Пояснительная записка 6 класс ФГОС

Пояснительная записка к рабочей программе по географии для 6 класса ФГОС. Ориентирована на использование учебника Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Физическая география». Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение 9 практических работ.
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта 2010г, учебного плана МБОУ СОШ №5, примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский Москва. «Русское слово» 2012.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно -методического комплекса): Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Физическая география» /Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен, тем, что данная рабочая программа полностью реализует содержание ФГОС ООО. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Курс географии 6 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курса «Введение в географию» 5 класса основной ступени обучения.

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ- __0___ ;

практических работ - 9__;

лабораторных работ- _0___.

Основная цель географии линии учебников издательства «Русское слово» в основной школе - это учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей. Выявление закономерностей развития природы, размещение населения и хозяйства и особенности динамики и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве. Выделение проблем взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

• Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• Формирование знаний о многообразии современного географического пространства, дающих возможность сформировать географическую картину мира;
• Вырабатывание у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формировать у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• Формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

Новизна данной программы определяется тем, курс географии в 6 классе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

  • Личностно - ориентированные технологии;

  • Технология дифференцированного обучения;

  • Новые компьютерные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах:

  • Научно-исследовательская деятельность;

  • Экскурсии;

  • Проведение недели географии;

  • Участие в различных конкурсных программах(олимпиадах), как очных так и заочных.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии в форме тестирования.

2. Требования к уровню освоения.

Предметные УУД

- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Личностные УУД

- Готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и практической деятельности

- Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- Умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

- Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране

Регулятивные УУД

- Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

- Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации.

Познавательные УУД

- Формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД

- Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3. Учебно - тематический план

Наименование разделов, тем

Всего часов

в том числе




Лабораторные работы

Практические работы

Контрольные работы


Введение

1




1

Земля как планета

6


1


2

Географическая карта

4


2


3

Литосфера

8


1


4

Атмосфера

7


1


5

Гидросфера

4


1


6

Биосфера

2


1


7

Почва и географическая оболочка

3


2



ИТОГО

35


9


4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

  1. Письменные


  1. тесты

  2. ответы на вопросы

правильный ответ - 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»


  1. Устные - в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.

Требования к устным ответам учащихся:

«2» - нет ответа

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

5. Содержание программы

«Введение» (1 часа)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний.

Тема 1. Земля как планета (6 часов)

Содержание темы

Земля и Вселенная. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Градусная сеть, система географических координат. Тропики и полярные круги. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Учебные понятия:

Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Практические работы:

  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Обучающиеся научатся: • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

Тема 2. Географическая карта (4 часа)

Содержание темы

Способы изображения местности. Географическая карта. Масштаб и его виды. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии. Виды карт по масштабу и содержанию. Понятие о плане местности и топографической карте. Азимут. Движение по азимуту. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Абсолютная и относительная высота. Шкала высот и глубин. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия

Географическая карта, план местности, азимут, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы:

  1. Определение направлений и расстояний по карте.

  1. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

  2. Составление простейшего плана местности.

Обучающиеся научатся: • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться: • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Тема 3. Литосфера (8 часов)

Содержание темы

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора - верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Учебные понятия

Земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы:

1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

2. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Обучающиеся научатся: • различать структурные части строения Земли; виды земной коры; виды горных пород, слагающих земную кору; внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• различать формы рельефа Земли;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий.

Обучающиеся получат возможность научиться: • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением литосферы.

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Содержание темы

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.

Учебные понятия

Атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы:

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Обучающиеся научатся: • проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Обучающиеся получат возможность научиться: • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей сред;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Содержание темы

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).

Учебные понятия:

Гидросфера, круговорот воды, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы:

1. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

2. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Обучающиеся научатся: • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• проводить с помощью приборов измерения направления и скорости течения водных потоков;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации.

Обучающиеся получат возможность научиться: • приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Содержание темы

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Учебные понятия

Биосфера, Красная книга.

Персоналии

Владимир Иванович Вернадский

Практическая работа

1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Обучающиеся научатся: • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

• классифицировать царства живой природы;

• выявлять способы приспособления живых органихмов к среде обитания в разных природных зонах;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий.

Обучающиеся получат возможность научиться: • приводить примеры, иллюстрирующие роль живой природы для жизни и деятельности человечества;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Тема 7. Почва и географическая оболочка (3 часа)

Содержание темы

Почва. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Учебные понятия

Почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Практические работы:

  1. Описание природных зон Земли по географическим картам.

  2. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Обучающиеся научатся: • оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

Обучающиеся получат возможность научиться: • оценивать особенности и свойства почв в разных природных зонах;

• оценивать возможные в будущем изменения почв, вследствие хозяйственной деятельности человека;

• выдвигать и обосновывать гипотезы об изменении географической оболочки как окружающей человека среды.

6. Список рекомендуемой литературы.

Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов).-М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5 - 9 классы: проект. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

  4. Авторские программы Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский Москва. «Русское слово» 2012

  5. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский «География», учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Москва. «Русское слово» 2013.

  1. «Атлас по географии» 6 класс. Москва. Дрофа. 2013.

  2. «Контурные карты» 6 класс. Москва. Дрофа. 2013.

  3. «Рабочая тетрадь по географии» Е.М.Домогацких 2013.

  4. Интернет ресурсы.

Для обучающихся:

  1. Е. М. Домогацких, Э. Л. Введенский «География», учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.

Москва. «Русское слово» 2013.

  1. «Атлас по географии» 6 класс. Москва. Дрофа. 2013.

  2. «Контурные карты» 6 класс. Москва. Дрофа. 2013.

  3. «Рабочая тетрадь по географии» Е.М.Домагацких 2013.

  4. Интернет ресурсы.

geosite.com.ru

geo.1september.ru

georus.by.ru

mojgorod.ru

terrus.ru

geo.metodist.ru

pugachova. ucoz. ru


© 2010-2022