НОУ в 9 классе

На научно-исследовательскую работу по психологии и педагогике, выполнил ученик 9 класса кадетской школы №4. Тема новая и необычная для обучающегося. Вопросы, озвученные в работе имеют для ученика практический интерес, т.к. он выпускник 9 класса и перед ним стоит сдача ГИА.Андрей выполнял тщательно все задания преподавателя в меру своих способностей и возможностей. Сам начал изучать информацию по психологии внимания и утомляемости. Андрей рассмотрел в своей работе некоторые методики, которые помо...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ в 9 классе.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4

имени Героя России И.В. Гурова


603005, г. Н.Новгород, ул. Б.Печерская, д. 16 «б», телефоны: (831) 436-87-53, 436-03-43,

E-mail [email protected]


Научное общество учащихся




«Влияние утомляемости учащихся 9-х классов кадетской школы

на изменение показателей внимания»












Выполнил:Андрей Кулигин
ученик 9В класса

Научный руководитель:

А. Ю. Криворучко

педагог-психолог









Нижний Новгород

2015г.

Содержание


Введение

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся.

Одной из возможных причин возникновения и развития заболеваемости является умственное переутомление школьников, которое может быть вовремя замечено педагогом и ликвидировано на стадии утомления с помощью физических упражнений, релаксации, прогулки на свежем воздухе и т.п.

Утомление - временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.

Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях:

1) поведенческом - снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы;

2) физиологическом - затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике нервных процессов;

3) психологическом - снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, интеллектуальных процессов, сдвиги в эмоционально-мотивационной сфере.

Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма являются следующие периоды: адаптация к учебным нагрузкам (начало учебного года, четверти); окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения. Многие исследователи отмечают именно такую тенденцию в динамике работоспособности организма и рассматривают способы преодоления данного негативного явления в ходе учебной деятельности.

Целью данной работы является изучение Влияние утомляемости учащихся 9-х классов кадетской школы на изменение показателей внимания.

Задачи исследования:

  1. изучить особенности понятий «утомляемость» и «внимание» в подростковом возрасте в психологической теории;

  2. провести эксперементальные исследования влияния утомляемости учащихся 9-х классов на изменение показателей внимания;

  3. провести сравнительно-сопоставительный анализ выдвигаемой гипотезы исследования с полученными в ходе проводимых измерений данными

Гипотеза влияния утомляемости на учение кадет возрастной группы подростков, можно найти динамику формирования изменений показателей внимания в решении проблем мотивации и повышения активности в учебной деятельности подростков.

Объект: утомляемость в возрастной группе подростков

Предмет: влияния утомляемости на степень концентрации внимания кадет подросткового возраста в области учебной деятельности

Методы исследований:

  1. Социометрические методы: опрос, анкетирование, тестирование

  2. Статистическая обработка данных

  3. Математический анализ

  4. Методы математической статистики.


Глава 1. Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков

1.1Сущность утомления и его виды

Основной объективный признак утомления снижение работоспособности. Однако не каждый случай снижения работоспособности может рассматриваться как утомление. Работоспособность организма может понизиться в результате голода, болезненного состояния, но эти случаи не могут считаться утомлением, так как не являются следствием активной деятельности работы1. Под утомлением понимают такое состояние организма, которое возникает как следствие работы и проявляется в понижении работоспособности.

Утомление - сложное явление, развивающееся во всем организме. Мышечная работа это целостная деятельность всего организма. Функционирование организма как целого и его взаимодействие с внешним миром осуществляется посредством нервной системы при ведущей роли ее высшего отдела - коры больших полушарий. Утомление организма вследствие мышечной работы является, прежде всего, результатом сдвигов в функциональном состоянии центральной нервной системы. И. М. Сеченов писал: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы: я же помещаю его ... исключительно в центральную нервную систему»2. Исследования отечественных физиологов - И.М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. Е. Введенского, А. А. Ухтомского, Л. А. Орбели, Г. В. Фольборта и др. - убедительно обосновывают то важное положение, что в возникновении и развитии утомления нервная система играет ведущую роль3.

Утомление организма, прежде всего, связано с утомлением центральной нервной системы. Нервная система наиболее чувствительна к изменениям внутренней среды. Такие факторы утомления, как накопление в крови продуктов работы клеток, уменьшение содержания в крови сахара, недостаток при некоторых условиях кислорода в крови, понижают работоспособность организма не прямо, а главным образом опосредствованно - через центральную нервную систему

Эти возможности коры больших полушарий и других отделов мозга, осуществляемые через посредство интрацентральных путей и вегетативных нервов, реализуются с помощью регулирующих влияний на все органы и ткани, в том числе также и на центральную нервную систему. В активизации этих влияний ведущая роль принадлежит условнорефлекторным реакциям, возникающим при действии самых разнообразных сигнальных раздражителей.

Среди условных раздражителей для человека огромное значение имеет словесный раздражитель, оказывающий свое влияние через вторую сигнальную систему коры больших полушарий, взаимодействующую с первой сигнальной системой. Механизм влияния различных эмоциональных факторов на работоспособность организма при утомлении должен рассматриваться в свете взаимодействия двух сигнальных систем. Различные речевые воздействия (словесные поощрения, призывы и т. д.) могут существенно влиять на течение явлений утомления.

В физиологии принято различать понятия утомление и усталость. Утомление - состояние организма, возникающее вследствие работы и объективно характеризующееся снижением работоспособности, усталость- это субъективная сторона проявления утомления, психическое переживание, связанное с утомлением, чувство утомления.

Степень усталости большей частью соответствует степени действительного снижения работоспособности, что в свою очередь связано с количеством и качеством проделанной работы. Однако нередки случаи, когда усталость и другие признаки утомления по своей выраженности друг другу не соответствуют, например, когда усталость чувствуется большая, а объективных данных для резкого снижения работоспособности нет, так как работа проделана незначительная. Это наблюдается, если работа совершается без интереса и желания, без ясного представления цели данной работы или ближайших ее результатов. Могут быть другие случаи, когда налицо все данные для выраженного утомления, так как работа произведена большая, а усталость, тем не менее, не чувствуется. Это бывает тогда, когда выполнение работы сопровождается эмоциональным подъемом, обусловливаемым заинтересованностью в работе, сознанием высокой цели и т. п.

Условия, в которых выполнялась утомительная работа (факторы внешней среды, обстановка, коллектив, время суток и т. д.), могут по механизмам временных связей приобрести сигнальное значение, способствуя в дальнейшем развитию утомления и усталости. Эти же условия могут стать и сигналами, противодействующими развитию утомления и усталости, если сама работа на первых порах не была утомительной. Значение условнорефлекторных механизмов в развитии утомления исключительно велико4.

Существенное значение для развития явлений утомления имеют трофические воздействия центральной нервной системы через вегетативные нервы. Симпатические и парасимпатические нервы, как показал впервые Павлов на примере сердечной мышцы, осуществляют часть трофических влияний центральной нервной системы на органы. При раздражении симпатических нервов изменяются функциональные свойства, и повышается работоспособность утомленных скелетных мышц. Последующие исследования вскрыли периферические механизмы, с помощью которых реализуются адаптационно-трофические влияния нервной системы на мышцу при ее утомлении.

1.2. Функции и виды внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности - словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе - с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

1.3 Особенности внимания подростков

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни - в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на их внимании.

Дело в том, что не только в физическом, но и в психическом отношении подросток, перестав быть ребенком, не стал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это - возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому ученик может уже отвлечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач. Все свойства внимания (объем, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости они могут без особых усилий, и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой, требующей данного качества внимания. В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше, начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Внимание учащихся старшего возраста характеризуется дальнейшим его развитием на основе общего интеллектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности.

Если у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наибольшую сосредоточенность часто вызывают предметы, явления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью. Иногда старшие школьники бывают более внимательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно. Благодаря значительному развитию и интеллектуальной и волевой основы внимания старшие школьники сравнительно легко сосредоточиваются на неинтересном, но нужном материале.

Произвольное внимание получает особенно сильное развитие у детей в старшем школьном возрасте, потому что в это время большинство юношей и девушек, за очень немногими исключениями, ставят перед собой большие задачи подготовить себя к жизни. Многие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и др.) в юношеском возрасте бывают, развиты даже лучше, чем у взрослых. Однако внимание юноши в большей степени, чем внимание взрослого человека, зависит от общей направленности личности.

Наблюдательность в юношеском возрасте находится на значительно более высоком уровне, чем у младших школьников и подростков. Старшеклассник может не обратить внимания на какую-нибудь мелочь, которую заметят дети, но зато он увидит главное, существенное и будет наблюдать настойчиво, систематически, пока не удовлетворит своей любознательности. Вместе с тем благодаря лучшему пониманию людей и эмоциональной зрелости у старших учащихся внимание как психический процесс перерастает во внимательность как свойство личности, становится своего рода чертой характера. Внимательность, особенно по отношению к внутреннему миру человека, к его психическому состоянию, возникает благодаря тому, что юноша способен стать на точку зрения других людей, поставить себя на их место.

Важным качеством юношеского возраста является внимание не только к другим людям, но и к самому себе, к своему внутреннему миру. Эта направленность внимания обусловливает критическую самооценку человека, который стремится работать над собой.

Следует учитывать, что в пределах любого возраста есть индивидуальные различия в свойствах внимания. У некоторых младших школьников хорошо развито произвольное внимание. Есть старшеклассники, которые плохо сосредоточиваются на трудном и неинтересном материале.



Глава 2. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 9-х классов на изменение показателей внимания

В период с 13 января по 13февраля 2015г. в определенной выборке составившей 62 ученика 9-х классов МБОУ кадетской школы № 4 были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации внимания, переключения внимания, а так же избирательности внимания, по следующим методикам:

1. «Корректурная проба» Б. БУРДОНА

2. Тест «Мюнстерберга»

Наиболее известной методикой является модификация корректурной пробы -Б. Бурдона (корректурный бланк содержит случайный набор букв).

В ходе исследования первого вопроса были получены следующие результаты:

Исследования проводились в 2 этапа: на первом уроке и на пятом уроке с одними и теми же учащимися. Ученикам предлагалось вычеркнуть пару букв «С и Х», времени на прохождение методики было дано 5 мин., всего 30 строчек.

Важными показателями утомления являются характеристика качества выполнения задания и количество допущенных ошибок за каждые 5 минут интервала работы. Корректурная проба используется в качестве методики оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к моторной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания. Следовательно, регистрируя снижение таких показателей, как внимание, моторная деятельность, работоспособность, устойчивость деятельности, можно предположить наступление утомления.

Результаты выполнения корректурной пробы можно представить количественно.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

К = С*С/n или К = С /n; C - число просмотренных строк,

n - количество ошибок (пропусков, ошибочных зачёркиваний).

Формула для оценки устойчивости внимания:

А = S/t (подсчитывается каджые 60 сек);

A - темп выполнения,

S - количество просмотренных букв,

t - время выполнения.

По результатам выполнения можно построить график за каждый интервал, отражающий устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Измерение внимания в начале учебного дня



Анализ полученных данных свидетельствует о том, что уровень концентрации внимания в начале первого урока высокий. Все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, внимание высоко устойчивое.

Измерение внимания в конце учебного дня



Анализ полученных данных свидетельствует о том, что уровень концентрации внимания все точки графика не выходят за пределы одной зоны, таким образом, делается вывод, что продуктивность внимания низкая, но устойчивость внимания высокая.

Общий вывод по главе

Полученные нами результаты позволяют сделать вывод о том, что концентрация внимания у учеников 9-х кадетских классов наиболее высока в начале учебного дня, а так же способствуют восстановлению работоспособности подростков. Однако эффективность их применения различна в зависимости от психологических и возрастных особенностей девятиклассников.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



Заключение

В результате организации подобной деятельности показатели концентрации внимания, темпа выполнения задания и переключаемости восстанавливались, что свидетельствовало об эффективном воздействии на организм кадет.

Утомление сопровождается формированием комплекса субъективных переживаний усталости. Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня: умственное, острое, хроническое, физические и др.

Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы достаточны для такого отдыха (несколько физических упражнений, гимнастика для глаз и т. д.).

В задачу формирования внимания входит не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и формирование таких черт личности, которые бы облегчили переход произвольного внимания в послепроизвольное. Под вниманием у учащихся появляется стремление выполнять свои обязанности и проявлять себя в различных видах деятельности в первой половине дня, так же это время суток наилучшее для подготовки к ГИА в 9-х классах. Но и нельзя забывать о роли индивидуальных психологических особенностей подростка и типа его нервной системы. При отсутствии мер, уменьшающих степень или снимающих остаточные явления утомления, возможно развитие пограничных и патологических состояний.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



Список источников и литературы

  1. Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности, М.:1980-453с.

  2. Выготский Л.С. Собрание Сочинений Т.3// История развития высших психических функций/М: Педагогика, 1982г.-328с.

  3. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М: Воронеж, 1999г.

  4. Коробейников Н.К.: Учебное пособие для учащихся сред.спец. Учебных заведений - М.: Высш. школа, 1989г.-384с.

  5. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. 1983г.

  6. Лескова Г.П., Буцинская П.П., Васюкова В.И. Общеразвивающие упражнения. - М.: Просвещение, 1981г.

  7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.,2003.-456с.

  8. Наатанен Р. Внимание и функции мозга М.: МГУ, 2009

  9. Ротенберг В.С., Аршавский В.В.Поисковая активность и адаптация /Отв. ред. П.В. Симонов.- М.: Наука, 2008.- 193 с.

  10. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006

  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

  12. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М.: Академия, 1999. - 320 с.

  13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 1960. - 500 с.

  14. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания. - М.: Просвещение, 1992. - 233 с.

  15. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.

  16. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. - СПб.: Питер, 2006. - 58

1Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. - СПб.: Питер, 2006. - 583

2Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. - М.,2003.-456с.

3Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

4 Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. - М.: Аркти, 2008. - 56 с.

1



© 2010-2022