Возможности кабинета географии для формирования учебного сотрудничества

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности кабинета географии для формирования учебного сотрудничества

Школьные кабинеты являются частью образовательного пространства школы, выполняя образовательную и воспитательную функцию. По моему мнению, ни один из школьных предметов не нуждается в наглядности в такой степени, как география, поэтому к организации и комплектации кабинета следует подходить особенно тщательно.

За последние десятилетия требования к оснащению предметных кабинетов изменилось: обязательным (согласно ФГОС) является наличие в кабинете комплекса современных технических средств обучения: интерактивные доски, документ-камеры и т.п.

С появлением «новинок» возможности преподавания географии заметно расширились.

Например, особый интерес у учащихся возникает, когда на уроке демонстрируются космические снимки или наблюдения за поверхностью Земли с борта космической станции в режиме он-лайн. Еще несколько лет назад это было фантастикой, а сейчас просто и доступно.

Но как бы мы ни стремились идти в ногу с техническим прогрессом, преподавание географии невозможно без традиционных средств обучения: карты, глобусы, натуральные объекты, компасы и др. Главное - умело и комплексно использовать традиционные и современные средства обучения.

При оформлении предметного кабинета я старалась учесть эти рекомендации. Так был создан кабинет-музей географии.

Почему кабинет-музей? Какие возможности для участников образовательного процесса дает такой кабинет?

Кабинет организован таким образом, чтобы у детей возникал интерес к предмету, который, ни для кого не секрет, переведен в категорию второстепенных. А ведь география - уникальный предмет, который позволяет каждому почувствовать себя путешественником и первооткрывателем, восхититься красотой и разнообразием природы Земли. Статус музея кабинет получил благодаря наличию большого количества экспонатов, которые усиливают практическую и прикладную направленность обучения, позволяют перенестись в геологическое прошлое Земли и отправиться в путешествие по странам и континентам.

Для ребят, которые начинают изучение географии, проводится обзорная экскурсия, которая знакомит с кабинетом и предметом.

Ежегодно первый урок географии в сентябре во всех классах - это обмен впечатлениями о лете, поездках. Так появилась традиция - привозить в кабинет магниты и флаги из городов и стран, где ученики отдыхали во время летних каникул. Такая форма работы позволяет в старших классах провести учебно-исследовательскую работу «География поездок учащихся моего класса»: составить анкеты, провести социологический опрос среди одноклассников, обработать результатов и оформить их картографическое изображение.

В течение учебного года есть возможность регулярно в активной форме, выполняя задания на интерактивных карточках, знакомиться с новыми экспонатами.

Вместе с активистами кабинета-музея принимаем не только учащихся, но и гостей гимназии, родителей и будущих пятиклассников на дне открытых дверей, учителей города и области. Созданный кабинет - это не только моя заслуга. Моими помощниками становятся в первую очередь те, кто занимается исследовательской деятельностью по предмету, выполняет проектные задания, участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах. В течение года ребята пополняют банк интерактивных заданий и приносят новые экспонаты. Такая деятельность становится еще одной формой работы с одарёнными и мотивированными детьми.

Внеурочная деятельность в гимназии традиционно связана с общешкольным годовым проектом. В нашем кабинете-музее собран архив итоговых проектов классов в виде стенгазет: например, результаты проекта «Впервые в Ярославле» использую на уроках в 8-9 классах при изучении географии отраслей и географии Ярославской области. Наличие в кабинете краеведческого материала делает актуальным и практически значимым знания о родном крае.

Наличие экспонатов, посвященных культуре народов России, способствует развитию патриотизма, формирует толерантное отношение в поликультурном обществе. Стенды, посвященные природе и культуре народов мира, направлены на воспитание бережного отношения к богатствам Земли и экологической грамотности.

Занятия в нашем кабинете позволяют формировать культуру современного путешественника: мотивации к осознанному выбору маршрута, предварительное знакомство с местом, основы безопасности жизнедеятельности. Надеюсь, так зарождаются совместные интересы в семьях моих учеников до, во время и после поездки.

Хорошо оснащенный кабинет способствует организации и внеурочной деятельности.

В качестве примера расскажу о такой форме внеурочной работы как заседание «Клуба любителей астрономии», которое ежегодно проходит в День космонавтики. Являясь одним из организаторов этого клуба, активно привлекаю к работе своих учеников. Интерес к данной науке, которая интегрируется со многими областями знаний (например, физикой, географией, биологией), позволил принять участие в городском проекте «Ярославия космическая» и выполнить интересную учебно-исследовательскую работу на тему «Космические методы исследования Земли на службе человечества». Результаты проекта активно использую в практике своей работы на уроках в 10 классе при знакомстве с ГИС и современными методами исследования Земли.

Кабинет географии рассматривается и как творческая мастерская для совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, коллегами). География близка как к общественным дисциплинам, так и к естественным. Поэтому открываются неограниченные возможности для взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, при реализации проектной деятельности. Так родилась идея ежегодного проведения метапредметных проектов: «300-летие Ломоносова», « Ярославль 1000-летний, или туда и обратно», «Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО», «Олимпийское движение: вчера и сегодня»; и другие.

Что дала совместная работа? Возможность глубже понять другой учебный предмет, найти точки соприкосновения в предметном материале программ, наладить более тёплые взаимоотношения с коллегами, учащимися, родителями.

Таким образом, кабинет-музей географии не застывшее хранилище экспонатов, а пространство, дающее возможность творить, фантазировать и воплощать свои идеи всем участникам образовательного процесса.



© 2010-2022