Рабочая программа Крымоведение 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Земляничненская средняя школа»

Белогорского района Республики Крым


Рассмотрено

на заседании

МО учителей естественно-математического цикла

Руководитель МО

Абдурахманова Л.А.

Протокол № ___

от«____»______2015 г.

Согласовано

заместитель

директора по УВР

Абдураманова Г.А.

«____»_______2015 г.



Утверждено

Директор школы

______ Лактионова О.Г.

Приказ №_____

от «___»_______2015 г.





Рабочая программа

по Крымоведению


Уровень образования(класс) - основное общее образование, 5 класс

Количество часов - 5 класс- 35 часов - 1 час в неделю

Учитель - Сары - Билял Э.С.

Программа разработана на основе: Федерального государственного стандарта основного общего образования; Программы общеобразовательных учреждений по географии для 5 класса

2015/2016 учебный год



Пояснительная записка

Данная программа разработана для 5 класса Муниципального казенного учреждения «Земляничненская средняя школа» Белогорского района, Республики Крым. Объем программы- 35 часов.

Учебная программа по «Крымоведению» для 5-9 классов составлена на основе регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Крымоведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается необходимость формирования у учащихся базовых национальных ценностей, среди которых:

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине);

  • социальная солидарность;

  • гражданственность и толерантность.

Идея формирования патриотизма, гражданственности и толерантности как важнейших приоритетных направлений воспитания школьников развивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) на всех уровнях общего образования.

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры.

«Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.

Объектами изучения «Крымоведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Крымского полуострова в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Крымоведение», одной из основных задач которого является формирование ключевых универсальных учебных действий, среди которых важнейшее место занимает привитие учащимся навыков поведения в природе и социуме, наблюдательности, заинтересованности социальными, экологическими и народнохозяйственными проблемами Республики Крым.

Программа учебного курса «Крымоведение» в объеме 175 учебных часов предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым (по 35 часов в каждой параллели).


Структура программы предполагает изучение следующих учебных курсов в основной школе:

  • 5 класс - «Крымоведение: Вводный курс».

  • 6 класс - «Крымоведение: Историко-культурный обзор Крыма».

  • 7 класс - «Крымоведение: Мозаика крымских регионов».

  • 8 класс - «Крымоведение: Физико-географический обзор Крыма».

  • 9 класс - «Крымоведение: Социальный и экономико-географический обзор Крыма».

Учебный курс «Крымоведение» на ступени основного общего образования изучается в 5-9 классах. Включение курса «Крымоведение» в базисный учебный план способствует не только формированию у учащихся новых глубоких и прочных знаний и навыков, но и позволит воспитать и укрепить чувство патриотизма, национального единства и любви к Крыму - маленькой частице Российской Федерации.

Программа курса рассчитана на 175 учебных часов - по 35 часов в 5-ом, 6-ом, 7-ом, 8-ом и 9-ом классах (по 1 часу в неделю). Изучение предлагаемого курса может быть реализовано также за счет увеличения учебных часов, либо как факультатив или кружок.

Интеграция с предметами-география, биология, история, русский язык и литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство.



















Общая характеристика учебного предмета

Программное обеспечение:

Программа учебного курса «Крымоведение»

Авторы:

Рудяков А.Н. - доктор филологических наук, профессор, ректор КРИППО.

Супрычев А.В. - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО.

Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал предлагаемых учебных курсов объединяет общая цель: сформировать целостное представление о природе, истории освоения и культуре Крыма, об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым и способность на основе этого адекватно оценивать текущие геополитические и экономические события.

Таким образом, введение курса «Крымоведения» в учебный процесс предусматривает не самоцельное изолированное изучение истории, географии, народов Крыма, их культуры и др., а формирование целостного образа Крыма на основе комплексного изучения пространственно-временных особенностей всех аспектов Крымского полуострова.

В контексте сказанного формируется краеугольная задача изучения «Крымоведения» - заложить основы навыков пространственно-временных исследований своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.

Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Крымоведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого - к сложному, от близкого - к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Крымского полуострова значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей - территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.

Крымоведение тесно связано с такими предметами как география, биология, история, русский язык и литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство.








Место учебного предмета в учебном плане школы

«Крымоведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.

Программа учебного курса «Крымоведение» в объеме 175 учебных часов предназначена для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Республики Крым (по 35 часов в каждой параллели).

Реализуется за счет инвариантной , вариативной части.

В 5 классе на изучение «Крымоведения» отводится 35 часов, по 1 часу в неделю.






















Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностным результатом обучения географическому краеведению является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географическому краеведению Крымского полуострова:

- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Республики Крым). Представление о Республике Крым как неотделимой части России, её месте и роли в стране. Понимание неотделимости географического пространства республики от России. Осознание значимости и общности проблем человечества готовность к их решению;

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего задания, нацеленные на:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

- умение использовать географические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Крымоведение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

- умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формированияпознавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания:

- осознание роли географии и краеведения в познании окружающего мира;

- освоение системы краеведческих знаний о природе, населении, хозяйстве Республики Крым, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных и природных проблем;

- использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

- отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

- понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

- понимать роль различных источников краеведческой информации;

- знать особенности природы, населения, хозяйства Крыма;

- формулировать причины изменений происходящих под влиянием природных и антропогенных факторов;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- определять географические процессы и явления в геосферах, происходящие на нашей территории, взаимосвязи между ними, их взаимовлияние, изменения в результате хозяйственной деятельности человека;

- понимать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством Республики Крым;

- определять причинно-следственные связи при анализе геоэкологических проблем;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации в регионе;

- приводить примеры закономерностей размещения предприятий в Республики Крым;

- находить в различных источниках и анализировать информацию по географии Крыма;

- составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников информации;

- определять на карте местоположение объектов;

- работать со статистическими данными;

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменений, происходящих в окружающей среде;

- использовать географические знания для осуществления мер по охране природы;

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию Крыма.


Содержание учебного предмета «Крымоведение»

5 класс (35 часов)

Введение в «Крымоведение» (7 часов).

Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники краеведческой информации

Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым. История исследования Крымского полуострова.

Особенности географического положения Крымского полуострова.

Административные районы и города. Мой населенный пункт.

Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.

Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.

Раздел I. Крым - уникальный «природный музей под открытым небом»

(28 часов)


Тема 1. «По горам, по долам…».Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова

(8 часов)

Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами. Формы земной поверхности.

Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы. Геологические памятники.

Крымский полуостров - «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики. Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.

Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».

Тема 2. «У природы нет плохой погоды…» (6 часов).

Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.

Признаки и народные приметы изменения погоды.

Стихийные погодные явления.

Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.

Тема 3. «Вода - важнейший минерал на Земле» (5 часов).

Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.

Реки Крыма. Гидрологические памятники.

Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.

Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.

Тема 4. Почвы (3 часа)

Почва. Значение почв в природе и жизни людей.

Свойства почвы. Плодородие почв. Факторы почвообразования.

Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.

Тема 5. «Жизнь вокруг нас» (5 часов).

Роль растений в природе и жизни человека.

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.

Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.

Животный мир Крыма и своей местности

Обобщающее повторение. «Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?» (1 час)























Тематическое планирование

Наименова-ние

раздела

Кол-во ча-сов

Характе-

ристика деятель-

ности обучаю-

щихся

Личностные

результаты

УУД регулятив-

ные

УУД

познаватель-ные

УУД комму-никативные

Предмет-ные

результаты

Контроль-ные

работы

Практи-ческая часть

Крымоведе-ние











Тема 1. «По горам, по долам…».Рельеф и полезные ископаемые Крымского полуострова


7 ч











8 ч




Охарактери-зоватьпредмет, цели и задачи курса «Крымоведе-ние», связь с другими науками и учебными дисципли-нами, источники краеведческой информации. Сформиро-вать

понятия «Родной край», «большая и малая Родина».






Охарактери-зовать рельеф крымского полуострова, геологические памятники, минералы и горные породы, полезные ископаемые.

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональ-ном и локальном уровнях (житель Крыма)








Осознание целостности природы.

Формирова-

ние целостного

мировоз-

зрения.

Устанавли-вать основные приемы работы

с картой.

Систематизи-ровать информацию.

способность к самостоятельномуприобрете-нию новых знаний, умений и навыков;

умение управлять своей познаватель-ной деятель-ностью, организовы-вать её.





Самостоятельно обнаружи-вать и формулиро-вать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему.

Выявлять объекты изучения «Крымове-дения»

Выявлениеособенности географического положения Крымского полуострова.








Выявление особеннос-тей рельефа и полезных ископаемых крымского полуострова.

Самостоятельный анализ .умение слушать другого










Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Понимать роль различных источников краевед-ческойинформа-ции;

Знать особен-ности природы, населения, хозяйства Крыма;







Находить по картегеографи-ческуюинформа-цию,необходи-мую для выполнения заданий на контурной карте.











№1



Практичес-кая работа№1. Заполнение таблицы «Выдаю-щиесяисследова-тели Крыма». Подготовка презента-ций и сообщений.

Практическая работа №2.Определе-ниеособен-ностейгеографи-ческого положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуостро-ва.

Описание рельефа своего района

Тема 2. «У природы нет плохой погоды…»







6 ч

Определять основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.

Формирова

ние ответствен-ного отношения к учению, готовности и способности к саморазви-тию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложен-ных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Знакомство с приборами, описание погоды за месяц.

Умение слушать товари-ща

Соблю-дать правила поведе-ния в кабинете

Распозна-вать основные показатели погоды. Называть стихийные погодные явления.


Практическая работа №4.Наблюде-ниеза изменениями погоды. Описание погоды за месяц.

Тема 3. «Вода - важнейший минерал на Земле»

5 ч

Определять

значение воды в природе и жизни населения Крыма, свойства воды, реки Крыма, гидрологичес-кие памятники, озера Крыма, подземные воды и искусствен-ные водоемы Крыма.

Формировать эмоциональ-но-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рациональ-ногоиспользова-ния, патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране

Умение работать с картой, формирование умений и навыков нанесения на контурную карту объектов.

Отработка навыков определения на карте отдельных рек и озер.


Умение слушать товари-ща

Соблю-дать правила поведе-ния в кабинете

Выделять, описывать и объяснять существен-ные признаки географи-ческих объектов и явлений.

№2

Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.

Тема 4. Почвы











Тема 5. «Жизнь вокруг нас»

3 ч





5 ч

Выявлять значение почв в природе и жизни людей, свойства почвы, плодородие почв, факторы почвообразования.



Выявить роль растений и животных в природе и жизни человека, особенности флоры и фауны Крыма.

Формирова-ниепознава- тельной и информа-

ционной культуры, развитие навыков самостоятель-ной работы с учебными пособиями, книгами, технически-ми средства-ми информа-ционных технологий

Гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоциональ-но-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рациональ-ногоиспользова-ния.

Уметь выделять свойства почвы, особенности почв своей местности.




Умения ориентиро-ваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Распознавать на физических картах разные виды почв.




Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализиро-вать и оценивать её достовер-ность.


Самос-тоятель-ный анализ, умение слушать другого. Органи-зовывать работу в паре



Отстаивание своей точки зрения, представление аргумен-тов, подтверждаю-щих их фактов.

Выявлять закономер-ности распространения почв, называть почвы Крыма.



Опреде-лять причинно-следствен-ные связи при анализе геоэкологических проблем;






№3





Календарно-тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Тема урока

Дата

План

Факт

1.




2.


3.


4.




5.



6.

7.








8



9.

10.



11.



12.





13.








14.




15.




16-17.



18.




19.




20.



21.


22





23.


24.



25.



26.



27.


28.


29.



30.






31



32.



33.



34.



35

Введение

Предмет, цели и задачи курса «Крымоведение». Связь с другими науками и учебными дисциплинами.

Источники краеведческой информации

Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и атрибутика Республики Крым.

История исследования Крымского полуострова. Практическая работа№1. Заполнение таблицы «Выдающиеся исследователи Крыма». Подготовка презентаций и сообщений.

Особенности географического положения Крымского полуострова.

Административные районы и города. Мой населенный пункт.

Урок обобщения и закрепления знаний №1

Практическая работа №2. Определение особенностей географического положения своего района, населенного пункта. Нанесение на контурную карту границ и столицы Республики Крым, омывающих морей и их заливов, своего района и населенного пункта.

Рельеф. Знакомство с рельефообразующими процессами.

Формы земной поверхности.

«По горам, по долам…». Основные формы рельефа Крымского полуострова.

Крымские горы. Геологические памятники.

Практическая работа №3. Нанесение на контурную карту крупных форм рельефа Крымского полуострова. Описание рельефа своего района.

Крымский полуостров - «минералогическая сокровищница». Характерные минералы и горные породы Крыма, своего района. Минералы-эндемики.

Полезные ископаемые Крымского полуострова.

Экскурсия на природу: «Знакомство с характерными формами поверхности и горными породами (минералами) своей местности».

Урок обобщения и закрепления знаний. Контрольная работа №1

«У природы нет плохой погоды…». Погода. Основные показатели погоды и приборы, их измеряющие.

Практическая работа №4. Наблюдение за изменениями погоды. Описание погоды за месяц.

Характерные сезонные особенности погоды своего района и Крыма в целом.

Признаки и народные приметы изменения погоды.

Стихийные погодные явления.

«Вода - важнейший минерал на Земле». Значение воды в природе и жизни населения Крыма. Свойства воды.

Реки Крыма. Гидрологические памятники.

Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.

Практическая работа №5. Нанесение на контурную карту крупных водных объектов Крыма.

Урок обобщения и закрепления знаний. Контрольная работа №2

Почва. Свойства почвы.

Факторы почвообразования

Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв

«Жизнь вокруг нас». Роль растений в природе и жизни человека.

Растительный мир Крыма. Характерные растения своей местности.

Реликты и эндемики Крымского полуострова. Красная книга.

Животный мир Крыма и своей местности

Урок обобщения и закрепления знаний. Контрольная работа №3

«Что мы нового узнали о природе Крымского полуострова?».

Повторение










Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.


Отметка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. Верное решение географических задач.

5. Отличное знание географической номенклатуры.

Отметка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. Небольшие погрешности в знании географической номенклатуры.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, значимые в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

13. Значительные ошибки в знании географической номенклатуры.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

7. Не знание географической номенклатуры.

Отметка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

Отметка «5»

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка «4»

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран или пунктов характеристик).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся владеют теоретическим материалом, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если задание не выполнено.

Требования к работе в контурныхкартах:

Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.

1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.

2. Все надписи на контурной карте делают черной пастой, мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Названия рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.

3. Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.

4. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.

5. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой отметки.

Критерии оценки контурных карт.

Отметка «5»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Местоположение всех географических объектов обозначено верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Отметка «4»

Выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

Отметка «3»

Выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

Отметка «2»

Выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно.

Отметка «1»

Выставляется в том случае, если работа не выполнена.

















Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Тетрадь по «Крымоведению», 5-6 кл. Супрычев А.В.: Москва

Перечень учебно-практического оборудования

  • Физическая карта Крыма

  • Коллекция горных пород и минералов

  • Гербарии

Интернет-ресурсы:

  • Крым сегодня crimey.ru/

  • Все о Крыме vse-o-kryme.jimdo.com/

  • Краеведение kraevedenie.net/

  • В Крымvkrimea.blogspot.com/











8


© 2010-2022