Этнокультурное воспитание школьника – залог успеха в формировании личности

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.В.Шмелева

(Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с.Павло-Куракино

Городищенского района Пензенской области)

Этнокультурное воспитание школьника - залог успеха в формировании личности

Цель: показать слушателям возможность использования этнографического материала в воспитании школьника для достижения личностных результатов учащихся.

1.Изменение ценностных установок современного образования.

2. Реализация личностной направленности через исследовательскую деятельность учащихся.

3. Сотрудничество с различными учреждениями, занимающимися исследовательской деятельностью профессионально.

4. Использование результатов исследовательской деятельности.

В последние годы большое внимание стало уделяться гуманизации образования, и этот процесс открывает широкие возможности при использовании на уроках этнокультурного компонента. Суть его - обучение и воспитание учащихся с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи, обряды. Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит определенному этносу. Задача состоит в том, чтобы, с одной стороны изучать, формировать эту среду, с другой - использовать его воспитательный потенциал.

Этнокультурное развитие - это социально-экономическое, культурное и духовное развитие этнокультурных сообществ , учитывающее как этническое и религиозное многообразие страны, так и стратегический приоритет по формированию общероссийской идентичности у всех граждан России вне зависимости от их национальной и конфессиональной принадлежности

Проблема этнокультурного развития народов России имеет еще и международное измерение, поскольку РФ несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав национальных меньшинств, коренных малочисленных народов, этнических и религиозных прав и свобод граждан, борьбы с экстремизмом и терроризмом.

Уникальность нашего региона заключается не только в полиэтническом составе населения, но и главное, в том, что межнациональные отношения на протяжении исторически длительного времени до сегодняшнего дня можно было характеризовать как спокойные, доброжелательные, стабильные, добрососедские. Все межнациональные вопросы требуют быстрого и грамотного решения, правильного реагирования, с учетом особенностей разных национальных общностей. Нужен научный подход, поиск и поддержка в непростой этнической работе.

Национальный состав обучающихся в нашей школе смешанный исходя из национального состава детей. Ведущей идеей подпрограммы, является возрождение и развитие татарской и мордовской культуры. Основой подпрограммы «Национальные традиции сохраним» является организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса для создания условий проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций.

На всем протяжении истории каждого народа материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности формировали лучшие человеческие качества. Поэтому большое значение приобретает вопрос этнокультурного воспитания детей.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие.
В воспитательной работе этнокультурный компонент представлен очень разнообразно:

Проведение календарных и народных праздников;
Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность
Исследовательская деятельность
Патриотическое воспитание школьников

Краеведческая работа и экскурсионно-познавательная деятельность
Главная цель школьного краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край - территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Формы внеклассной работы по краеведению разнообразны. Это разовые формы работ: конкурсы, викторины, олимпиады; системные: выпуск газеты, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления. Все эти внеклассные мероприятия организуются однократно или несколько раз в течение учебного года для различных классов, групп учащихся. Помимо развития интерес к родному краю, подготовка и проведение таких конкурсов способствует развитию знаний учащихся, формированию умений работы и общения в коллективе. Одной из форм внеклассной работы по краеведению является проведение краеведческих вечеров. Тематика краеведческих вечеров самая разнообразная
- встречи с интересными людьми (тружениками тыла, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти идр.)
- тематические беседы ("Кухня нашего края", "Природа нашего края", "Литературный край")
- семейные вечера (встреча с семьями).
Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность.

Обширный материал по изучению культуры района и села дают этнографические источники. Ведущий метод сбора - непосредственное наблюдение за жизнью и бытом отдельных групп населения и этнических общностей, так же использую и опрос-работу с выбранными информаторами. Вместе с учащимися устанавливаем степень сохранности, вещественного источника, а также мероприятия по его сбережению, делаем описания, фотографии.
Собранные материалы использую в кружковой и урочной работе. Школьная методика создала большое разнообразие приемов, форм и вариантов учебной работы с краеведческими материалами

На мой взгляд, одна из важных проблем в исследовательской работе - это правильный выбор темы. Тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и что немаловажно, должна совпадать с интересом учителя.

Тема исследования должна быть выполнима и соответствовать возрасту, способностям и возможностям ученика. Конкурентноспособна. Правильный выбор темы позволит далее расширить исследование.

Я как учитель географии вместе с учащимися на данный момент реализуем проект «Этнокультурное положение Городищенского района Пензенской области», далее перейдем к таким темам как:

« Жилища нашего края»,

«Народный костюм - душа народа»,

«Кухня народов моего села»,

«Происхождение географических названий Городищенского района Пензенской области»,

«История храмов Городищенского района».

«Традиционное жилье (виды жилищ, строительный материал для жилищ)»

«Традиционная пища, её связь с возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением домашних животных»

«Промыслы моего села» (чем зарабатывали на жизнь жители);

«Особенности местной кухни» (чем питались жители сто лет назад);

Следующая проблема - поиск источников и научно обоснованного материала для сбора информации.

Чтобы решить эту проблему в условиях малокомплектной сельской школы, мы посещаем архивы, музеи, школьную библиотеку, проводим экскурсии, этнографические экспедиции в села Городищенского района Пензенской области области, работаем со старожилами сел, используем Интернет ресурс.

Культура, обычаи, вероисповедание могут быть различными, лишь бы Родина была общей для всех народов, ее населяющих.

Спасибо за внимание!



© 2010-2022