- Преподавателю
- География
- Примерная рабочая программа по географии 8 класс
Примерная рабочая программа по географии 8 класс
Раздел | География |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева А.Е. |
Дата | 16.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
Пояснительная записка
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
-
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
-
Рабочие программы. География М., «Дрофа», 2013 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Программа скорректирована с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, который отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов.
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 час.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
-
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
-
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
№ п/п
Название раздела
Количество часов по программе
Количество часов в календарно-тематическом планировании
1
ВВЕДЕНИЕ
1
1
2
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА
6
5
3
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
4
7
4
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
4
6
5
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ
3
5
6
ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
3
4
7
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
4
4
8
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
6
6
9
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ
30
23
10
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
6
6
11
РЕЗЕРВ УЧИТЕЛЯ
3
Изменения внесены в программу в связи с особенностями класса.
Учебно-тематический план:
№ раздела/
темы
Название раздела темы
Количество
часов
В том числе
Контрольных работ
Практических работ
Лабораторных работ
1
ВВЕДЕНИЕ
1
2
НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА
5
2
3
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
7
2
4
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
6
1
5
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ
5
1
6
ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
4
1
7
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
4
2
8
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ
7
2
9
ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ
23
1
10
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
6
3
11
Резерв учителя
3
1
Итого
70
1
16
Первая четверть
17
5
Вторая четверть
14
2
Третья четверть
20
1
Четвертая четверть
19
1
Календарно-тематический план
№
урока
Тема
Кол-во часов
Дата
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
1
Что изучают в курсе "Природа России". Источники географической информации.
1
Наша Родина на карте мира (5)
2
Географическое положение России. П/р «На контурную карту нанести границу России и сопредельных государств, отметить крайние точки»
1
3
Моря, омывающие территорию России. П/р «На контурную карту нанести моря, омывающие берега нашей родины»
1
4
Россия на карте часовых поясов.
1
5
Как осваивали и изучали территорию России.
1
6
Итоговый урок по теме.
1
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
(24 ч.)
РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (7 ч.)
7
Особенности рельефа России.
1
8
Геологическое летоисчисление
1
9
Геологическое строение территории нашей страны. П/р «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности»
1
10
Минеральные ресурсы России.
1
11
Развитие форм рельефа.
1
12
Изменение рельефа человеком. П/ р «Воздействие рельефа на жизнь людей»
13
Итоговый урок по теме.
1
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч.)
14
От чего зависит климат нашей страны.
1
15
Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны
1
16
Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.
1
17
Типы климатов России. П/р «Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей»
1
18
Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.
1
19
Обобщающий урок по теме.
1
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ (5 ч.)
20
Разнообразие внутренних вод России. Реки. П/р «Характеристика реки с точки зрения ее хозяйственного использования»
1
21
Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
1
22
Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.
23
Водные ресурсы. Охрана вод.
1
24
Обобщающий урок по теме.
1
ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)
25
Образование почв и их разнообразие. П/р «Характеристика почв по к4арте, анализ факторов и условий почвообразования»
1
26
Закономерности распространения почв.
1
27
Почвенные ресурсы России.
1
28
Обобщающее повторение по теме «Почвы»
1
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (4 ч.)
29
Растительный мир России.
1
30
Животный мир России
1
31
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. П/р «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов»
1
32
Природно-ресурсный потенциал России. П/р «Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы»
1
РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ (26 ч.)
ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч.)
33
Разнообразие ПК России. Природное районирование. П/р «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»
1
34
Моря как крупные природные комплексы.
1
35
Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.
1
36
Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.
1
37
Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.
1
38
Высотная поясность. П/р «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»
1
ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (23 ч.)
39
Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.
1
40
Особенности природы Русской равнины
1
41
Природные комплексы Восточно-Европейской равнины
1
42
Памятники природы равнины
1
43
Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования
1
44
Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России.
1
45
Природные комплексы Северного Кавказа.
1
46
Урал - "Каменный пояс" земли Русской.
1
47
Своеобразие природы Урала.
1
48
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.
1
49
Западносибирская низменность: особенности природы.
1
50
Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.
1
51
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения
1
52
История освоения Восточной Сибири
1
53
Особенности природы Восточной Сибири
1
54
Природные районы Восточной Сибири.
1
55
Жемчужина Сибири - Байкал.
1
56
Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.
1
57
Дальний Восток - край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.
1
58
Особенности природы Дальнего Востока
1
59
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.
1
60
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.
1
61
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Природные комплексы России» П/р «Характеристика взаимодействия и общества на примере одного из природных регионов»
1
Человек и природа (6)
62
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. П/р «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»
1
63
Воздействие человека на природу.
1
64
Рациональное природопользование. П/р «Составление карты « Природные уникумы России»
1
65
Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. П/р «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»
1
66
География для природы и общества
1
67
Обобщение знаний по разделу «Человек и природа»
1
Общее количество часов
67
Резерв учителя
3
68
Итоговая контрольная работа за курс 8 класса
1
69 - 70
Географическая олимпиада.
2
Литература
1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2011.
2. Атлас. География России. Природа. 8 класс
3. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.
4.П.Г. Шевченков. Гидрологический справочник. Брянск, 2003.
5. П.Г. Шевченков.Атмосфера. Погода. Климат. Словарь-справочник. Брянск, 2003.
6.Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 класс. Волгоград: Учитель,2007.
7. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010.
8. Н.Г.Савина. Теория и методика обучения географии. М. Педагогическое сообщество России,2008
9. А.Ф. романова. Предметные недели в школе. Волгоград: Учитель, 2004.
10. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. География подготовка к ЕГЭ. М- Лайрис пресс,2004
11. Страны мира от А дол Я. Полный справочник. Харьков. Бельгород,2009.
12. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010