- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 5 класс
Рабочая программа по географии 5 класс
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутырина Е.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Гагаринская средняя общеобразовательная школа
с.Гагарино, Ишимский район, Тюменская область
Рассмотрено
на заседании МО
протокол №____
от _________2015 г
Руководитель:____________
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
____________Бырдина Е.М.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Гагариская СОШ
____________ С.Р. Астанина
__________2015г. Приказ №___
Рабочая программа
по учебному предмету «География» 5 класс
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель Бутырина Е.В.
с. Гагарино
2015
Пояснительнаязаписка
Программа разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», примерной программы по географии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, приказа Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 "О внесении изменений вприказ Министерства образования и наукиРоссийскойФедерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Обутверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Фундаментального ядра содержания общего образования / под ред.В.В. Козлова, А.М. Кондаковаи авторской программы Бариновой И.И., Герасимовой Т.П. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование картографической грамотности, навыков применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности. Это позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
География синтезирует элементы общественно-научного и естественно - научного знания, поэтому содержание учебного предмета «География» насыщенно экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, необходимыми для развития представлений о взаимосвязи естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Содержание учебного предмета «География» включает темы, посвященные актуальной геополитической ситуации страны, в том числе воссоединение России и Крыма.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать учебное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами:«Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Цели изучения предмета:
География - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как о планете людей.
Обучение географии в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 272 часа для обязательного изучения географии на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану МАОУ Гагаринская СОШ в 2015-2016 учебном году на изучение географии в 5 классе отводится 1ч в неделю (34 часа за год). В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» является пропедевтическим.
Результаты изучения учебного предмета
Изучение географии в 5 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностные:
-
овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-
осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:
-
сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные:
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс» основаны на формировании универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
-
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
-
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
-
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
-
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
-
умения управлять своей познавательной деятельностью;
-
умение организовывать свою деятельность;
-
определять её цели и задачи;
-
выбирать средства и применять их на практике;
-
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
-
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Коммуникативные УУД:
-
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные:
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей
Содержание учебного предмета.
Развитие географических знаний о Земле. (10 часов).
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. (9 часов).
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности. (4 часа).
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы.
Природа Земли. (10 часов).
Литосфера. Литосфера - «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Воды суши.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Облака и атмосферные осадки. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата.Погода и климат. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера - живая оболочка Земли. Воздействие человека на природу. Охрана природы.
Итоговый урок по курсу «География. Начальный курс»- 1 час.
Примерные темы практических работ
-
Работа с картой «Имена на карте».
-
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
-
Ориентирование на местности.
-
Составление плана местности.
Тематическое планирование
-
№п/п
Количество часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Контрольные работы
10
Развитие географических знаний о Земле.
Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач;
Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле;
Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России.
3.
9
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации;
Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе;
Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; Оценивать вклад отечественных ученых.
Контрольная работа № 1 по разделу «Земля во Вселенной»
4.
4
Изображение земной поверхности.
Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты;
Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников;
Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.
5.
10
Природа Земли
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли;
Формировать и развивать творческие способности учащихся;
Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации.
Контрольная работа № 2 по разделу «Природа Земли».
6.
1
Итоговый урок
Итого34 часа
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
1. Дополнительная литература:
-
География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).
-
География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).
-
География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.
2. Карты по географии:
-
Карта Мирового океана.
-
Физическая карта полушарий.
-
Физические карты материков.
-
Карта великих географических открытий.
3. Интернетресурсы:
-
http: //school-collection.edu.ru
-
http: //ancient.ru/
-
http: //ancientrome.ru/
-
http: //cyrill.newmail.ru
-
http: //artclassic.edu.ru
-
http: //vm.kemsu.ru
8.Технические средства обучения:
№
Наименование ТСО
1
Ноутбук
2
Мышка
3
Мультимедиа-проектор
6
Экран (настенный)
Планируемые результаты изучения учебного курса:
Ученик научится:
-
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
-
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
-
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
-
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
-
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
-
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
-
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-
уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
-
описывать погоду своей местности;
-
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
Ученик получит возможность научиться:
-
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
-
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
-
ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
-
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Дата
Тема урока
Стандарты содержания
Ожидаемые результаты
Кодификатор
По плану
коррекция
Личностные
Предметные
Метапредметные
Раздел 1. Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живём.
Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Сохраняют мотивацию учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность.
Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль
в освоении планеты человеком, понимать
уникальность планеты Земля
К: продолжить обучение в эвристической беседе.
Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.
П: уметь объяснять особенности планеты Земля.
Науки о природе
Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
Формирование мотивации в изучении наук
о природе.
Научиться объяснять значение понятий тело
и вещество
К: уметь отображать информацию в графической форме.
Р: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь выделять сходств естественных наук.
География - наука о Земле
Физическая и социально-экономическая география- два основных раздела географии.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками
Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению
с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию
К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).
Р: формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ.
П: уметь выявлять различия двух частей географии.
1.1
Методы географических
исследований
Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики.
Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы
современных
географических
исследований и применяемые для этого приборы.
К: добывать недостающую
информацию с помощью карт атласа.
Р: применять методы информационного поиска.
П: показывать ценность географической информации для человечества
1.1
Тестирование
по разделу «Что изучает география»
Понятие география, явления природы, методы исследования
Формирование коммуникативной
компетентности в сотрудничестве
со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
Формирование
представлений
о географии, ее
роли в освоении планеты
человеком,
о географических знаниях как о компоненте научной картины мира.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем
и одноклассниками.
Р: уметь определять понятия,
строить умозаключения и делать выводы.
П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.
1.1
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.)
Географические открытия древности и Средневековья.
Практическая работа № 1.Работа с картой «Имена на карте».
Плавания финикийцев. Великие географы древности.
Географические открытия Средневековья.
Формирование целостного мировоззрения.
Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.
К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.
Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).
П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.
1.2
Важнейшие географические открытия.
Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.
К: добывать недостающую информацию в электронном приложении.
Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.
П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли.
1.2
Открытия русских путешественников.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках.
К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.
Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.
1.2
Открытия русских путешественников.
Практическая работа № 2.Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках.
К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.
П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.
1.2
Тестирование по разделу «Как люди открывали Землю.
Важнейшие географические открытия.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.
К: формировать навыки индивидуальной работы.
Р: применять методы информационного поиска.
П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
1.2
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.)
Как древние люди представляли себе Вселенную.
Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя.
Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств.
П: объяснять представления древних людей о Вселенной.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.
Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.
Формирование навыков организации своей деятельности в группе.
Научиться читать и понимать текст.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.
Соседи Солнца.
Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.
Формирование познавательного интереса к предмету изучения.
Научиться составлять характеристику планет по плану.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять главное отличие Земли от других планет.
Планеты-гиганты и маленький Плутон.
Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Научиться выделять признаки планет.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: объяснять особенности различных небесных тел.
Мир звёзд.
Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Научиться находить на звёздном небе созвездия.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.
Уникальная планета - Земля.
Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.
Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.
Современные исследования космоса.
Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли- Ю.А.Гагарин.
Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.
Научиться составлять презентацию о космонавтах.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: изучить важнейшие события в освоении космоса.
Контрольная работа № 1 по разделу «Земля во Вселенной».
Современные представления о строении Вселенной.
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)
Стороны горизонта
Горизонт. Стороны горизонта.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться определять стороны горизонта.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: находить основные и промежуточные стороны горизонта.
1.1
Ориентирование.
Практическая работа № 3.Ориентирование на местности.
Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам, по компасу
Формирование познавательного интереса к предмету исследования.
Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: формулировать алгоритм работы с компасом.
1.1
План местности и географическая карта.
Практическая работа № 4.Составление простейшего плана местности.
План местности и географическая карта
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.
1.1
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Виды
изображений поверхности Земли»
Виды
изображений поверхности Земли
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Закрепление и отработка
предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.
П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.
1.1
Раздел 5. Природа Земли (10 ч.)
Как возникла Земля.
Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж.Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.
2.1
Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.
Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.
К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.
2.2
Землетрясения и вулканы.
Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Научиться обозначать объекты на контурной карте.
К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма.
2.2
Путешествие по материкам.
Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь характеризовать природу шести материков Земли.
3.1
Вода на Земле.
Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться подписывать реки на контурной карте.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.
2.3
Воздушная одежда Земли.
Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера - кухня погоды».
2.4
Живая оболочка Земли.
Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.
2.5
Почва - особое природное тело.
Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться определять тип почв по натуральным образцам.
К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П:уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.
2.5
Человек и природа.
Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.
К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.
2.6
Контрольная работа № 2 по разделу «Природа Земли».
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.
Закрепление и отработка
предметных умений работать с компасом, ориентироваться на местности, читать план и карту
К: формировать навыки индивидуальной работы.
Р: применять методы информационного поиска.
П:уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.
Итоговый урок по курсу «География. Начальный курс»
Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Научиться самодиагностике.
К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.
Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
График контрольных работ:
№ п/п
№
урока
Контрольная работа
Дата
19
Контрольная работа № 1 по разделу «Земля во Вселенной»
33
Контрольная работа № 2 по разделу «Природа Земли».