Рабочая программа по географии (8 класс)

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии (8 класс)


АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паршиковская средняя общеобразовательная школа

Цимлянского района Ростовской области

ул.Мира - 2, х.Паршиков, 347301 , тел. (86391)44-2-43, 44-1-03, E-mail: [email protected]

ОГРН 1026101719104, ИНН 6137005987, КПП 613701001, БИК 046015001

МБОУ Паршиковская СОШ


«Утверждаю»

Директор МБОУ Паршиковской СОШ

Приказ от 31. 08. 2015 г. № 130


______________________

С.С.Усачева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии______________________________________

Уровень общего образования (класс) базовый

________________основное общее образование, 8 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов_____69____________________________________________________

Учитель_____Поцелуева Людмила Александровна_________________________

(ФИО)

Высшая квалификационная категория_______________________________________

Программа разработана на основе

Примерной программы основного общего образованияпо географии. География Земли (6-7 классы), автор -Е.М.Домогацких, Программа курсов «География для 6-9 классов», Москва, Русское слово, 2010_____________________________________________________









Раздел 1

Пояснительная записка

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 8 классе. Реализация рабочей программы обеспечивается следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

  • Приказ от 8 июня 2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 31 марта № 253»)

  • Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ГОС на ФГОС)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г.N 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год»

  • Устав школы, утвержденный Приказом отдела образования Администрации Цимлянского района № 593-о от 29.11.2012 г.

  • Приказ МБОУ Паршиковской СОШ от 28.08.2015г. № 127 «Об утверждении Учебного плана МБОУ Паршиковской СОШ», «Об утверждении ООП НОО, ООО, среднего общего образования МБОУ Паршиковской СОШ», «Об утверждении Календарного учебного графика МБОУ Паршиковской СОШ на 2015-2016 уч.г.»

  • Примерная программа основного общего образования по географии. География Земли, автор -Е.М.Домогацких, Программа курсов «География для 6-9 классов, Москва, Русское слово, 2010

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

- сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Раздел 2

Общая характеристика учебного предмета


Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Раздел 3

Место учебного предмета

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение курса «География России» отводится 70 часов для обязательного минимума (2 часа в неделю). Согласно годовому учебному графику МБОУ Паршиковской СОШ на 2015-2016 учебный год в 8 классе -69 часов (1 урок приходится на праздничный день 9 мая). Распределение часов учебного предмета по четвертям:

1 четверть - 17час

2 четверть - 15 час

3 четверть - 21 час

4 четверть - 16 час Итого - 69 часов

Раздел 4

Содержание учебного предмета (69час, 2 час в неделю)

Раздел I. Общая физическая география России (32 часа)

Тема 1. Географическое положение (2 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практическая работа: Географическое положение России.

Тема 2. Исследования территории России (3час).

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. Докучаев Н.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Влияние строения земной коры на рельеф Земли. 2.Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом, полезными ископаемыми

Тема 4. Климат и погода (7 часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практическая работа: Климатические области умеренного пояса.

Тема 5. Моря и внутренние воды (7часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика моря. 2.Описание реки

Тема 6. Почвы (2часа)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Тема 7. Природные зоны (6часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона - как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление связей компонентов природной зоны

Раздел 2. Крупные природные районы России (37 часа)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (6часов)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы - последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Тема 3. Кавказ (3часа)

Кавказ - самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Тема 4. Урал (4часа)

Урал - каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал - водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (4часа)

Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Тема 6. Средняя Сибирь (3часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки - основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (3часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (4часа)

Южная Сибирь - рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Тема 9. Дальний Восток (5часов)

Дальний Восток - край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Раздел 3. Природа и человек (3часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Урок-обобщение по теме «География России» - 1 час.

Практические работы

Разделы

содержание

Учебные часы

Практические работы

Дата проведения

1

Общая физическая география России

32

Географическое положение

2

Географическое положение России

07.09

Исследования территории России

3

Геологическое строение и рельеф

5

Влияние строения земной коры на рельеф Земли

Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом, полезными ископаемыми

24.09

01.10

Климат и погода

7

Климатические области умеренного пояса

15.10

Моря и внутренние воды

7

Характеристика моря

Описание реки

09.11

16.11

Почвы

2

Природные зоны

6

Выявление связей компонентов природной зоны

24.12

2

Крупные природные районы России

37

итого

69

7

Раздел 5

Тематическое планирование (69 часов, 2 часа в неделю)


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во часов

Практические работы

Общая физическая география России

32

1

Географическое положение

2

1

2

Исследования территории России

3

3

Геологическое строение и рельеф

5

2

4

Климат и погода

7

1

5

Моря и внутренние воды

7

2

6

Почвы

2

7

Природные зоны

6

1

Крупные природные районы России

37

8

Островная Арктика

1

9

Восточно-Европейская (Русская) равнина

6

10

Кавказ

3

11

Урал

4

12

Западно-Сибирская равнина

4

13

Средняя Сибирь

3

14

Северо-Восток Сибири

3

15

Горы Южной Сибири

4

16

Дальний Восток

5

17

Природа и человек

3

18

Урок -обобщение

1

итого

69

7


Раздел 7

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Знать (понимать):

  • географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

  • причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

  • связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

  • предмет изучения географии России;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории; климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • расположение природных зон ; изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны

2. Уметь: географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых; образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.

  • основные области современного оледенения и крупные ледники;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком; главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон; взаимосвязь компонентов природыроль географических знаний в решении социально - экономических, экологических проблем страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;

  • разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • роль географических знаний в решении социально - экономических, экологических проблем своей области;

  • влияние географического положения на особенности природы своей местности;

  • влияние климата на жизнь, быт человека;

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

  • приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


Раздел 8

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

Отметка «5»

· ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

· правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4»

· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;

· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2»

· ответ неправильный;

· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве

Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка качества выполнения самостоятельных письменных работ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся: - выполнил работа без ошибок и недочётов; - допустил не более одного недочёта.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или не более двух недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более двух грубых ошибок; - или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или одной негрубой ошибки и трёх недочётов; - или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если ученик: - не приступал к выполнению работы; - правильно выполнил не более 10% всех заданий. Примечание: учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа; - оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов: -- время выполнения работы - 10-15 мин.

-- оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов: -- время выполнения работы - 30-40 мин. -- оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Отметка «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности.. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы потрачено много времени (можно дать возможность закончить работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать верных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами.

Раздел 9


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

  • Учебник «География. Физическая география» 8 класс, Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский, Москва, Русское слово- учебник, 2013 г.

  • Географический атлас 8класс, М.Дрофа 2014

  • Контурные карты. 8 класс. - М.: Дрофа, 2014 год.

  • Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. - М. «Русское слово», 2014 год.

Дополнительная литература:

  • За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2007 год.

  • Пятунин В. Б. География 6 -10 кл. Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2007.

  • Журналы «География в школе».

  • Атлас Ростовской области, ООО «ДИ ЭМ БИ», 2013 г.

Материально-техническое обеспечение:

  • Глобус физический

  • Компас школьный

  • Учебная карта "Карта России" (физич.)

  • Учебная карта "Административно-территориальное устройство РФ"

  • Электронное приложение «Кирилл и Мефодий» 8 класс

  • Видеофильмы «Природные зоны России»

  • Компьютер

  • Проектор

  • Интерактивная доска

  • Документ камера

Интернет - ресурсы.

  • uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

  • ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

  • nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования

  • window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.3 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. География.

  • geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования. Журнал «Учитель географии».

  • school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28 раздел «География».

  • school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

Раздел 10

Контрольно-измерительные материалы

Практическая работа
Определение географического положения России

1.На каком материке находится, в какой части.

2.Общие размеры площади, расстояние с севера на юг, с запада на восток

3.Крайние точки, их координаты

4. Какие океаны и моря омывают.

5.С какими странами граничит.


Практическая работа
«Влияние строения земной коры на рельеф»

Тектоническая структура

Форма рельефа

Русская платформа

Уральские горы

Сибирская платформа

Алтай

Кавказ

Верхоянский хребет

Западно-Сибирская равнина

Вывод:

Практическая работа
«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми»

Тектоническая структура

Форма рельефа

Полезные ископаемые

Русская платформа

Уральские горы

Сибирская платформа

Алтай

Кавказ

Верхоянский хребет

Западно-Сибирская равнина



Практическая работа

«Климатические области умеренного пояса»

1.В каком климатическом поясе и в какой области находится?

2. Средние температуры июля и января.Макс и мин. В каком направлении изменяются, почему?

3.Ветры.

4. Годовое количество осадков, их режим.

Вывод.

Практическая работа
«Характеристика моря»
Дать описание Черного, Берингово, пользуясь планом.
А.
1). К какому океану принадлежит, в какой его части лежит;
2). Внутреннее или окраинное;
3). Берега какого материка(ов), острова(ов), полуострова(ов) омывает? Есть ли заливы? Какие?
4). Протяженность (север-юг, запад-восток);
5). Преобладающие глубины;
6). Наибольшая глубина;
7). Замерзает или нет;
8). Какие реки впадают в море?
9). Сделать предположение о солености воды моря (среднее около 36%).
Б.
Сравнить Азовское и Баренцево, пользуясь планом.

Практическая работа
Описание реки


План описания

Волга

Амур

1

На каком материке протекает, в какой его части?

2

Исток

3

Направление течения

4

Устье

5

Какие принимает притоки?

6

Какая по характеру течения?

7

Как человек может использовать эту реку?

Б. Сравнить реки Обь и Дон пользуясь планом описания.

Практическая работа
«Выявление связей компонентов природы»

Тундра и степь.

  1. ГП природной зоны

  2. Климатические условия

  3. Почвы

  4. Растительный и животный мир.

Вывод.

Итоговый тест по географии (8 класс) - 1 вариант

Часть I

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов отметьте букву, соответствующую выбранному вами ответу.

1.Укажите крайнюю северную материковую точку России

А.Мыс Челюскин; В. Мыс Диксон;

Б. Мыс Флигели; Г. Мыс Лопатка

2. Западная Сибирь, Волго-Уральский район, Европейский Север, шельф Сахалина - это крупные ресурсные районы. Определите, запасы какого полезного ископаемого здесь сосредоточены

А. угля; В. нефти и газа;

Б. железных руд; Г. руд цветных металлов

3. Выявите, какое время показывают часы в Москве (II часовой пояс), если известно, что в г. Норильске (VI часовой пояс) в данный момент 20 ч.

А. 16 ч.; Б. 24 ч.; В. 2 ч.; Г. 17 ч.

4. Летом в Центральной России установилась прохладная дождливая погода. Укажите, вторжением, каких воздушных масс это может быть обусловлено

А. морской арктический воздух;

Б. континентальный воздух умеренных

широт;

В. морской воздух умеренных широт;

Г. морской тропический воздух.

5. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана

А. Дон, Кубань; Б. Волга, Терек, Урал; В. Амур; Г. Лена, Енисей, Обь

6. Какой зональный тип почв формируется под хвойными лесами в условиях избыточного увлажнения и умеренно-теплого лета

А. тундрово-глеевые; Б.подзолистые; В. серые лесные; Г. черноземные

7. Укажите природную зону, которая в настоящее время практически лишена естественной растительности из-за хозяйственной деятельности человека

А.тундра; В. тайга;

Б. зона смешанных и широколиственных лесов; Г. зона степей

8. Для зоны тундр характерны животные

А. песец и белый медведь, Б. белый медведь и лемминг, В. лемминг и песец.

9. Укажите причину незначительного распространения многолетней мерзлоты на севере Восточно-Европейской равнины по сравнению с Азиатской частью России

А.тектоническое строение; В. большая мощность снежного покрова;

Б. вследствие массовой вырубки лесов. Г. тундровая растительность

10. Определите, какой из типов климата характеризуется следующим набором свойств: годовая амплитуда температур 50-60 °С, небольшая (0,2-0,Зм) высота снежного покрова, господство антициклональных типов погоды

А. морской; В. умеренно-континентальный;

Б. континентальный; Г. резко континентальный.

11. Процесс разрушения почвы водой и ветром называется:

А. Агротехникой

Б. Мелиорацией

В. Эрозией

Г. Рекультивацией

12. С какой страной Россия не имеет сухопутных границ:

А. Украина; В. Белоруссия;

Б. Армения; Г. Азербайджан.

13. Обширная область земной коры, обладающая сравнительно малой подвижностью это -

А. Платформа, Б. Горст, В. Щит, Г. Морена

14. Полуостров Камчатка расположен в природной зоне:

А. арктических пустынь, Б. тундры, В. хвойных лесов (тайга), Г. широколиственных лесов

15. В каком случае верна, указана смена почвенных горизонтов от поверхности вглубь земли?

А. Материнская порода - гумусовый - вымывания - вмывания

Б. Гумусовый - вымывания - вмывания - материнская порода

В. Гумусовый - вмывания - вымывания - материнская порода

Г. Вмывания - материнская порода - гумусовый - вымывания

16. Амур, Бурея, Зея относятся к рекам с:

А. весенним половодьем,

Б. летним половодьем,

В. поводочным режимом,

Г. равномерным стоком.

17. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности - это:

А. болото Б. река В. водохранилище Г. озеро

18. какой тип климата отличается большой амплитудой колебания температур?

А. умеренно-континентальный,

Б. континентальный,

В. резко-континентальный,

Г. муссонный.

19. Поморы плавали в Мангазею за:

А. пушниной, Б. золотом, В. древесиной, Г. янтарём.

20. Область повышенного давления с ветрами направленными от центра с нисходящими потоками. Приносит ясную и сухую погоду.

А. антициклон Б. атмосферный фронт В. циклон Г. бриз

21. Небольшое количество высотных поясов в горах Урала связано с:

А. геологическим строением

Б. высотой гор

В. количеством осадков

Г. воздействием арктических воздушных масс

22. Для сохранения и разведения соболя создан заповедник:

А. Кандалакшский; В. Галичья гора;

Б. Баргузинский; Г. Астраханский.

Часть II

Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.

23. В степной и лесостепной зонах поля ограничены лесозащитными полосами. Объясните их назначение

24. Дальний Восток и юг России заняты горными сооружениями. Укажите, почему современные вулканические процессы активно проявляются лишь на Дальнем Востоке.

25. Почему влияние влажных воздушных масс с Атлантики прослеживается до Средней Сибири, а влияние воздушных масс с Тихого океана - только в узкой прибрежной полосе.

Итоговый тест по географии 2 вариант (8 класс)

Часть I

Прочитайте задание и выберите из предложенных ответов один правильный. На бланке ответов отметьте букву, соответствующую выбранному вами ответу.

1. Укажите крайнюю восточную материковую точку России

А. Мыс Челюскин; В. Мыс Дежнева;

Б. Гора Базардюзю; Г. Мыс Флигели

2. В одной из природных зон растения имеют следующие особенности: стелющиеся и карликовые формы, многолетний цикл развития, преобладают мхи и лишайники. Определите, в какой из природных зон они произрастают

А.тундра; В. тайга;

Б. зона смешанных и широколиственных лесов; Г. зона степей

3. Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в

г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7 ч.

А. 16 ч.; Б. 24 ч.; В. 12 ч.; Г. 13ч.

4. Укажите, какой из природных районов России наиболее обеспечен гидроэнергетическими ресурсами

А. Восточно-Европейская равнина; В. Западная Сибирь;

Б. Средняя и Северо-Восточная Сибирь; Г. Дальний Восток

5. Оцените причину массового развития оврагов в Черноземье

А. вырубка лесов; Б. распашка земель; В. строительство дорог

6. Укажите, какой из перечисленных населенных пунктов имеет среднеянварскую температуру воздуха -24°С

А. Москва; Б. Мурманск; В. Воркута; Г. Якутск

7. Оцените, какой из природных районов практически полностью расположен в зоне распространения многолетней мерзлоты

А. Восточно-Европейская равнина; В. Урал;

Б. Западная Сибирь; Г. Средняя и Северо-Восточная Сибирь

8. Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Атлантического океана

А. Дон, Кубань; В. Волга, Терек, Урал;

Б. Амур; Г. Лена, Енисей, Обь

9. Растительный мир зоны тундр в основном представлен

А.мхами, лишайниками и травами,

Б. травами и кустарничками,

В.кустарничками, мхами и лишайниками.

10. Выявите, какой из перечисленных факторов в наибольшей степени затрудняет добычу нефти и газа в Западной Сибири

А.заболоченность территории; В. континентальный климат

Б. островная мерзлота; Г. обилие кровососущих насекомых

11. Расположите лесные зоны в порядке повышения средних температур:

А. Лесостепи

Б. Смешанные леса

В. Тайга

Г. Широколиственные леса

12. Самая короткая граница России с государством:

А. Грузия; В. КНДР;

Б. Азербайджан; Г. Китай.

13. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на поверхность земли это - А. Щит, Б. Горст, В. Грабен, Г. Морена

14. Наибольшую площадь Западносибирской равнины занимает природная зона:

А. тундры, Б. тайги, В. смешанных лесов, Г. степей.

15. Зональные типы почв сменяются от тундро-глеевых до чернозёмов:

А. С севера на юг. Б. С юга на север. В. С запада на восток. Г. С востока на запад.

16. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке - это:

А. паводок, Б. режим, В. межень, Г. половодье.

17. Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью - это:

А водохранилище. Б. река В. болото Г. озеро

18. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?

А. арктическом Б. умеренном. В. субарктическом Г. субтропическом

19. Русский землепроходец, открывший морской путь между Евразией и Америкой?

А. Атласов. Б. Беринг. В. Челюскин. Г. Дежнёв.

20. Область пониженного давления с ветрами направленными к центру с восходящими потоками. Приносит облачность и осадки.

А. антициклон Б. атмосферный фронт В. циклон Г. бриз

21. Различия в природных комплексах Урала на одной и той же высоте связано с:

А. расположением гор с севера на юг

Б. высотой гор

В. количеством осадков

Г. геологическим строением

22. Территории, на которой охраняется весь природный комплекс, и исключается любой вид хозяйственной деятельности, называется:

А. заказник; Б. национальный парк; В. заповедник

Часть II

Прочитайте задание и выполните его письменно на бланке, указав номер задания.

23. Для юга Дальнего Востока характерен климат с крайне неравномерно распределенным по сезонам года количеством осадков. Объясните причину этого.

24. Перечислите основные причины большого количества озер в Карелии и на Кольском полуострове

25. Почему в Баренцевом море обитает 114 видов рыб и 20 видов из них являются промысловыми, в Карском море обитает 61 вид, а в море Лаптевых - только 37 видов:









Ф.И.

класс

варианта

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А























Б























В























Г























23; 24; 25






Ф.И.

класс

варианта

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А























Б























В























Г























23; 24; 25









Ф.И.

класс

№1

варианта

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А

+












+


+




+

+



Б



+



+






+









+

+

В


+


+




+

+


+



+


+


+





Г





+


+



+







+






23. Предотвращение ветровой и водной эрозии почв.

24. Кайнозойская складчатость. Процесс формирования происходит и в настоящее время.

25. Гористый рельеф прибрежной части Дальнего Востока затрудняет проникновение воздушных масс со стороны Тихого океана вглубь страны.

Западному переносу воздушных масс с Атлантики вглубь страны способствует равнинный рельеф вплоть до Уральских гор.

Ф.И.

класс

№ 2

варианта

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

А


+






+


+

4


+


+






+


Б




+

+






2



+




+





В

+


+



+



+


1

+





+



+


+

Г







+




3





+



+




23. Муссонный тип климата.

24. Увлажнение избыточное, многолетняя мерзлота, последствия оледенения.

25. Влияние тёплого северно-Атлантического течения.



Согласовано: Согласовано:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета _____________Поцелуева Л.А

МБОУ Паршиковской СОШ «28» 08.2015 года

От «28» 08.2015 г.№ 1

______________Л.А.Поцелуева

(руководитель МС)





© 2010-2022