- Преподавателю
- География
- Конспект урока Степи России
Конспект урока Степи России
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рудая И.А. |
Дата | 09.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок по теме: « Степи России»
Задачи урока:
Образовательные:
1.Изучить особенности компонентов в степях и взаимосвязь между ними.
2.Сформировать образ степей.
Воспитательные:
1.Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи явлений)
2.Создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Развивающие:
1.Развивать познавательные интересы школьников ( связь с жизнью)
2.Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты.
3.Способствовать развитию самостоятельности мышления при решении познавательных задач.
Оборудование: Контурная карта России, карта природных зон, слайды, портрет В.В.Докучаева.
План урока:
1.Вступительное слово учителя. Постановка вопроса .
2.Составление плана урока вместе с учащимися.
3.Размещение природной зоны на территории страны.
4.Климатические особенности изучаемой природной зоны.
5.Определение типа почв.
6 Типичные растения и животные.
7.Приспособление растений и животных к условиям обитания в пустыне.
8.Оценка хозяйственного использования человеком зоны степей.
Ход урока
Запись на доске: чернозем, ковыль, эфемеры, станицы.
Учитель.
Огромные расстояния! Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит на много километров вокруг себя. Здесь постоянно приходится догонять или убегать.
Даже у современного человека этот простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль. Дикорастущей растительности осталось здесь мало. Огромные пашни вытеснили травянистый покров. Всюду, куда хватит глаз, летом видны золотистые колосья пшеницы: можно проехать десятки километров, и картина не изменится.
Какие ассоциации возникли у вас при чтении этого отрывка?
Посмотрите внимательно на ключевые слова сегодняшнего урока.
Определите тему и сформулируйте цель урока.
Обобщив ответы учащихся, записываем тему и составляем план работы на уроке.
(Презентация .Слайд №1,№3)
Учитель. Основным источником географической информации мы считаем карту. Поэтому при изучении природных зон используем ряд тематических карт атласа. В современных школьных атласах размещена кроме карт и дополнительная информация: рисунки, таблицы, схемы и даже краткие описания. Давайте попробуем и мы сегодня на уроке составить красочное картографическое и текстовое описание природной зоны степей
.
Задание: Определите географическое положение зоны, указанной на контурной карте.
Приложение №1.
В работе вам поможет рабочая тетрадь. Работу начнем с выполнения заданий
«Визитная карточка» зоны степей.
Климатическая характеристика
Тип почвы
Растения
Животные
Суммарная солнечная
радиация
Ккал/см в год
Т ср июля 0С
Т ср января 0С
Среднегодовое
кол-во осадков в мм
Климатический пояс
Напишите приспособления растений к условиям обитания
Напишите приспособления животных к условиям обитания
1
2
3
1
2
3
4
После выполнения этой работы включаю слайды «Проверь себя» (Презентация)
Учитель. В рабочей тетради вы составили текстовое описание природной зоны степей.
Подумайте, как отобразить полученную информацию, переводя ее на « язык карты».
Какие способы отображения информации можно использовать?
Примерные ответы учащихся: географическое положение отразим способом ареалов ,климатические особенности изобразим с помощь климатограмм на правой стороне листа;
На левой стороне листа составим почвенный профиль почвы; основные типы растительных сообществ покажем качественным фоном; художественными значками отобразим наиболее харак5терных представителей фауны зоны , По нижней части листа сделаем рисунки животных и дадим их краткое описание.
Работы учащихся могут выглядеть так. (Приложение №2)
Сообщение учащихся.
Сайгак - древнее животное, современник шерстистого носорога и пещерного льва.
Морда у сайгака горбоносая. Сильно развиты носовые полости, которые служат ему во время быстрого передвижения для очистки воздуха от пыли (летом) и для согревания холодного воздуха (зимой.) Сайгак - самая северная антилопа. Животное хорошо переносит жару и лютый холод. Питается травами. Превосходно развиты обоняние и слух. Сайгаки живут стадами, т.к. на открытых пространствах, где обзор большой, стадо с множеством «наблюдателей» может раньше обнаружить хищников и убежать на безопасное расстояние. При опасности стада скачут со скоростью 80 км/ч.
Ковыль - типичное ландшафтное растение степей. Оно обладает мощной корневой системой и очень узкими, перистыми или волосовидными листьями. Это засухоустойчивое растение, без труда переносящее длительный недостаток влаги в почве.
Учитель.
Изучая природные зоны, мы узнали, что природа России разнообразна. Ее красота, неповторимость воспеты поэтами, писателями, художниками.
Читаю отрывок из произведения Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»
Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, творчество, уклад жизни, характер человека. Природа формирует духовный мир людей.
Как вы думаете? Какие черты характера сформировались у людей ,проживающих в степях?
Выберите из списка:
1.Чувство дали и шири.
2.Замкнутость
3.Коллективизм
4.Стремительность
5.Легкость на подъем
6.Склонность к одиночеству
7.Самопожертвование
8.Предусматрительность
Ответы учащихся .
Безграничные открытые пространства сформировали у жителей степей чувство дали и шири.
В степях жили кочевники, а затем вольные казаки. Здесь не было помещичьего землевладения. Необходимость защиты своих земель от набегов горских народов воспитали у жителей коллективизм и стремительность.
Учитель.
Степи - самая преобразованная человеком природная зона. Степень распашки на Восточно-Европейской равнине достигает 70-80%, в Сибири меньше. Эта зона сплошного земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами.
Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.
Учитель:
К чему привела хозяйственная деятельность человека в этой природной зоне?
Ответ учащегося.
Изменился видовой состав и численность животного мира степей. Развивается водная и ветровая эрозии.
Учитель.
Какие опасные явления характерны для степей?
Ответ учащегося.
Опасные явления - засуха. Суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву.
Пыльные бури, причиной которых является распашка преобладающей площади степей.
В конце урока учитель читает признаки природной зоны, учащиеся отмечают верные признаки:
1.Природная зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири
2.Увлажнение избыточное
3.Почвы-черноземы
4.Типичные растения - дуб, клен, граб.
5. Значительная часть зоны распахана.
6.Травянистая растительность- ковыль, типчак, сон-трава.
7. Почвы не плодородны.
Ответы: 1,3,5,6. Сразу по окончании работы проводится взаимопроверка в парах.
Учитель читает ответы, проверяющий отмечает знаком «+» правильность
ответов.
Домашнее задание.
1.Составьте вопросы к картосхемам, выполненным на уроках.
2.Придумайте занимательное задание для учащихся 7 класса при изучении темы « Природные зоны Евразии».
На заключительном этапе урока учащимся предлагается дать оценку своей работы на уроке? («да» « нет»).
1.Было ли тебе интересно на уроке?
2.Сумел ли ты приобрести новые знания?
3.Ты был активен на уроке?
4. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
5.Ты сумел показать и применить свои знания?
Если у тебя есть ответы «НЕТ», обсуди их с учителем или проанализируй самостоятельно.