Урок по краеведению Экологические проблемы своего села

Урок проводится в форме ролевой игры. Учащимся предоставляется возможность выступить в роли различных персоналий и выразить свое мнение по состоянию экологии села и путях решения экологической проблемы. За две недели до проведения урока учащиеся 6 класса были разделены на группы экспертов-специалистов: журналисты, географы, экономисты, проектировщики, социологи, экологи, представители администрации села. Каждая группа получила задание: провести экспертизу экологического состояния села, дать обо...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крестовоздвиженская средняя общеобразовательная школа

Константиновский район Амурская область


Школьное методическое объединение учителей-предметников

Урок-ролевая игра


Тема:

«Экологическое состояние села Крестовоздвиженка»Урок по краеведению Экологические проблемы своего села



















Учитель: Земцова Ирина Сифоновна



с. Крестовоздвиженка

19.04.2013 г.

Урок краеведения по теме: «Экологическое состояние села Крестовоздвиженка»

учитель МОУ Крестовоздвиженской СОШ Земцова И.С.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • Воспитание экологической культуры учащихся, развитие творческого потенциала, умения отстаивать свою точку зрения, слушать других, оценивать достигнутые результаты.

Метапредметные:

  • Формирование приемов работы с информацией, ее поиска, анализа, обработки, представления.

Предметные:

  • Расширение знаний учащихся об экологических проблемах села и путях их решения.

Оборудование:

Слайд-шоу, интерактивная доска, мультимедиа проектор, учебное пособие «Село Крестовоздвиженка», план села.

Тип урока: ролевая игра

План урока

  1. Подготовка к уроку.

За две недели до проведения урока учащиеся 6 класса были разделены на группы экспертов-специалистов: журналисты, географы, экономисты, проектировщики, социологи, экологи, представители администрации села. Каждая группа получила задание: провести экспертизу экологического состояния села, дать обоснованное заключение. Журналисты должны дать краткое описание состояния природы села во время его образования; географы дают оценку природных компонентов дня сегодняшнего; экономисты обосновывают создание в селе свинокомплекса; проектировщики объясняют правильность выбора места для его расположения; социологи делают опрос жителей села на предмет их удовлетворенности экологическим состоянием села; экологи отмечают экологические проблемы села; представители администрации села высказываю свое мнение о путях решения этих проблем.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.


  1. Презентация результатов работы экспертных групп.

Вступительное слово учителя.

Ребята, все вы знаете, что для того, чтобы люди могли существовать на нашей планете, им необходимо брать от природы ее богатства - природные ресурсы. В настоящее время только небольшая часть природного сырья переходит в готовый продукт, а большая часть превращается в отходы. Эти отходы постоянно накапливаются на нашей планете в виде вредных газов в атмосфере, ядовитых веществ в водоемах и почвах, в виде мусорных свалок. Люди постоянно ищут пути борьбы с экологическими проблемами. Сегодня на уроке вам предстоит выяснить, как обстоит дело с экологической проблемой в нашем селе. Для этого вы были объединены в группы специалистов-экспертов и на уроке поделитесь результатами проделанной работы.


  1. Журналисты.

Мы посетили школьный музей, и нашли в имеющихся там архивных документах описание села 1900 года. В те годы наше село окружал густой лес, река была шире и многоводней, вокруг села пестрели живописные луга, а главное - воздух был чище. Прошло 140 лет с того момента, как было образовано наше село, а от былой красоты природы мало что осталось. Сначала был вырублен почти полностью лес, на его месте появились поля, а затем и овраги. Потом первопоселенцы взялись за нашу речку. Чтобы усмирить ее нрав, жители села забивали родники, которые питали реку, чем придется, и она стала мелеть. Но больше всех постарались мы, их потомки. Сегодня в селе повсеместно можно найти кучи мусора: вдоль дорог, на дне оврагов, на берегах реки, в карьере и на бывшей молочной ферме. Мы сделали фотографии наиболее грязных мест села, и вы видите их на экране.


  1. Географы.

Заглянув в пособие о нашем селе, мы узнали, что наше село расположено в благоприятных для жизни человека природных условиях. Село расположено на почти плоской равнине. Климат у нас умеренно-континентальный с чертами муссонности. Среднегодовая температура села - 1°С, годовая амплитуда около 50°С, осадков выпадает немногим больше 500 мм, преобладают северо-западные ветры. Но летом к нам приходят с Тихого океана муссоны, приносящие проливные дожди. В таких условиях образовались бурые лесные и лугово-черноземовидные плодородные почвы. Существовавшая ранее зона широколиственных лесов, в результате деятельности людей, заменилась на степь. Животный мир представлен птицами, мелкими млекопитающими и насекомыми. Деятельность людей сильно изменила природу села, она стала беднее. Жители села сейчас не имеют возможность ходить в лес за грибами и ягодами, в реке почти перевелась рыба. Появились повсеместно овраги. Вы видите на слайдах, что овраги есть даже в селе, что угрожает домам и дорогам.


  1. Экономисты.

Долгое время жители нашего села занимались земледелием, но постепенно они стали разводить крупный рогатый скот, овец и коз, свиней, лошадей, птицу, и даже пчел. В 80-х годах прошлого столетья в нашем селе был создан межколхозный свиноводческий комплекс. Со всего района в наше село свозили поросят на откорм, затем сдавали мясо государству. Это было выгодно району. Не нужно было строить свинарники в каждом селе и тратить при этом большие деньги. Свинокомплекс выращивал до 20 тысяч свиней, получая большие прибыли. Часть мяса перерабатывали на колбасном цехе, был создан комбикормовый цех и зернохранилище. Это было крупнейшее хозяйство не только в районе, но и в области. На средства свинокомплекса строились жилые дома, детский сад, баня, медпункт, прокладывались дороги, был создан пруд. Работники получали хорошие зарплаты, а передовики производства награждались путевками на отдых на курорты и в санатории. Для нашего села это было выгодное предприятие.


  1. Проектировщики.

При выборе места под будущий свинокомплекс, мы учли розу ветров и рельеф села. Предприятие расположили на северо-восточной части села на возвышении, чтоб запах ветром уносило в противоположную от села сторону. Там же расположили скотомогильник, отстойник, бойню. К комплексу была проведена асфальтированная дорога. Свинокомплекс был огорожен. При сдаче объекта комиссия никаких нарушений строительства не обнаружила.


  1. Экологи.

Конечно, свинокомплекс, когда ветер дует в сторону села, доставляет неудобство его жителям. Не совсем приятный запах растекается по всему селу. Но это не самая большая беда села. Мы провели подсчеты, и пришли к неутешительным выводам. Одна семья за неделю в среднем накапливает 1 ведро бумаги, 2 ведра пищевых отходов, 2-3 жестяные банки, 2-3 стеклянные и 1-2 пластиковые бутылки, 4 полиэтиленовых пакета, таким образом, за неделю на семью приходится 15-16 кг мусора. В нашем селе проживает около 350 семей, общее количество мусора за неделю в селе составляет 5,6 т, а за год - 290 тонн! Это только в нашем селе, а по району и области цифра еще больше. Мы также выяснили, что не весь мусор быстро разлагается. На слайде вы видите таблицу, из которой следует, что жестяная банка разлагается 90 лет, полиэтиленовый пакет - 200 лет, изделия из пластмассы - 500 лет, из стекла - 1000 лет, а пенопласт вообще не разлагается. Необходимо подумать о срочном строительстве мусороперерабатывающих заводов в области, в том числе в нашем районе.


  1. Социологи

Мы провели опрос жителей села с целью выяснения их мнения об экологическом состоянии села. 24% считают, что в нашем селе с экологией все нормально. 60% отметили наличие свалок по селу. 72% обратили внимание на запах свинокомплекса. 80% отметили загрязнение реки и отсутствие в ней рыбы. Но большинство жителей села не возражают, чтобы в селе продолжал свою работу свинокомплекс, так как многие работают именно там. Они готовы терпеть неприятный запах. Но 80% жителей считают, что надо бороться с мусором. Жители домов возле свалки, отмечают, что мусор в ветреную погоду разносится со свалки по дворам и огородам.


  1. Представители администрации села.

Сегодня мы благодаря работе специалистов-экспертов увидели, что экологическая обстановка в селе требует принятия срочных мер. Хотя в селе отведено место свалки в карьере, но не все жители имеют транспорт для вывозки мусора. Мы подумаем об организованном вывозе мусора, но сжигать на свалке мы его не можем, так как дым будет распространяться на село. Стоит составить обращение к депутатам области и к губернатору о продолжении строительства мусороперерабатывающего завода. Следует депутатам села усилить контроль над чистотой территории села, организовывать субботники, штрафовать тех, кто продолжает мусорить. Нужно организовать посадку деревьев, наказывать браконьеров, уничтожающих лес. Приложить усилия по восстановлению в селе бывшего водоема - единственного места отдыха селян.


  1. Закрепление материала изученного на уроке

Учитель. Сегодня в виде игры мы рассмотрели экологическую ситуацию в нашем селе и попытались найти пути ее нормализации. спасибо всем экспертным группам за проделанную работу.


  1. Домашнее задание

Предлагаю к следующему уроку выполнить одно из заданий.

1). Создать буклет с предложениями жителям села по улучшению экологической обстановки.

2). В нашем селе существует проблемы водообеспечения. Предлагаю вам изучить состояние колодцев на своей улице, составить их описание по предложенному плану в рабочей тетради.


  1. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся поднять красные кружочки, если урок заставил их думать, принимать решения. Если урок для учащихся был скучен и неинтересен, они не проявляли активной деятельности, то они должны поднять синие кружочки. Если урок был «так себе», то поднять зеленые кружочки.

© 2010-2022