Статья Профессия - географ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кустова М.Л.

учитель географии МБОУ СШ№89, руководитель ГМО учителей географии г.Красноярск

Профессия - географ

«Ах, если б я только знал географию! - Чику Пачеку повторял эту фразу сквозь стиснутые зубы, сожалея о потерянных днях своей юности... А ведь мог бы отдать всего себя без остатка, тело и душу, безоглядному постижению географии - науки, пользу которой он осознал лишь теперь!»

Жоржи Амаду

Профессия - это основной вид деятельности человека, для выполнения которой нужна определенная подготовка. Одним из основных мотивов профессионального выбора выпускников школы служит социальный престиж профессии, т.е. оценка значения, полезности этой профессии со стороны средств массовой информации, родителей, всей окружающей школьников социальной среды. Не последнюю роль играет востребованность профессии на местном рынке труда и, конечно, материальное вознаграждение.

Современная естественнонаучная картина мира связывается в нашем представлении с достижениями таких наук, как физика, химия, биология. А как же география? Казалось бы, все великие географические открытия уже сделаны. А что нового можно узнать с помощью географии сегодня? Оказывается, очень многое. Так как человек все активнее вмешивается в ход природных процессов, необходимо помнить, что непродуманное изменение одного компонента непременно скажется на других. Внутри географии сегодня существуют дочерние науки: гидрология, климатология, лимнология, гляциология и многие другие. Чтобы стать профессионалом в этих сферах, прежде всего надо знать географию.

Одним из важнейших задач географического образования является ориентация учащихся на профессии, связанные с географией.

Ни один предмет не может сравниться с географией по охвату жизненных сфер. Начиная с начального, каждый курс географии можно рассматривать в качестве носителя информации о видах труда и профессиях. Обучая физической и экономической географии, мы знакомим учащихся с разнообразием богатства природы, его размещением, ролью для производства, значением важнейших отраслей производственной и непроизводственной сферы в жизни населения. Попутно мы даем информацию о современных профессиях, формах организации труда, объясняя школьникам, что человек является, как основным потребителем, так и основным производителем всех материальных благ.

В Красноярском крае на основе краевого (национально-регионального) компонента составлена программа по учебному предмету «Основы регионального развития», который изучается в течение двух лет в 10-11 классах. На него отведено 140 часов. Изучение данного предмета направлено на достижение многих целей, в том числе:

  • освоение системы знаний о деятельности жителей Красноярского края;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных;

  • формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области отношений между людьми разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края.

Предмет «Основы регионального развития» обеспечивает преемственность по отношению к материалу, изучающемуся учащимися в 9 классе в курсе «География России: население и хозяйство» и дает возможность углубить изучение экономической и социальной сфер жизни Красноярского края.

В рамках внеурочной деятельности в нашей школе учащиеся 8-11 классов создали проект «Профессия - географ». Его цель - составить представление о характере профессионального труда специалистов, деятельность которых связана с географическими знаниями. Для реализации проекта были поставлены задачи:

  1. Развивать познавательную деятельность учащихся через самостоятельный поиск требуемой информации;

  2. Выделить круг профессий, для которых географические знания и умения являются приоритетными;

  3. Составить их характеристику; представить возможные пути получения профессии;

  4. Выявить высшие учебные заведения в городе и стране, где для поступления необходимо сдать ЕГЭ по географии;

  5. Оказать помощь учащимся выпускных классов в профессиональном самоопределении.

Кроме старшеклассников, в проекте принимали участие выпускники нашей школы, обучающиеся на географическом факультете Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева.

Проект включал в себя следующие этапы:

  1. Вводный: выявление заинтересованных участников и просветительская работа с ними.

  2. Подготовительный: обсуждение темы, цели и задач проекта.

  3. Планирование работы: выбор источников информации, способов ее сбора и анализа, распределение обязанностей между участниками проекта.

  4. Исследование: теоретический анализ полученной информации, анкетирование, составление диаграмм и сводных таблиц, посещение отдела службы занятости по Ленинскому району города Красноярска с целью определить состояние рынка труда в городе и крае.

  5. Отчетный: выступление в 11-м классе на уроке «Основы регионального развития» по теме «Профессиональная подготовка молодежи», классные часы в 9-х классах, участие в районной научно-практической конференции и в открытой конференции факультета довузовской подготовки КГПУ им. В.П.Астафьева.

  6. Рефлексия: оценка результатов деятельности.

В начале работы над проектом ребята провели опрос среди учащихся начальной школы о том, что им известно о науке географии и кому могут пригодиться географические знания. Малыши назвали путешественника, учителя, летчика, моряка, геолога. Анкетирование учащихся 8-11-х классов показало, что изучение ими географии увеличило их познания в профориентационных возможностях школьного курса. Анкета состояла из трех вопросов:

  1. Ваше отношение к предмету «география»?

  2. Пригодятся ли вам в жизни географические знания и умения?

  3. Представителям каких профессий необходимо знание географии?

Учащиеся средней и старшей школы смогли назвать более широкий перечень

профессий: вулканолог, геолог, гидрограф, гляциолог, картограф, климатолог, лимонолог, метеоролог, фенолог, эколог и даже маркшейдер. Затем заинтересовавшиеся ребята разделились на группы и собрали сведения о профессиях, для которых географические знания являются приоритетными: составили их характеристики, нашли информацию о том, в каких учебных заведениях готовят тех или иных специалистов, информацию о содержании и условиях труда. Также ребята выявили необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии: специальное образование, пунктуальность, упорство и настойчивость; наблюдательность и наличие аналитических способностей; точность и тщательность при проведении измерений и исследований; умение мириться с трудностями, справляться с бытовыми проблемами, так как чаще всего эти профессии предполагают работу в полевых условиях.

Большинству выпускников после получения профессии предстоит трудиться в Красноярском крае, поэтому содержание профориентационной информации должно в большей мере определяться состоянием рынка труда в нашем регионе. Согласно сведениям, полученным в отделе службы занятости по Ленинскому району города Красноярска, наиболее востребованы геологи, экологи, а также специалисты нефтегазовой промышленности для работы на буровых установках в северных районах края (Ванкор).

В ходе работы ребята убедились также в том, что только географических знаний специалистам недостаточно. Ведь в какой бы области не работал географ, он постоянно наталкивается на необходимость применения точных наук: физики, химии, математики. Например, для изучения действия морских волн и лавин используются динамомометры и динамографы, для изучения морских глубин - эхолоты. Исследования движения и отложения наносов требуют применения законов движения твердых тел в жидкостях. Влияние солнечной радиации, соотношение тепла и влаги также невозможно объяснить без знания физики. Космическая техника позволяет реализовать новые принципы в исследовании природных ресурсов и окружающей среды, выявить глобальные и региональные закономерности, обнаруживать в природе процессы и явления, недоступные для наблюдения другими методами. По материалам космических съемок создаются современные геоинформационные системы, а это значит, что появилась новая географическая специальность.

Обоснованный выбор профессии школьниками возможен лишь тогда, когда он осуществляется при наличии у учащихся знаний о ней. Такую ориентированность в мире профессий мы с ребятами попробовали создать в ходе работы над проектом.

Без географии мы нигде. Всем известная фраза. Мы все понимаем, что география - это то, что надо знать не только специалистам-профессионалам, но и домохозяйкам и чиновникам в министерствах. Очень обидно, что в условиях нового Федерального государственного стандарта ООО часы географии вновь попадают под сокращение.


© 2010-2022