Конспект урока Степи России

Задачи урока:       Образовательные:   1.Изучить особенности компонентов в степях и взаимосвязь между ними.   2.Сформировать образ степей.       Воспитательные:   1.Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи явлений)   2.Создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.       Развивающие:   1.Развивать познавательные интересы школьников ( связь с жизнью)   2.Развивать умение выделять главное, сравнивать, ...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по теме: « Степи России»

Задачи урока:

Образовательные:

1.Изучить особенности компонентов в степях и взаимосвязь между ними.

2.Сформировать образ степей.

Воспитательные:

1.Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи явлений)

2.Создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Развивающие:

1.Развивать познавательные интересы школьников ( связь с жизнью)

2.Развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать изучаемые факты.

3.Способствовать развитию самостоятельности мышления при решении познавательных задач.

Оборудование: Контурная карта России, карта природных зон, слайды, портрет В.В.Докучаева.

План урока:

1.Вступительное слово учителя. Постановка вопроса .

2.Составление плана урока вместе с учащимися.

3.Размещение природной зоны на территории страны.

4.Климатические особенности изучаемой природной зоны.

5.Определение типа почв.

6 Типичные растения и животные.

7.Приспособление растений и животных к условиям обитания в пустыне.

8.Оценка хозяйственного использования человеком зоны степей.


Ход урока

Запись на доске: чернозем, ковыль, эфемеры, станицы.

Учитель.

Огромные расстояния! Человек чувствует себя затерянным среди этого необъятного и ровного пространства. Местами настолько ровного, что глаз видит на много километров вокруг себя. Здесь постоянно приходится догонять или убегать.

Даже у современного человека этот простор вызывает безотчетное желание побежать вдаль. Дикорастущей растительности осталось здесь мало. Огромные пашни вытеснили травянистый покров. Всюду, куда хватит глаз, летом видны золотистые колосья пшеницы: можно проехать десятки километров, и картина не изменится.

Какие ассоциации возникли у вас при чтении этого отрывка?

Посмотрите внимательно на ключевые слова сегодняшнего урока.

Определите тему и сформулируйте цель урока.

Обобщив ответы учащихся, записываем тему и составляем план работы на уроке.

(Презентация .Слайд №1,№3)

Учитель. Основным источником географической информации мы считаем карту. Поэтому при изучении природных зон используем ряд тематических карт атласа. В современных школьных атласах размещена кроме карт и дополнительная информация: рисунки, таблицы, схемы и даже краткие описания. Давайте попробуем и мы сегодня на уроке составить красочное картографическое и текстовое описание природной зоны степей

.

Задание: Определите географическое положение зоны, указанной на контурной карте.

Приложение №1.

В работе вам поможет рабочая тетрадь. Работу начнем с выполнения заданий

«Визитная карточка» зоны степей.

Климатическая характеристика

Тип почвы

Растения

Животные

Суммарная солнечная

радиация

Ккал/см в год


Т ср июля 0С


Т ср января 0С


Среднегодовое

кол-во осадков в мм


Климатический пояс


Напишите приспособления растений к условиям обитания

Напишите приспособления животных к условиям обитания

1

2

3

1

2

3

4

После выполнения этой работы включаю слайды «Проверь себя» (Презентация)

Учитель. В рабочей тетради вы составили текстовое описание природной зоны степей.

Подумайте, как отобразить полученную информацию, переводя ее на « язык карты».

Какие способы отображения информации можно использовать?

Примерные ответы учащихся: географическое положение отразим способом ареалов ,климатические особенности изобразим с помощь климатограмм на правой стороне листа;

На левой стороне листа составим почвенный профиль почвы; основные типы растительных сообществ покажем качественным фоном; художественными значками отобразим наиболее харак5терных представителей фауны зоны , По нижней части листа сделаем рисунки животных и дадим их краткое описание.

Работы учащихся могут выглядеть так. (Приложение №2)

Сообщение учащихся.

Сайгак - древнее животное, современник шерстистого носорога и пещерного льва.

Морда у сайгака горбоносая. Сильно развиты носовые полости, которые служат ему во время быстрого передвижения для очистки воздуха от пыли (летом) и для согревания холодного воздуха (зимой.) Сайгак - самая северная антилопа. Животное хорошо переносит жару и лютый холод. Питается травами. Превосходно развиты обоняние и слух. Сайгаки живут стадами, т.к. на открытых пространствах, где обзор большой, стадо с множеством «наблюдателей» может раньше обнаружить хищников и убежать на безопасное расстояние. При опасности стада скачут со скоростью 80 км/ч.

Ковыль - типичное ландшафтное растение степей. Оно обладает мощной корневой системой и очень узкими, перистыми или волосовидными листьями. Это засухоустойчивое растение, без труда переносящее длительный недостаток влаги в почве.

Учитель.

Изучая природные зоны, мы узнали, что природа России разнообразна. Ее красота, неповторимость воспеты поэтами, писателями, художниками.

Читаю отрывок из произведения Н.В.Гоголя « Тарас Бульба»

Социологи утверждают, что природа влияет на деятельность, творчество, уклад жизни, характер человека. Природа формирует духовный мир людей.

Как вы думаете? Какие черты характера сформировались у людей ,проживающих в степях?

Выберите из списка:

1.Чувство дали и шири.

2.Замкнутость

3.Коллективизм

4.Стремительность

5.Легкость на подъем

6.Склонность к одиночеству

7.Самопожертвование

8.Предусматрительность

Ответы учащихся .

Безграничные открытые пространства сформировали у жителей степей чувство дали и шири.

В степях жили кочевники, а затем вольные казаки. Здесь не было помещичьего землевладения. Необходимость защиты своих земель от набегов горских народов воспитали у жителей коллективизм и стремительность.

Учитель.

Степи - самая преобразованная человеком природная зона. Степень распашки на Восточно-Европейской равнине достигает 70-80%, в Сибири меньше. Эта зона сплошного земледельческого освоения с огромными массивами полей и большими селами.

Распашка степей повлекла за собой изменение численности и видового состава фауны этой природной зоны, а также развитию водной и ветровой эрозии.

Учитель:

К чему привела хозяйственная деятельность человека в этой природной зоне?

Ответ учащегося.

Изменился видовой состав и численность животного мира степей. Развивается водная и ветровая эрозии.

Учитель.

Какие опасные явления характерны для степей?

Ответ учащегося.

Опасные явления - засуха. Суховеи - горячие сухие ветры, иссушающие почву.

Пыльные бури, причиной которых является распашка преобладающей площади степей.

В конце урока учитель читает признаки природной зоны, учащиеся отмечают верные признаки:

1.Природная зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири

2.Увлажнение избыточное

3.Почвы-черноземы

4.Типичные растения - дуб, клен, граб.

5. Значительная часть зоны распахана.

6.Травянистая растительность- ковыль, типчак, сон-трава.

7. Почвы не плодородны.

Ответы: 1,3,5,6. Сразу по окончании работы проводится взаимопроверка в парах.

Учитель читает ответы, проверяющий отмечает знаком «+» правильность

ответов.

Домашнее задание.

1.Составьте вопросы к картосхемам, выполненным на уроках.

2.Придумайте занимательное задание для учащихся 7 класса при изучении темы « Природные зоны Евразии».

На заключительном этапе урока учащимся предлагается дать оценку своей работы на уроке? («да» « нет»).

1.Было ли тебе интересно на уроке?

2.Сумел ли ты приобрести новые знания?

3.Ты был активен на уроке?

4. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

5.Ты сумел показать и применить свои знания?

Если у тебя есть ответы «НЕТ», обсуди их с учителем или проанализируй самостоятельно.

© 2010-2022