Открытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиОткрытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка ЗемлиТема: Географическая оболочка

Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли

Цель: изучение новой темы посредством закрепления и повторения пройденных тем в виде презинтации.

Задачи:

  • Развивать навыки работы по новой теме с закреплением пройденных тем;

  • Формировать знания, умения и навыки работы с картой и компьютером;

  • Закрепление теоретических знаний.

Оборудование: карта, атлас, плакаты, компьютер.

Тип урока: интегрированный

Связь с другими предметами: биология

І. Организационный момент

ІІ. Опрос домашнего задания

  1. Как живые организмы влияют на атмосферу, литосферу и гидросферу?

  2. Что такое почва? Плодородие почв.

  3. В каком направлении изменяются почвы? Показать на карте.

  4. Тест

І-вариант

1. Сделайте правильный вывод из приведенного текста:

«Ученые считают, что первые организмы на Земле появились около 2 млрд.лет назад. Значительно позднее появились водоросли - первые растения на Земле. Прошло много лет. В древних морях зародились первые животные, их окаменелые панцири и раковины сохранились в слоях осадочных горных пород. Постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 3млн.лет назад появился человек». Этот текст говорит о...

А) осадочном слое горных пород

Б) развитии растений

В) развитии животных

Г) биосфере

2. Сделайте правильный вывод из приведенного текста:

«Состоит из частичек разрушенных горных пород и из гумуса (перегноя), которые разделить очень трудно, там всегда находится вода, воздух и множество живых организмов, особенно микроорганизмов. Ее пронизыают корни растений».

А) горные породы

Б) воздух и вода

В) почва

Г) живые организмы

ІІ-вариант

1. Сделайте правильный вывод из приведенного текста:

«Они перерабатывают поступающие в почву органические остатки - опавшую листву, погибших животных. Благодаря их жизнидеятельности почвы обогащаются перегноем». Этот текст говорит...

А) о растительных сообществах

Б) животных

В) микроорганизмах

Г) гумусе

2. Сделайте правильный вывод из приведенного текста:

«Животный мир Арктики довольно беден. Это белый медведь - одно из крупнейших животных на Земле, моржи и тюлени, различные водоплавоющие птицы, которые прилетают на арктические острова летом. Для пустынь характерны такие животные, как джейран, пустынные волки, тушканчики, черепахи, вараны и большое количество змей»

Этот текст говорит о...

А) животный мир Арктики

Б) животный мир пустынь

В) растительные сообщества

Г) природные сообщества

ІІІ. Новая тема:

Взаимодействие земных оболочек

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА Земли (ландшафтная оболочка) - сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Обладает сложной пространственной дифференциацией. Целостность географической оболочки определяется непрерывным энерго- и массообменом между оболочками Земли. Природные процессы в географической оболочке осуществляются за счет лучистой энергии Солнца и внутренней энергии Земли. В пределах географической оболочки возникло и развивается человечество, черпающее из оболочки ресурсы для своего существования и воздействует на нее.

Основоположником учения о географической оболочке является Андрей Александрович Григорьев (1883-1968). В 1932 г. он дал определение географической оболочки и указал, что она является предметом исследования географии.

Географическая оболочка:

внешние оболочки Земли, которые находятся и развиваются в тесной взаимосвязи между собой.



Атмосфера

  • Гидросфера

  • Литосфера

  • Биосфера

Вспомните: Что такое атмосфера, литосфера, гидросфера, биосфера?

1.Атмосфера - воздушная оболочка земли, которая не имеет резкой верхней границы. Около 99,5% ее массы сосредоточено в нижних 80 км. Возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях. На ее формирование впоследствии оказало влияние океанов и биосферы.
- расположите слои атмосферы от нижнего слоя к верхнему (стратосфера, ионосфера, озоносфера, мезосфера, тропосфера, термосфера)

Правильный ответ: тропосфера, стратосфера, озоносфера, мезосфера, ионосфера, термосфера

2. Гидросфера - водная оболочка земли. Свыше 96% составляют моря и океаны; около 2% - поземные воды; около 2% - ледники, 0,02 - воды суши (реки, озера, болота).

3. Литосфера - земная кора и верхняя часть мантии, разделена на крупные блоки - литосферные плиты, которые находятся в постоянном движении.

- расположите слои литосферы от центра к переферии (земная кора, ядро, литосфера, мантия)

Правильный ответ: ядро, мантия, земная кора, литосфера).

4. Биосфера - оболочка земли, заселенная живыми организмами и преобразованная ими. Она включает почти всю гидросферу, нижнюю часть атмосферы и верхнюю часть земной коры.

Газ, жидкие и твердые вещества которые являются основными составляющими, перемешиваясь, переходят из одного состояния в другое.

Воздух, вода, состав газов в атмосфере, верхний слой атмосферы являются необходимыми условиями для жизнедеятельности человека и живых организмов. Растительный мир в свою очередь является

поставщиком кислорода, поглащая углекислый газ.

Кто мне ответит: Что такое фотосинтез?

Живые организмы являются участниками процесса выветривания горных пород.

А что такое выветривание?

Остатки растений и животных создают органические вещества в земной коре. Таким образом, все оболочки Земли тесно взаимосвязаны и формируют одну целостную систему - географическую оболочку Земли.

Открытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли

В современное время в географичекой оболочке выделяют новую оболчку - ноосферу. Ноосфера - это умная оболочка Земли.


Географическая оболочка состоит

верхний

слой литосферы нижний слой вся

атмосферы гидросфера биосфера

Географическая оболочка характеризуется следующими особенностями:

1. каждая земная оболочка состоит только из одного компонента: атмосфера - воздух, гидросфера - вода, литосфера - горные породы, биосфера - живые организмы;

2. организмы живут только в географической оболочке. Жизнь не распространяется на верхние слои атмосферы и в глубокие недра литосферы;

3. тепло, поступающее на Землю с солнечными лучами, полностью концентрируется в географической оболочке. Тепло распространяется в широтной зональности;

4. Географическая оболочка состоит из отдельных сфер, она является целостной системой.

Географический комплекс

Географические компоненты или природные компоненты

Компонент (по-латыни компоненс - составляющий).

Совокупность географических компонентов составляют целостную систему, т.е. географический комплекс

Компоненты географического комплекса взаимосвязаны между собой, изменение одного из них приводит к изменению остальных.

Открытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли

Заполнение схемы№1.




Например:

Представим природный комплекс песчаной пустыни (рис 96 стр.158). Изобилие песка, редкие колючие растения, животные, присбособленные к жизни в песках. Теперь давайте изменим этот природный комплекс. Если здесь вырыть канал и пустить речную воду. Вода будет просачиваться в почву и в связи с этим будет подниматься уровень подземных вод.

Что такое подземные воды?

Также образуются солончаки и озерки. На берегах канала, вокруг озера вырастут камыши, луга, кустарниковые рощи. Вместо животных пустыни появятся и приживутся тугайные животные.

Благодаряь изменению влажности и характера растений вместо песка

сформируется пойменная почва. Изменится климат местности, увеличится влажность и жара спадет.

Следующими географическими комплексами после географической оболочки являются материки и океаны.

Покажите на карте: материки и океаны

Вспомните: что такое круговорот воды в природе?

Открытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли

В свою очередь материки и Океан делятся на еще более мелкие природные комплексы - Западно-Сибирская равнина, Сарыарка, Тянь-Шань, Памир, Алтай, Бразильское плоскогорье, Амазонская неизменность, Большой Водораздельный хребет, пустыня Сахара и.т.д.

Покажите на карте все эти объекты.

ІҮ. Закрепление новой темы.

1. объясните схему, в чем суть этой схемы?

Открытый урок в 6 классе на тему Географическая оболочка - особая комплексная оболочка Земли



2. Что такое географическая оболочка?

А) гидросфера

Б) литосфера и атмосфера

В) вся гидросфера, нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы и биосфера

3. Часть географической оболочки Земли, заселенная и измененная организмами, называется...

А) литосферой

Б) биосферой

В) гидросферой

4. Гидросфера состоит

А) вода

Б) живые организмы

В) воздух

5. Найдите правильное расположение слоев литосферы от центра к переферии:

А) ядро, мантия, земная кора, литосфера

Б) мантия, литосфера, мантия, земная кора

В) вода, ядро, воздух, литосфера

6. Вода - это...

А) атмосфера

Б) гидросфера

В) биосфера

7. Найдите соответствие:

Гидросфера воздух

Биосфера горные породы

Литосфера вода

Атмосфера живые организмы

Ноосфера человек

Ү. Итог урока. Домашнее задание стр.148-151,п.52


© 2010-2022