Примерная рабочая программа по географии 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основании: ·                  стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. ·                  Рабочие программы. География М., «Дрофа», 2013 г. Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа скорректирована с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федер...   1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2011.   2. Атлас. География России. Природа. 8 класс   3. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.      
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)


Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Рабочие программы. География М., «Дрофа», 2013 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Программа скорректирована с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации, который отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 час.



Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

№ п/п

Название раздела

Количество часов по программе

Количество часов в календарно-тематическом планировании

1

ВВЕДЕНИЕ

1

1

2

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА

6

5

3

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

4

7

4

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

4

6

5

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ

3

5

6

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

3

4

7

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

4

4

8

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

6

6

9

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

30

23

10

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

6

6

11

РЕЗЕРВ УЧИТЕЛЯ


3

­Изменения внесены в программу в связи с особенностями класса.

Учебно-тематический план:

№ раздела/

темы

Название раздела темы

Количество

часов

В том числе

Контрольных работ

Практических работ

Лабораторных работ

1

ВВЕДЕНИЕ

1


2

НАША РОДИНА НА КАРТЕ МИРА

5

2

3

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

7


2

4

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

6


1

5

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ

5


1

6

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

4


1

7

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

4


2

8

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

7


2

9

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

23


1

10

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

6


3

11

Резерв учителя

3

1


Итого

70

1

16

Первая четверть

17


5

Вторая четверть

14


2

Третья четверть

20


1

Четвертая четверть

19

1




Календарно-тематический план


урока

Тема

Кол-во часов

Дата

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

1

Что изучают в курсе "Природа России". Источники географической информации.

1


Наша Родина на карте мира (5)

2

Географическое положение России. П/р «На контурную карту нанести границу России и сопредельных государств, отметить крайние точки»

1


3

Моря, омывающие территорию России. П/р «На контурную карту нанести моря, омывающие берега нашей родины»

1


4

Россия на карте часовых поясов.

1


5

Как осваивали и изучали территорию России.

1


6

Итоговый урок по теме.

1


РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

(24 ч.)

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (7 ч.)

7

Особенности рельефа России.

1


8

Геологическое летоисчисление

1


9

Геологическое строение территории нашей страны. П/р «Характеристика рельефа и полезных ископаемых своей местности»

1


10

Минеральные ресурсы России.

1


11

Развитие форм рельефа.

1


12

Изменение рельефа человеком. П/ р «Воздействие рельефа на жизнь людей»



13

Итоговый урок по теме.

1


КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч.)

14

От чего зависит климат нашей страны.

1


15

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1


16

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

1


17

Типы климатов России. П/р «Характеристика климатических поясов и областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей»

1


18

Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.

1


19

Обобщающий урок по теме.

1


ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ (5 ч.)

20

Разнообразие внутренних вод России. Реки. П/р «Характеристика реки с точки зрения ее хозяйственного использования»

1


21

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1


22

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.



23

Водные ресурсы. Охрана вод.

1


24

Обобщающий урок по теме.

1


ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

25

Образование почв и их разнообразие. П/р «Характеристика почв по к4арте, анализ факторов и условий почвообразования»

1


26

Закономерности распространения почв.

1


27

Почвенные ресурсы России.

1


28

Обобщающее повторение по теме «Почвы»

1


РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (4 ч.)

29

Растительный мир России.

1


30

Животный мир России

1


31

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. П/р «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов»

1


32

Природно-ресурсный потенциал России. П/р «Определение роли особо охраняемых природных территорий в сохранении природы»

1


РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ (26 ч.)

ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (6 ч.)

33

Разнообразие ПК России. Природное районирование. П/р «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон»

1


34

Моря как крупные природные комплексы.

1


35

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1


36

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1


37

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

1


38

Высотная поясность. П/р «Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

1


ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (23 ч.)

39

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

1


40

Особенности природы Русской равнины

1


41

Природные комплексы Восточно-Европейской равнины

1


42

Памятники природы равнины

1


43

Природные ресурсы равнины и проблемы их рационального использования

1


44

Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России.

1


45

Природные комплексы Северного Кавказа.

1


46

Урал - "Каменный пояс" земли Русской.

1


47

Своеобразие природы Урала.

1


48

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1


49

Западносибирская низменность: особенности природы.

1


50

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

1


51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. Особенности географического положения

1


52

История освоения Восточной Сибири

1


53

Особенности природы Восточной Сибири

1


54

Природные районы Восточной Сибири.

1


55

Жемчужина Сибири - Байкал.

1


56

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

1


57

Дальний Восток - край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.

1


58

Особенности природы Дальнего Востока

1


59

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

1


60

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1


61

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Природные комплексы России» П/р «Характеристика взаимодействия и общества на примере одного из природных регионов»

1


Человек и природа (6)

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. П/р «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России»

1


63

Воздействие человека на природу.

1


64

Рациональное природопользование. П/р «Составление карты « Природные уникумы России»

1


65

Россия на экологической карте. Экология и здоровье человека. П/р «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

1


66

География для природы и общества

1


67

Обобщение знаний по разделу «Человек и природа»

1


Общее количество часов

67


Резерв учителя

3


68

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1


69 - 70

Географическая олимпиада.

2




Литература

1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2011.

2. Атлас. География России. Природа. 8 класс

3. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

4.П.Г. Шевченков. Гидрологический справочник. Брянск, 2003.

5. П.Г. Шевченков.Атмосфера. Погода. Климат. Словарь-справочник. Брянск, 2003.

6.Н.В. Болотникова. Интегрированные уроки в школе. География 6-10 класс. Волгоград: Учитель,2007.

7. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010.

8. Н.Г.Савина. Теория и методика обучения географии. М. Педагогическое сообщество России,2008

9. А.Ф. романова. Предметные недели в школе. Волгоград: Учитель, 2004.

10. Н.А. Марченко, В.А. Низовцев. География подготовка к ЕГЭ. М- Лайрис пресс,2004

11. Страны мира от А дол Я. Полный справочник. Харьков. Бельгород,2009.

12. В.Г. Черкова. География в таблицах и схемах. Санкт- Питербург,2010


© 2010-2022