица, которая может плавать, но не умеет летать. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. ( слайд 12) Рост пингвинов - около метра. Голова и спина черные с синим и зеленым отливом, а на брюшке перья ослепительно белые.
Когда пингвины выходят на берег на прогулку, кажется, что это люди неторопливо гуляют парами в нарядных черных фраках. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который спасает их от сильных морозов и ветров.
В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Летом не больше + 1 t, а зимой бывает - 60 t. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. (слайд 13)
В самый разгар морозов пингвиниха откладывает одно яйцо. Появление яйца будущие родители встречают радостными возгласами, кланяются и благодарят друг друга. Затем отец - пингвин берет яйцо и прячет его в жировую складку на брюшке. Теперь он будет держать его на лапах- ластах 2 месяца, стоя на трескучем морозе и сильном ветру, почти не двигаясь. Все это время пингвин ничего не ест и живет только за счет жира, который он накопил летом. А мама в это время плавает и ныряет в море, нагуливая жир.
Но вот появляется птенец ( слайд 14 ) Теперь его воспитанием занимается мама. Это длится недолго. Как только пингвиненок встает на ножки, его отправляют в пингвиний детский сад, где он будет находиться среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. ( слайд 15 )
А родители тем временем будут уходить в море за пищей для малышей.
Еще в Антарктиде обитают Морские леопарды ( слайд 16 )
( рассказ ученика ) Кашкина Д.
В Антарктиде можно увидеть Альбатроса. ( слайд 17)
( рассказ ученика ) Гуженок Н.
Итак, какие животные и птицы обитают в Антарктиде? ( пингвины, морские леопарды, альбатросы)
Давайте прочтем о них в учебнике.
8) Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (стр 11)
- Рассмотрите рисунок в 1 ролике
- Назовите этих животных
- Кто из них лишний? ( Пингвин)
- Почему?
- Назовите животных во 2 ролике
- Кто из них лишний?
- Почему? ( Белый медведь)
9) Рефлексия
- Ответьте на вопросы учебник стр. 13
- Оцените свои достижения на уроке (цветные полоски)
- Тесты ( работа в тетради)
10) Подведение итогов урока.
- Какая задача стояла перед нами на уроке?
- Выполнили мы эту задачу?
- Что сегодня на уроке вам показалось самым интересным?
- Выставка книг, беседа по книгам .