УРОК ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ДРЕВНОСТИ

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа» Валуйского района. Белгородской области.

Учитель: Ковалева Алла Николаевна.



ТЕМА УРОКА : Путешественники древности

Учебный предмет: география

Класс: 5 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Е.М. Домогацких. «География. Введение» 5 класс. М., «РУССКОЕ СЛОВО» 2012.

Тема урока. Путешественники древности

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Целевая установка. Формирование представлений о возможности совершенствования длительных путешествий в древности.

Понятия и термины: Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

Планируемые результаты.

Предметные: выделять причины и следствия географических путешествий и открытий, умение работать с картографическими источниками географической информации. Описывать ход путешествия финикийцев. Составлять рассказ об основателе географической науки в древности. Объяснять причины, следствия и ход путешествия Пифея.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, , структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Личностные: понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Практическая работа. Обозначение на к/к географических объектов, указанных в тексте параграфа.

Образовательные задачи этапа учебного занятия

Содержание этапа учебного занятия

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1. Организационный этап

Подготовка уч-ся к работе на уроке:

- обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии;

- психологически подготовить уч-ся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии.

- Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников;

- раскрытие общей цели урока и плана его проведения.

- Доброжелательный настрой учителя и уч-ся;

- кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение уч-ся в деловой ритм;

- формулирование целевых установок урока и плана работы.

- Собранность учителя;

- последовательность в предъявлении требований;

- использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание уч-ся к теме урока;

- спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе;

- отсутствие многословия.

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (Хорошего вам настроения!)»



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7


Этап «Проверка ведения дневников наблюдений»

  1. 1.Проверяет ведение дневников наблюдений за погодой.


Сообщают информацию о погоде за прошедшие дни.

Умение правильно организовать наблюдение за погодой.

Взаимодействуют с учителем, одноклассниками во время сообщения информации о погоде.

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Этап «Проверка домашнего задания»

1.Проверяет знания учащихся по теме

«По следам путешественников каменного века»

Беседа по вопросам:

1.Назовите имя путешественника, доказавшего возможность заселения островов Тихого океана из Южной Америки».

2. Как называлось плавательное средство экспедиции?

3. Почему исследователи не смогли завершить свое путешествие?

4. Почему некоторые острова в океане остаются незаселенными до сегодняшнего дня?

5. Как можно доказать, что древние люди совершали длительные путешествия?

6. Объясните фразу «Тур Хейердал доказал не заселение островов из Южной Америки, а только такую возможность»

2. Организует работу у настенной карты.

Показать на настенной карте Южную Америку, Норвегию, Тихий океан.



    Отвечают на вопросы.








    Показывают на карте объекты




    Умение правильно давать ответы.








    Умение правильно показывать объекты на карте.

    Взаимодействуют с учителем, одноклассникамиво время ответов на вопросы.









    Взаимодействуют с учителем, одноклассникамиво время работы у карты.

    Слушают учителя.










    Слушают учителя

    Контролируют правильность ответов обучающихся









    Контролируют правильность показа обучающимися объектов

    Уметь слушать учителя.










    Уметь слушать учителя.

    Этап «Постановка цели и задачи урока»

    1.Работает с рубриками перед параграфом - учитель задает вопросы.

    Вспомните

    1.Какие приспособления позволяли людям в древности совершать плавания?

    2. Почему люди в древности плавали вдоль берегов?

    Вы узнаете

    1. Кто такие финикийцы.

    2. Какое путешествие и зачем совершили финикийцы.

    3.Кого называют «отцом географии».

    4. Что такое «солнечный камень».

    5. Чего испугался Пифей.

    2. Подводит итог работы над рубриками.

    3. Ставит цель и задачи урока.

    Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения

    о теме урока

    Выделяют существенную информацию из ответов на вопросы.

    Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

    Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника ответы.

    Контролируют правильность ответов обучающихся.

    Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

    Этап «Работа по изучению нового материала»

    Познавательная

    Коммуникативная

    Регулятивная

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    Осуществляемые действия

    Формируемые способы деятельности

    1..Организует работу по изучению новой темы.

    Как вы думаете

    Могли ли люди в древности совершать кругосветное путешествие?

    • - Изучение новой темы по группам

    2.Организует работу по выделению главной мысли темы:

    формирование представлений об изображениях земной поверхности.

    3. Предлагает: давайте запомним и запишем в тетрадь:

    Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.



    3. Организует практическую работу по нанесению на к/к географических объектов , упоминаемых в тексте.



    5. Ставит задачу: «Проверим выполнение практической .работы

    Учащиеся слушают

    с целью:

    -понимания ими содержания главной мысли новой темы представлений о путешественниках древности

    Учащиеся вслух произносят новые термины и персоналии и записывают их в тетрадь:

    глобус, карта, Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

    Заполняют к/к




    Учащиеся демонстрируют свои работы - работа в к/к

    Анализировать содержание нового материала с выделением главной мысли: о путешественниках древности



    Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме для записи




    Осознанно выполнять работу по заполнению к/к

    Весь класс слушает объяснение учителя.

    Все обучающиеся готовы ответить на вопросы.



    Участвуют в поиске объектов на карте, помогают учителю.




    Заполняют к/к с учетом рекомендаций учителя и взаимопомощи


    Умение следить за объяснением учителя, понимать на слух содержание нового материала.








    Умение заполнять к/к

    Понимать на слух ответы обучающихся. Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Уметь использовать речь для регуляции своего действия.

    Уметь работать с к/к




    Учащиеся по ходу объяснения выделяют новые термины.


    В ходе работы школьники контролируют правильность и полноту записи новых терминов.

    По мере необходимости исправляют, уточняют записи.

    В ходе заполнения таблицы обучающихся осуществляют самоконтроль понимания содержания к/к



    Самоконтроль за действиями.


    Учащиеся выбирают лучшие работы.




    Делают записи в тетрадь новых терминов: Африка, финикийцы, Средиземное море, Красное море, штиль, Геродот, Скифия, Египет, Нил, Пифей, янтарь, Северное море, Атлантический океан, Гибралтарский пролив, Британские острова.

    Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Обнаруживать неточности в ответах.

    Осуществлять взаимоконтроль.

    Адекватно воспринимать оценку учителя.



    Понимать и сохранять учебную цель и задачу. Осуществлять самоконтроль.

    Оценивают работы.

    Этап «Работа по закреплению нового материала»

    1.Ставит цель на проверку знаний нового материала (вопросы с.44)

    - Представители какого народа первыми совершили плавание вокруг Африки?

    -Как в древности называли Африку?

    -Территорию какого государства подробно описал Геродот?

    - С какой целью Пифей совершил плавание из Средиземного моря в Северное?

    -Что такое янтарь?

    -Что Пифей принял за твердых медуз?

    -В каком направлении двигались финикийцы в начале своего пути, в конце пути?

    -Почему в Африке урожай созревает быстро?

    -Почему Геродота можно назвать первым географом?

    -Почему янтарь называют солнечным камнем?

    Отвечают на вопросы учителя.





    Делают обобщающий вывод в процессе ответов на вопросы.

    Осуществляют анализ текста с выделением существенных и несущественных смысловых признаков.







    Классом прилагают усилия по решению учебной задачи.









    Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать другие мнения.








    Осуществлять взаимоконтроль процесса выполнения задания.









    Принимать и сохранять учебную задачу. Обнаруживать неточности в ответах.









    Этап «Домашнее задание»

    1. 1. Объясняет сущность домашнего задания:

    2. - Знать содержание параграфа.

    3. - Вести наблюдение за погодой, записывать информацию в дневник наблюдений.


    Записывают задание на дом.

    «Рефлексия». Ответить на вопрос: понравился урок или нет? На интерактивной доске вставляют смайлики, соответствующие ответу.

    Этап «Выставление оценок»: учитель выставляет оценки и комментирует их.



    © 2010-2022