Использование компьютерных моделей на уроке географии

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность темы исследования. Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий.

В наши дни каждому - ребенку, подростку, взрослому - необходимо иметь хотя бы общее преставление о компьютерных моделях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором компетенций.

(слайд2)Возможность использования компьютерных моделей в образовании строится на том, что обучение представляет собой обработку информации. Слушать, говорить, читать, писать, убеждать, оценивать, запоминать - все это примеры некомпьютерной обработки информации. Обработка и передача информации становится ныне одним из главных видов деятельности человека.

Применение компьютерных моделей дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка - естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития - стремление и способность к обучению в течение всей жизни - должна закладываться в школе.

( слайд 3)В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем.

Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний учеников по этим предметам является использование современных информационных моделей, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса.

(Слайд 4)Вопросам использования средств информационных и коммуникационных технологий посвящены работы Г.А. Кручининой, И.В. Роберт, Г.В. Рубиной, И.Д. Рудинского, Б.Е. Стариченко, Н.Ф. Талызиной, М.С. Чвановой и др.

Цель, задачи и объект исследования вы видите на слайде.(5)

(Слайд 6) Компьютерная модель-это модель реального процесса или явления, реализованная компьютерными средствами. компьютерные модели являются эффективными образовательными средствами благодаря присущим им качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.

Компьютерные модели позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, часто используемых в школьном обучении, таких как( слайды7-11)

  • Слайд-шоу

  • Видеофрагменты

  • 3D рисунки и модели

  • Анимации короткие

  • Анимации сюжетные

  • Интерактивные модели

  • Интерактивные рисунки

  • Вспомогательный материал

  • Тренажеры.

(слайд 12) Традиционная карта дает целостное представление об определенных географических процессах, происходящих в мире или отдельной его части, но сложна для поэтапного усвоения материала, так как на ней представлено множество явлений и процессов. Она является готовым продуктом.

(слайд 13) В основе компьютерной модели лежит системно - деятельностный подход.

Предоставление интерактивности является одним из наиболее значимых преимуществ компьютерных моделей. Интерактивность позволяет в определенных пределах управлять представлением информации: школьники могут индивидуально менять настройки, изучать результаты, а также отвечать на запросы программы о конкретных предпочтениях пользователя. Ученики могут устанавливать скорость подачи материала, число повторений и другие параметры, удовлетворяющие индивидуальным образовательным потребностям. Это позволяет сделать вывод о гибкости компьютерных моделей[6,35].

Представляю вашему вниманию компьютерную модель(**) перед нами все та же тектоническая карта мира. Максимальная активизация познавательной деятельности учащихся, развитие активности, самостоятельного творческого мышления становится одной из приоритетных задач школьного обучения. Основой обучения должно быть активное участие самих школьников в процессе приобретения информации, их самостоятельное мышление, постепенное формирование способности самостоятельно применять знания.

Отключаем все слои карты, и в зависимости от освещения включаем эффект проектора. Наша Земля состоит из литосферных плит, учащиеся знакомятся с их названием, записывают в тетрадь или контурную карту. Устанавливаем границы литосферных плит, выясняем причины расположении я разломов. Одни проходят в океане, здесь учащиеся изучают процесс расхождения литосферных плит, Другие на границе материков, где происходит столкновение и образование гор и вулканов.

Обучающиеся ставят перед собой учебную задачу, установить причинно-следственные связи. Пройдя поэтапна все слои функционирование земной коры, учащиеся имеют системное представление о тектонике.

На этапе рефлексии учащиеся выполняют следующие задания: указывают название литосферных плит, показывают границы литосферных плит. Я покажу какую работу могут выполнять учащиеся.Лучше если это все происходит в компьютерном классе, где есть возможность сетевого взаимодействия, но можно и в классе, при этом компьютерные модели заменяют интерактивную доску.

Эффективность использования компьютерных моделей на уроках географии проверялась в ходе работы в 5 классе в МБОУ «Светловской СОШ».

Эксперимент проводился в 5 классах в разные годы обучения:

  • 5 класс 2013-2014 учебного года- традиционный;

  • 5 класс 2014-2015 учебного года -экспериментальный.

В качестве компьютерной поддержки нами активно на протяжении всей работы использовались компьютерные модели, которые, на наш взгляд, имели неоспоримые преимущества.

В традиционном классе обучение велось по стандартному методу (традиционным способом без применение компьютерных моделей), а в экспериментальном классе с максимальным использованием компьютерных моделей.

(слайд 14) В начале эксперимента во всех классах были проведены стартовый контроль. Результат вводных контролей приведен в таблице на слайде

Результаты стартового контроля в 5-ых классах


Контрольный

5 класс 2013-2014

Экспериментальный

5 класс2014-2015

Всего учащихся

16

100%

15

100%

Получило «5»

6

38

5

33

Получило «4»

6

38

7

47

Получило «3»

3

19

2

13

Получило «2»

1

5

1

7

Из приведенных выше данных отслеживается, что средняя качественная успеваемость в обоих классах составляет 78% и 80% .

В качестве критерия эффективности применения информационно-компьютерной технологии выступает успеваемость учащихся, которая оценивалась по пятибалльной системе. (Слайд 15)Для этого проводились контрольные работы , результаты которой приведены в таблице на слайде.

Результаты тематического контроля в 5-ых классах

Контрольный

5 класс2013-2014

Экспериментальный

5 класс 2014-2015

Всего учащихся

16

100%

15

100%

Получило «5»

6

38%

9

60%

Получило «4»

6

38%

4

27%

Получило «3»

3

19%

2

13%

Получило«2»

1

5%

0

0

Для сравнения результатов были использованы диаграммы, приведённые на рисунке 17


Рис.17. Результаты успеваемости 5-ых классов

(слайд 16) Из выше приведенных диаграмм видно, что в традиционном классе оценки практически не изменились и они значительно ниже оценок в экспериментальных классах. А вот по итогам 2 среза в экспериментальном классе наблюдается динамика результатов, количество «5» заметно увеличилось, количество «3» снизилось, а «2»вообще нет.

( слайд 17) К положительными аспектами использования компьютерных моделей можно отнести стимулированию когнитивных аспектов обучения, повышению мотивации школьников, развитию навыков совместной работы и коллективного познания обучаемых. Развитию у учеников более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала. Одновременное использование нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств; возможность моделировать сложные, дорогие или опасные реальные эксперименты, проведение которых в школе затруднительно или невозможно.

(слайд 18) Не мало важен и отрицательный аспект, свертывание социальных контактов; сокращение социального взаимодействия и общения; индивидуализм; трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков;

(слайд 19)Таким образом, мы можем сделать вывод, что эффективность обучения с применением компьютерных моделей на уроках географии по сравнению с традиционным способом обучения гораздо выше.

Слайд 20

© 2010-2022