Разработка урока по географии Движение земной коры - 6 класс

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Движения земной коры»

Задкова Анна Александровна

Место работы: МОУ СОШ пос. Алгайский

Должность: учитель географии

Предмет: география

Класс 6

Тема урока: Движения земной коры.

Базовый учебник: География. Начальный курс. 6 кл.:Учебник для общеобразовательных учреждений/Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова - 11-е издание. - м.: Дрофа, 2011

Цель урока: Изучить, какие бывают движения земной коры, к каким последствиям могут привести движения земной коры

Задачи урока: учебные: - сформировать у учащихся знания о вертикальных и горизонтальных движениях земной коры;

- изучить, как происходят землетрясения, какими могут быть последствия землетрясений;

- Продолжить формирование умения работать с различными источниками знаний: географическими картами, материал презентаций, печатный материал СМИ;

Развивающие: - Развивать речь;

- Развивать навыки работы в группе;

- формировать навыки публичных выступлений;

- Воспитывающие: - воспитывать чувство ответственности за свои поступки, экологическое воспитание.

Тип урока: изучение нового материала;

Формы работы учащихся: объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемно-поисковый;

- словесный;

- метод самостоятельной работы;

- метод контроля и самоконтроля.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Кроме того: образцы горных пород, магнитная доска, схема на бумагедополнительный материал - материалы СМИ

Структура и ход урока: (таблица 1, презентация )









































Таблица 1


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный этап

Учитель просит учащихся проверить, все ли на столах готово к уроку: учебник, тетрадь, атласы, ручки.

Учащиеся проверяют, все ли готово к уроку.

2.Актуализация знаний в ходе проверки домашнего задания.

У вас на столах ещё что-то лежит (указывает на образцы горных пород). Что это такое?

Это очень интересно. Расскажите мне , что это за горные породы? Как они образуются?



Я вижу, вы прекрасно разбираетесь в горных породах, наверняка, вам не составит труда помочь мне с выполнением следующего задания. Внимание на экран (Слайд№1)

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке убывания их возраста (от самой старой до самой молодой).

Это образцы горных пород?

Гнейс и мрамор - метаморфического происхождения, образуются на глубине под действием высокого давления и температур.

Ракушечник, известняк - породы осадочные органического происхождения.

Обсидиан, туф - породы магматического происхождения, обсидиан называют вулканическим стеклом.


Самая старая порода находится глубже остальных - это песчаник, более молодая - известняк, самая молодая - глина. Таким образом правильная последовательность букв - ВБА.

3. Активизация познавательной деятельности и формулирование темы урока.

На нашем рисунки все слои расположены ровно. В природе это встречается крайне редко. На самом деле, как правило, слои залегания горных пород нарушены. (Слайд №2). Обратите внимание, какие могут быть нарушения в залегании слоев: сбросы, взбросы, сдвиги, надвиги, и самые сложные, обозначенные цифрой 5 - горсты, и цифрой 6 - грабены.

Самый известный грабен в нашей стране - это озеро Байкал.(Слайд №3).

Обратите внимание - это вертикальный разрез, где четко видно, как по линиям разломов один участок земной коры опустился относительно другого.

Образовавшийся грабен заполнился водой и образовалось озеро Байкал. Найдите в атласах на карте это озеро и определите его глубину.

Как вы думаете , почему происходят эти нарушения залегания слоев земной коры? В чем причина?

Итак, какова тема нашего урока?

(Слайд №4)Открываем тетради, записываем тему урока.






Учащиеся показывают озеро на физической карте России. Глубина озера - 1600метров.

Потому, что эти слои движутся. Происходят движения земной коры.

Тема урока: «Движения земной коры.»

Учащиеся записывают число, тему урока.

4. Изучение нового материала.


























5. Применение полученных знаний в новой ситуации на практике.

На доске перед вами схема, прочтите её (Приложение А)

Правильно. Медленные вертикальные движения нам не заметны. Их фиксируют только специальные приборы. Но они есть. Например Скандинавский полуостров (показывает по карте) поднимается примерно на 1 см в год, а Государство Нидерланды в Европе наоборот опускается.

А что же представляют из себя очень быстрые горизонтальные движения. Обратим внимание на экран:

(Слайцд№5 )-Сан-Франциско (США) 1906 год,

(Слайд№6)-Нефтегорск (Сахалин) - 1995 год,

(Слайд№7)-Италия - 2009год,

(Слайд№8)-Япония - 1923год,

(Слайд№9)-Пакистан - 1936год,

(Слайд№10)-Япония - 2010год.

Эти разрушения - не последствия войны, это следствие природной катастрофы.

Конечно, это землетрясение. Землетрясения приводят к разрушениям дорог(Слайд №11),

Рушатся жилища людей (Слайд №12), и даже, если землетрясение произошло не на суше , а в океане, может возникнуть такое опасное явление - разрушительное цунами, (Слайд№13, слайд №14), которое сметает все на своем пути.

Мы с вами не знаем, что такое землетрясение, а люди живут в таких районах, где землетрясения случаются достаточно часто. Они живут, работают, дети ходят в школу, в садик. Все так же как и у нас с вами, но есть одна важная деталь - эти люди подвергаются каждодневной опасности. А зачем нам с вами нужно знать об этих явлениях природы? Как вы думаете?


Эти районы, где часто происходят землетрясения называют сейсмическими.(Слайд №15) . Итак, запишем в свои тетради это новое понятие - «сейсмические пояса». Сейсмические пояса - это районы, где часто происходят землетрясения. В районе сейсмических поясов так же много вулканов.

Обратимся к карте(Слайд №16). Здесь красно-коричневым цветом отмечены как раз сейсмические пояса. Зеленым - территории благополучные с этой точки зрения. Что вы можете сказать. Пользуясь этой картой, о географическом размещении таких сейсмических поясов.

Сейсмические пояса, причины, по которым эти пояса являются таковыми и природу землетрясений изучает особая наука - сейсмология. (Слайд №17). Запишите себе в тетрадь это определение. Сейсмология - это наука о землетрясениях. От греческих слов «сейсмо» - колебания, «логос» - учить.

(Слайд №18)Обратимся к рисунку 28 учебника на стр.46.. определите, как называется место, где происходит разрыв и смещение горных пород.

А как называется участок земной коры над очагом землетрясения?

Где сила землетрясения наиболее разрушительна?

В России тоже есть районы. которые относятся к сейсмически опасным. Это побережье Тихого океана. Там случаются землетрясения и есть вулканы. Определите по физической карте России, какие это территории.(Слайд №19)

Ребята, там в этих районах есть города. Поселки, там живут люди. Возможно, вы тоже когда-нибудь окажитесь там. Как обезопасить себя в случае, если вдруг случится землетрясение, как себя вести?

Предлагаю вам выполнить следующее задание (Слайд №20). Для работы вы можете использовать атлас, учебник, и еще дополнительный материал - это выдержки из научных статей, из статей СМИ, о том, какие мероприятия проводятся в других странах мира, какие меры там предпринимаются для того чтобы в случае землетрясения обезопасить своих людей. (Приложение Б)

Движения земной коры бывают медленные вертикальные или очень быстрые горизонтальные.






Это землетрясение.







Дети рассуждают о том, что возможно, когда-нибудь кто-то из них тоже будет жить или работать в таком регионе, где случаются землетрясения. И они должны знать о них все и уметь избегать возможных опасностей.


Учащиеся делают записи в тетради.


К сейсмическим поясам относится все побережье Тихого океана на материках Евразия, Северная Америка, Южная Америка и многочисленные острова в Тихом океане, и районы Азии.


Учащиеся делают записи в тетради.



Место, где происходит разрыв и смещение горных пород называется очагом землетрясения.

Участок земной коры над очагом землетрясения - эпицентр.

Сила землетрясения наиболее разрушительна в эпицентре.


Это полуостров Камчатка, остров Сахалин, курильские острова. Там есть вулканы, например, Ключевская Сопка, Шивелуч и др. Показывают на карте названные объекты.



Учащиеся работают в группах по 4-5 человек. Учащиеся изучают материал, составляют свои рекомендации, презентуют их.

6. Рефлексия








7. Самопроверка.


8. Самооценка.

(Слайд№21) Рисуем в тетрадях 8 точек. Соединяем эти точки, но по определенному правилу, если моё утверждение будет верным - рисуем ровную линию между точками, если я не права - рисуем уголок. Итак, приступаем: (Слайд №22)- Сейсмология - это наука о землетрясениях.

(Слайд №23) - Материковая земная кора толще океанической.

(Слайд №24) - Известняк - это магматическая горная порода.

(Слайд№25) - В эпицентре землетрясения его разрушительная сила - минимальна.

(Слайд №26) - Сейсмический пояс - это районы Земли, где не бывает землетрясений.

(Слайд №27) - Движения земной коры бывают медленные и очень быстрые.

(Слайд№28) - Землетрясения могут вызывать цунами.

Проверяем правильность выполнения задания. У вас должен получиться вот такой рисунок. (Слайд №29)

Анализируем ошибки, какие вопросы вызвали затруднение.

Выставляем себе оценки, если вы ответили правильно на 7 вопросов, ставьте себе «5», если ответили правильно на 6 или 5 вопросов - ставьте себе оценку «4», если ответили правильно на 3 или 4 вопроса - ваша оценка «3»


Учащиеся выполняют задание.







Учащиеся проверяют себя.

Анализ ошибок.

Учащиеся выставляют себе оценки.

9. Домашнее задание

(Слайд №30). Прочтите материал учебника, выполните задание в контурных картах на стр. 16 задание №2

Спасибо за работу. Урок окончен.

Учащиеся записывают домашнее задание.


(Таблица 1).


© 2010-2022