- Преподавателю
- География
- Урок - обучающая практическая работа по географии 9 класс «Построение поло - возрастной пирамиды»
Урок - обучающая практическая работа по географии 9 класс «Построение поло - возрастной пирамиды»
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Банникова Н.С. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок - обучающая практическая работа «Построение половозрастной пирамиды»
Автор: Банникова Наталья Станиславовна, учитель географии Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 31», Великий Новгород.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов обучения. Именно о достижении данных результатов говорится в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС). Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий.
Программой и тематическим планированием предусмотрены рекомендуемые практические работы. Но при этом учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета и учебными целями, которые определяются для каждой практической работы.
В теме «Население РФ» предусмотрена практическая работа «Характеристика половозрастного состава населения по половозрастным пирамидам и другим источникам географической информации». Предлагаемая практическая работа позволяет посмотреть на половозрастную пирамиду изнутри, понять принципы построения, причины изменения пирамиды, последствия изменений численности населения во времени, что в целом облегчает понимание многих демографических процессов и взаимосвязи между ними. Важно, что на данном уроке создаются условия, инициирующие деятельность ученика.
Цель: формирование и развитие различных способов учебной деятельности в рамках предмета «География» темы «Население».
Задачи:
-
развитие познавательной компетентности через формирование познавательных учебно-логичных способов деятельности: сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам, систематизировать информацию; структурировать информацию, определять проблему и способы ее решения; формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации, владеть навыками анализа и синтеза.
-
развитие информационной компетентности через формирование учебно-информационных способов деятельности: представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах; перевод информации из одного вида в другой (текстовую, графическую, знаковую); создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами
-
развитие коммуникативной компетентности через формирование коммуникативных способов деятельности: выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; уметь вести дискуссию, диалог; находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
-
развитие рефлексивной компетентности через формирование регулятивных способов деятельности: планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями, владеть различными способами самоконтроля, анализировать способы деятельности и результаты деятельности.
Оборудование: листы ватмана и миллиметровой бумаги, ножницы, клей, маркеры, отчетные листы, магнитная доска, магниты.
Категория: учащиеся 8-10 классов.
Урок проводится в течение 2 часов после изучения темы «Естественное движение населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика».
Ход урока:
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Комментарии
Организационный
Деление на группы
Группы (3-4 человека) размещаются за отдельными столами. На столах: ватман, миллиметровка, клей, ножницы, маркер, отчетные листы
Вступление. Создание первичной мотивации.
Сегодня нам предстоит работа в группах. Каждая группа будет представлять экономистов- демографов самостоятельного государства, население которого имеет свои индивидуальные характеристики.
Цель: анализ демографических процессов, происходящих в государстве; проведение эффективной демографической политики. Вам необходимо представить полученную в ходе анализа информацию аудитории в наиболее оптимальном для понимания виде.
Как вы поняли, что предстоит сделать сегодня на уроке? Обсудите стратегию работы своей группы. Какие шаги необходимо предпринять, чтобы дойти до цели?
Вспомогательные вопросы:
Какие знания и умения вам понадобятся для данной работы?
Как вы думаете, в каком виде можно представить информацию наиболее полно? (Отразить информацию в графиках, схемах, таблицах, картосхемах, половозрастных пирамидах и т.д.).
Люди, каких профессий занимаются данной деятельностью?
Для достижения поставленной цели учащиеся разбивают её на задачи и подзадачи, выстраивают логику своей деятельности и представляют ее. Договариваются об общих и индивидуальных способах представления информации.
Актуализируют ранее полученные знания (определение рождаемости, смертности, естественного прироста, единицы измерения, половозрастная пирамида и информация, которую она содержит, демографическая политика и т.д.)
Этап урока мотивационный и частично - проблемный. Педагогическим результатом его является - формирование умений ставить учебные задачи, планировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи. Кроме того, происходит принятие учащимися социальных ролей. Частичная профориентация. Повторение информации о взаимосвязанных процессах демографии.
Результатом деятельности группы является алгоритм работы по достижению цели.
Введение в проблему.
Итак, все группы назвали два способа представления демографической ситуации - половозрастная пирамида и график численности населения. Какие данные вам необходимы для построения половозрастной пирамиды и графика?
Вводит первичные данные. Каждая группа будет представлять государство, в котором изначально проживает 12 тысяч человек, из них 5 тысяч человек в возрасте от 0 до 9 лет, 4 тысячи человек в возрасте от 10 до 19 лет и 3 тысячи человек в возрасте от 20 до 29 лет. Предположим, что в наших государствах равное количество женщин и мужчин. Создают семьи и рождают детей в возрасте 20- 29 лет. Коэффициент рождаемости, который показывает сколько детей родила бы каждая женщина в репродуктивном возрасте (в нашем государстве от 20 до 29 лет)-10. Как рассчитать сколько младенцев появится на свет? (необходимо : количество человек в возрасте 20-29 лет\2 *10). Средняя продолжительность жизни населения наших государств 60 лет. Итак, начинаем заполнять таблицу и строить половозрастную пирамиду, чертить график численности населения.
Активно включаются в работу. Высказывают предположения. Совместная деятельность по заполнению таблицы, построению пирамиды, созданию графика.
На доске появляются расчеты, таблица и половозрастная пирамида, выполненная из полосок миллиметровки, прикрепленных магнитами к доске. (См. приложение №1)
Задачи и проверка понимания
Вводит начальные параметры для государств. В классе 3 (6) государства. Изначальные показатели населения одинаковые. Повторите их еще раз. (См. выше). Но в первом государстве коэффициент рождаемости - 4, во втором - 2 , в третьем - 1. Какова цель вашей работы?
Отвечают на вопросы.
Работа в группах
Оказывает консультативную помощь.
Анализируют. Преобразуют информацию в таблицы, графики, схемы. Создают собственную информацию и её представляют в соответствии с учебными задачами. Формулируют выводы.
Для проверки деятельности групп приведены верные варианты. См. приложение №2, №3, №4.
Представление результата
Оказывает консультативную помощь. Организует коммуникацию.
Выступление групп. Обсуждение полученных результатов с позиции автора, понимающего, критика. Учащиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий.
Предметный результат - актуальное повторение знаний и умений по теме «Население» (Соответствие полученных данных типам воспроизводства населения, странам мира, определение места РФ).
Метапредметный результат -формирование учебно -информационных и учебно-коммуникативных умений.
Предметный вывод: необходимость проведения демографической политики. Метапредметный вывод: формирование умения корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
Новая задача и ее понимание
Постановка новой проблемы.
Итак, правительства государств провели демографическую политику в результате которой в 1 государстве коэффициент рождаемости изменился с 4 до 2, во 2 государстве с 2 до 4, в 3 государстве с 1 до 2. Претерпели данные изменения государства спустя 20 лет своего существования.
Проанализируйте и оцените демографическую ситуацию, сложившуюся в результате проведения данной политики. Выскажите свои предложения.
Понимание.
Половозрастные пирамиды лучше построить на тех же ватманах, а графики на тех же схемах маркером другого цвета для удобства сравнения.
Работа в группах
Оказывает консультативную помощь.
Анализируют. Преобразуют информацию в таблицы, графики, схемы. Создают собственную информацию и её представляют в соответствии с учебными задачами. Структурируют информацию. Определяют реальные проблемы и пути их решения.
Для проверки деятельности групп приведены верные варианты. См. приложение №5, №6, №7.
Метапредметный результат- формирование учебно-логических умений и навыков.
Представление результата
Оказывает консультативную помощь. Организует коммуникацию.
Выступление групп. Обсуждение полученных результатов с позиции автора, понимающего, критика. Учащиеся учатся вести полемику, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Предметный вывод: коэффициент рождаемости -2 при прочих равных условиях обеспечивает стабильность населения при абсолютно благоприятных условиях для жизни человека (отсутствие эпидемий, природных, техногенных катастроф и т.д.). Для обеспечения стабильности численности государства оптимальный коэффициент-рождаемосити-3.
Предметный результат: актуальное повторение основных понятий темы «Население», формирование умений построения и анализа половозрстных пирамид.
Метапредметный результат:
формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков,
общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,
развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Рефлексия предметных итогов
Организует рефлексию.
Анализируют полученные результаты. Осознают себя членами мирового сообщества, гражданами РФ.
Рефлексия первичной профориентации.
Рефлексия способов деятельности
Организует рефлексию.
Учащиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности и деятельности группы в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий. Возможно заполнение рефлексивных карт .
Метапредметный результат:
овладение различными способами самоконтроля.
Литература:
Демография: учебное пособие / кол. авторов; под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина.- 4-е изд., переб. и доп.- М.: КНОРУС,2008.
Бернард Небел. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х томах.- М.: «Мир»,1993.
Приложение №1
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
15
0
15
27
3/2*10=15
20
20
0
20
47
4/2*10=20
30
25
0
25
72
5/2*10=25
40
75
3
72
145
15/2*10=75
50
100
4
96
241
20/2*10=100
60
125
5
120
361
25/2*10=125
70
375
15
360
721
75/2*10=375
80
500
20
480
1201
100/2*10=500
90
625
25
600
1801
125/2*10=625
Половозрастная пирамида
График общей численности населения
Материалы для проверки работы:
Приложение №2
1 группа- коэффициент рождаемости - 4
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
6
0
6
18
3/2*4=6
20
8
0
8
26
4/2*4=8
30
10
0
10
36
5/2*4=10
40
12
3
9
45
6/2*4=12
50
16
4
12
57
8/2*4=16
60
20
5
15
72
10/2*4=20
70
24
6
18
90
12/2*4=24
80
32
8
24
114
16/2*4=32
90
40
10
30
144
20/2*4=40
Половозрастная пирамида:
График численности населения
Приложение №3
2 группа- коэффициент рождаемости - 2
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
3
0
3
15
3/2*2=3
20
4
0
4
19
4/2*2=4
30
5
0
5
24
5/2*2=5
40
3
3
0
24
3/2*2=3
50
4
4
0
24
4/2*2=4
60
5
5
0
24
5/2*2=5
70
3
3
0
24
3/2*2=3
80
4
4
0
24
4/2*2=4
90
5
5
0
24
5/2*2=5
Половозрастная пирамида:
График численности населения
Приложение №4
3 группа -коэффициент рождаемости -1
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
1,5
0
1,5
13,5
3/2*1=1,5
20
2
0
2
15,5
4/2*1=2
30
2,5
0
2,5
18
5/2*1=2,5
40
0,75
3
-2,25
15,75
1,5/2*1=0,75
50
1
4
-3
12,75
2/2*1=1
60
1,25
5
-3,75
9
2,5/2*1=1,25
70
0,375
1,5
-1,125
7,875
0,75/2*1=0,375
80
0,5
2
-1,5
6,375
1/2*1=0,5
90
0,625
2,5
-1,875
4,5
1,25/2*1=0,625
Половозрастная пирамида:
График численности населения
Приложение №5
1 группа- коэффициент рождаемости - 4 (через 20 лет -2)
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
6
0
6
18
3/2*4=6
20
8
0
8
26
4/2*4=8
30
5
0
5
31
5/2*2=5
40
6
3
3
34
6/2*2=6
50
8
4
4
38
8/2*2=8
60
5
5
0
38
5/2*2=5
70
6
6
0
38
6/2*2=6
80
8
8
0
38
8/2*2=8
90
5
5
0
38
5/2*2=5
Половозрастная пирамида:
График численности населения
5
Приложение №6
2 группа- коэффициент рождаемости - 2 (через 20 лет -4)
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
3
0
3
15
3/2*2=3
20
4
0
4
19
4/2*2=4
30
10
0
10
29
5/2*4=10
40
6
3
3
32
3/2*4=6
50
8
4
4
36
4/2*4=8
60
20
5
15
51
10/2*4=20
70
12
3
9
60
6/2*4=12
80
16
4
12
72
8/2*4=16
90
40
10
30
102
20/2*4=40
Половозрастная пирамида:
График численности населения
Приложение №7
3 группа- коэффициент рождаемости - 1 (через 20 лет -2)
Год
Рождаемость
Смертность
Естественный прирост
Общая численность
Формула
0
12
10
1,5
0
1,5
13,5
3/2*1=1,5
20
2
0
2
15,5
4/2*1=2
30
5
0
5
20,5
5/2*2=5
40
1,5
3
-1,5
19
1,5/2*2=1,5
50
2
4
-2
17
2/2*2=2
60
5
5
0
17
5/2*2=5
70
1,5
1,5
0
17
1,5/2*2=1,5
80
2
2
0
17
2/2*2=2
90
5
5
0
17
5/2*2=5
Половозрастная пирамида:
График численности населения