Методическая разработка составления и проведения тестов по географии

Раздел География
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика составления и проведения тестов по географии.

Место тестов

на уроках географии

(Выступление на ШМО, март 2007 года на этапе подготовки к государственным экзаменам)

Тесты выполняют одновременно целый

ряд функции!:

  • контролирующую •воспитывающую

  • обучающую; • диагностическую;

  • развивающую; • прогностическую.

Тесты можно использовать как на лю­бом этапе урока, так и при изучении но­вого материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.

При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоя­тельной работы учащихся, при этом тес­товое задание может не только опираться на знания, полученные учащимися на пре­дыдущих уроках, но и иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.

При закреплении или проверке текущего материала используются тесты-минут­ки, рассчитанные на 10-12 мин урока и содержащие 5-10 вопросов.

При итоговом контроле тестирование проводится довольно часто, при этом те­сты охватывают материал по крупным блокам (определенную тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок. Экзаменационный тест охваты­вает материал всего курса географии Рос­сии в 9 классе. Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в течение 2 ча­сов и содержат от 25 до 50 вопросов и заданий.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий и вопросов значительно проще подобрать материал для каждого конкрет­ного ученика, соответствующий уровню его развития, возрастным и мотивационным особенностям.

Тесты можно использовать не только на уроке в классе, но и в качестве домашнего задания.

В качестве домашнего задания в отдель­ных случаях можно предложить учащим­ся составить тестовые задания, что научит ребят правильно формулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать и анализировать получен­ные знания, применять их на практике.

Методика составления и проведения тестов

Основными этапами любого тестирова­ния ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Целеполагание т. е. постановка кон­кретных целей перед тестированием и понятных учащимся.

  2. Подготовка и сбор информации для составления теста, соответствующей Шшкольной программе, учебникам и пройденному материалу;

  3. Разработка и конструирование те­ста, т. е. выбор определенных видов тес­товых вопросов и заданий с учетом опре­деленных требований:


  • надежность, четкость и лаконич­ность;

  • недопустимость применения двусмысленных, некорректных вопро­сов, т. е. вопросов, не соответствующих общепринятым стандартам и программам;

  • использование дополнительной литературы, энциклопедической, справочни­ков для составления тестов и их ре­шения допустимо лишь для специализированных классов , а так­же для индивидуальной работы с

сильными учащимися.

- недопустимо использование «мелоч­ных вопросов, затрагивающих слишком малые географические объекты, имеющие несущественные отличия.


4. Подготовка участников к тестированию
в мотивации, настрое и тренинге.


5. Непосредственно тестирование

должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.

6. После проведения тестирования наступает обработка теста, выполненного учащимися. Под обработкой теста подразумеваегся его проверка с помощью «ключа».

  1. Игогом тестирования должен стать анализ результатов

При всем многообразии тестовых зада­ний можно вьделить всего четыре основ­ные группы тестов:

  1. задание на выбор правильного ответа;

  2. приведение в соответствие или классификацию объектов;

  3. расположение объектов в опреде­ленном порядке;

4) « открытые» тесты, где необходимо вписать «пропущенные» слова.

Виды тестов по форме

Все тесты подразделяют на два основ­ных вида: стандартизированные и перспективные.

Стандартизированные тесты под­разумевают выбор ответов, предложенных в задании. Эти тесты могут быть четырех типов: тесты на выбор верных ответов, приведение в соответствие, расстановку объектов по порядку и тесты на классивикацию (группировку) объектов.

Перспективные {или «открытые») тесты многими специалистами вообще не воспринимаются как тесты ввиду отсут­ствия вариантов ответов.

Наиболее простыми при составлении и самыми распространенными видами тес­товых заданий являются тесты-опреде­лители, составленные по приципу во­прос - ответы.

1. Тесты-определители с одним пра­вильным ответом. Сложность данного типа тестового задания зависит, прежде всего, от количества указанных ответов: два, три, четыре, пять и т. д.

Выделите страну, господствующей религией в которой является ислам:

\) Ангола: Ъ) Пакистаи: 5) Перу; 2) Италия; 4) Канада; 6) Фиджи.

Выберите ответ, в котором верно ука­зан вид минерального ресурса, название месторождения и регион России, в кото­ром он расположен:

  1. бурый уголь наз аров о -~Цснтральная Россия 2) природный газ - салаир -Запад­ная Сибирь;

  2. ж:елезныеруды - Качканар -Урал;

  3. апатиты - Воскресенск - Север;

5) алмазы -Нерюнгри -Якутия.
Кооперирование - это:

  1. выпуск предприятием характерной для него продукции;

  2. сосредоточение на одном предприятии технологически ;последоватлеьно связанных п роизводств;

  3. сосредоточение предприятий на од­ной территории;

  4. объединение предприятий с целыо производства единой конечной про­дукции.

Либо наоборот: вопросом является оп­ределение, а ответом -- само понятие.

Объединение предприятий с целью производства единой конечной продук­ции - ЭТО:

  1. специапизация; 3) кооперирование;

  2. комбинирование; 4) концен}прация.

2. Тесты-определители,где ответы идут с увеличением участвующих
объектов,
причем необхсдимо назватьих максимальное количество.

Летом тропические воздушные массы

господствуют:

\) в тропическом климатическом поясе;

  1. в тропическом и субтропическом климатических поясах;

  2. в тропическом, субтропическом и субэкваториальном климатических поясах.

3. Тесты-определители, где все ответы правильные,

Крупными производителями автомоби­лей ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Япония; 3) США;

  2. Западная Европа; 4) все указанные

регионы..

4. Тесты-определители,имеющие несколько правильных ответов и указано их количество. Вданном списке выделите два региона России. В которых нет городов-миллионеров:

1) Центрапьиый;

4) Дальневосточный:

2) Западно-Сибирский;

5) Волго -Вятский;

3) Центрально-Черноземный:

6) Се'веро-Кавказский.

5. Тесты-определители,имеющие несколько правильных ответов, но не указано их количество

Выделите объекты, относящиеся к фор­мам рельефа:

  1. ХОЛМ; 3) песок; 5) овраг;

  2. ветер; 4) равнина; 6) грани т.

6. Тесты-определители,построен­ные по приципу выделения неправильных ответов-
имеют,как правило,в задании какое-либо отрицание.

Выделите объект, не относящийся к Средней Сибири:

  1. траппы; 3) Таймыр; 5) Путорана.

  2. Саяны; А) лиственница;

7 Тесты-определители с использо­ванием рисунков, графиков, схем или диаграмм,

На какой из приведенных диаграмм верно указано соотношение суши и воды на Земле:

Методическая разработка составления и проведения тестов по географии

Методическая разработка составления и проведения тестов по географии

1) 2) 3)

Методическая разработка составления и проведения тестов по географии

вода

п

суша

8. Альтернативные тесты формулируются в виде вопроса - утверждения и требует однозначного ответа «да>> или <нет>. Альтернативный тест может содер­жать одно или несколько заданий.

В развитых странах в виду высокого уровня жизни наблюдает­ся высокий естественный прирост населения.

1) да; 2) нет.

Опознавательные тесты представляют собой определение объекта по краткой характеристике или сочетанию характер­ных для него признаков.

9. Опознавательные тесты, т.е.определение объекта по краткой характери­
стике, где названы примеры объектов,один из которых правильный.

Определите физико-географический район России по данной характеристике: занимает большую площадь территории, большая часть которой занята древней платформой, преобладают плоского|рья, особенностью геологического строения являются траппы, на большей части тер­ритории климат резко-кон тинентальный, на территории района находятся «полюс холода», широко распространены мерзлотно-таежные почвы и лиственничные леса.

  1. Русская равнина;

  2. Горы Южной Сибири;

  3. Западно-Сибирская равнина:

  4. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

10. Определение объекта по крат­кой характеристике, ответ необходи­-
мо вписать самостоятельно.

По данной характеристике определите страну Европы: внутриконтинентальная страна, федеративная республика, член ЕС, проводит политику постоянного нейтра­литета, столица является крупнейшим го­род страны.

{Австрия.)

11. Определение объекта по списку других объектов, где указаны вариан­-
ты ответов.

По списку типичных животных опре­делите природную зону Африки (горил­ла, шимпанзе, леопард, карликовый беге­мот, окапи, птица-носорог):

1)влажные экваториальные леса;

  1. средиземноморская;

  2. саванны;

  3. пустыни.

12. Определение объекта по списку других объектов без вариантов от­
вета.

По списку столиц приграничных госу­дарств определите страну Азии (Ислама­бад, Пекин, Дакка, Катманду).Индия

( 13 Приведение в соответствие, причем количество вариантов перво­го столбика совпадает с количест­вам вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие горные сис­темы и их геологический возраст:

  1. Гималаи

  2. Уральские е горы

  3. Кордильеры

а) древняя складчатость

б) средняя складчатость
и) новая складчатость

{Ответ: 1-е; 2-а; З-б.)

14 Приведение в соответствие, причем количество вариантов перво­го столбика не совпадает с количеством вариантов второго столбика.

Приведите в соответствие формы рель­ефа и тектонические структуры:

  1. Урал а) щит

  2. Хибины 6) молодая платформа

  3. Западно-Сибирская

  4. Сихотэ- Алинь в) герцинская складчатость1 г) кайнозойская складчатостость д) мезозойская сладчатость

{Ответ: 1-е; 2-а; З-б; 4-д.)

15. Приведение в соответствие, подразумевающее вариативность правильных ответов

Приведите в соответствие климатические пояса и характерные для них воздуш­ные массы:

1. экваториальный а) тропические

2. субэкваториальный б) умеренные

3. тропический в) субэкваториальные

4) субтропический г) экваториальные

(Ответ: 1-а; 2-а, г; 5-а; 4-а, б)

1 6. Тесты на приведение в соответ­ствие.

В одном из столбиков есть «лишний» вариант.

Приведите в соответствие отрасли промышленности и факторы их размещения:

1) гидроэнергетика а) потребительский

2) металлургия алюминия б) сырьевой

3) судостроение в) наукоемкости

4) сахарная промышленность г) энергетический

{Ответ: 1-6; 2-г; З-а; 4-6.)

17. «Открытые» (или перспектив­ные) тесты. В отличие от тестовых за­даний, предполагаюших необходимость самостоятельно вписать верный ответ в «открытых» тестах учащийся в отдельньгх случаях не «связан» одним верным отве­том, а имеет право самостоятельного вы­бора объектов, отвечающим названным требованиям.

Вставить пропущенные слова При данной постановке вопроса у тестируемого, как правило, нет самостоятельного выбора - необходимо вписать конкретные слова.

Вставьте пропущенные слова:

низменность - это вид ________,

с высотой до метров.

{равнины, а6солютной, 2000.)

Самостоятельно вписать примеры -данный вид тестового задания под­разумевает полную свободу действий тестируемого.

Назовите три островных государства Азии:

(на выбор: Бахрейн. Бруней, Кипр, Мальдивскне о-ва, Сингапур, Тайвань. Шри-Лан­ка, Филиппины, Япония.)

18 Тесты, связанные с запоминанием таблицы без вариантов ответов.

19 Тесты, связанные с заполнением таблицы с вариантами ответов.

1) Чехия; 2) Швейцария; 3) Норвегия; 4) Маскат; 5) Оттава; 6) Берн; 7) Осло; 8) республика; 9) абсолютная монархия; 10) государство Британского Содруже­ства; 11) унитарное; 12) федеративное.

20. Тесты, связанные с заполнением схемы с вариантами ответов.

Заполнитее схему, используя следующие слова:

1) Мировой 4) горные;

океан; 5) подземные

2 ) болота, 6) реки; 3) ледники; 7) покровные.

21. Тесты, связанные с заполнением схемы без вариантов ответов.

Заполните схему:

22- Тесты, требующие выполнения расчетов без вариантов ответов.

Определите коэффициент увлажнения, если известно, что в городе N испаряе­мость равна 375 мм и в течение года вы­падает 488 мм осадков:

_____

23.Тесты-классификаторы формулируются в виде набора определенных объектов, и тестируемый должен провесги их классификацию по указанному критерию или выбрать критерий классификации самостоятельно. Данный вид теста наибо­лее удобен для установления внутрипредметных (только географических) или межпредметных связей (с биологией, ис­торией, физикой и т. д.).

24 Тесты-классификаторы с указанием классификации.

Разделите горные породы, приведенные в данном списке, на три группы:

а) известняк; б) гранит; в) мрамор; г) базальт; д) туф; е) ракушечник; ж) гнейс; з) галька; \^) уголь; к) обсидиан; л) графит; м) доломит. 1. Осадочные;

2. Метаморфические;

3. Магматические:

2 5. Тесты на самостоятельную классификацию.

Сгруппируйте по языковым семьям народы России: \) русские; 2) карелы; 3) татары; 4) осетины; 3) якуты; 6) украинцы; 7) коми: 8) буряты: 9) башкиры; 10) удмурты и назовите эти языковые семьи:

Л Б В Г

26. Тесты проверяющие знание гео­графической карты и географического пространства, построенные по принципу альтернативного теста.

В каждой паре подчеркните страну, расположеннее севернее:

Норвегия - Дания; Испания - Бельгия ,Чехия - Венгрия; Швейцария - Германия.

27. Расставить по порядку.
Распределите горные страны по мере

увеличения их высоты:

  1. Гималаи - ; (4)

  2. Уральские - ; (1)

  3. Альпы - ; (2)

  4. Кордильеры - ; (3)

^

28- Тестовое задание по контурной карте.

На данной карте обозначены месторождения:


Методическая разработка составления и проведения тестов по географии




  1. нефти; 4) железных руд;

  2. каменного угля; 5) алмазов;

  3. никелевых руд; 6) фосфоритов Или...

На дайной карте обозначены

  1. Республики

  2. Абсолютные монархии

  3. Конституционные монархии

4)Государства Британского содружества


Методическая разработка составления и проведения тестов по географии




ЛИТЕРАТУРА

  1. Глуткова В. Г.. Симагин Ю.А. Пособие по географии. Тесты. Ответы. Справочник. ~ М.: Образование, наука, тех1П1ка, 1996.

2- Глуткова В. Г., Симагин Ю.А. Тесты и зада­ния. Экономическая и социальная география России и новых независимых государств. - М.: Иладос. 2000.

Б.Дижова СЕ. Тематический тестовый контроль по географии материков и океанов. 7 класс. - М.: Сфера, 1999-

3Етсеева Р.М. География материков и оке­анов. Тесты 7 класс. - М.: Издат-во Школа, 1998.

4. Макарова Е.Д., Стерпи В. В. География. Итоговое тестирование для учащихся 9 классов: Педагогическое общество России, 1999.

5- Моисеева О.Е. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс. - М.: Сфера, 1999.

А. Мухин А. И. Контрольные тесты по гео­графии. - М.: Изд-во МГИМО, 1995.

Наумо А. Сидоров. География: от урока к экзамену. - М.: Просвещение, 1999-

© 2010-2022