- Преподавателю
- География
- Разработка урока по теме: Природа материка
Разработка урока по теме: Природа материка
Раздел | География |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Умарова А.Т. |
Дата | 14.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Природа материка
Цели: формирование знаний о природе материка Антарктида
Задачи:
1.Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Антарктиды:Познакомить учащихся с особенностями природы материка;
2.Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;
3.Продолжить формировать у учащихся умение работать в группах.
Оборудование:Карта Антарктиды, презентация, экспедиционные листы.
Ход урока:
I Орг. Момент.
II Проверка д/з
О ком это стихотворение и почему экспедиция этого человека потерпела неудачу? (1 чел)
Квадратный айсберг. Черная вода.
И в черных фраках белые пингвины.
Угрюмый бастион сверкающего льда.
И к смерти уводящие равнины.
И чудятся мне мачты кораблей,
Охваченных предерзостной надеждой-
Пробиться сквозь тиски сверкающих полей
К земле, сокрытой панцирной одеждой.
Мерещится костлявая рука,
Застывшая над стойким и суровым,
Последним, ею не рожденным словом
Последней записи скупого дневника.
(Земля и люди. 1962 г)
Внимательно проследите за разговором этих собеседников, постарайтесь самостоятельно ответить на последний вопрос. (2 чел)
-Это дрейфующая станция?
-Нет.
Она находится в Антарктиде?
-Да.
Это российская станция?
- Нет.
-Она названа в честь тех, кто первым побывал в этом месте и в этом районе Антарктиды?
-Да.
- Какая это станция и где она находится?
«Восток»
II. Изучение нового материала
На прошлом уроке мы изучали открытие Антарктиды по картографическим и литературным источникам. А сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию на материк Антарктида. Вы согласны? Но сначала я хочу задать вопрос:
Хочу сказать, тебе, мой друг,
Ты только не таи обиду.
Хороших много мест вокруг,
Зачем ты едешь в Антарктиду?
Думаю, что каждый из вас попытается ответить на поставленный вопрос (ответы ребят).
Вспомните отличительную черту в г.п. Антарктиды от остальных южных материков.
- Лежит за южным полярным кругом.
Ученый-полярник Гусев А.М. об этом материке писал:
«И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край. И кто побывал там однажды, тот всегда будет вспоминать великое молчание ледяной пустыни, окрашенной в утренние часы в нежные синие, сиреневые и розовые тона пастели, холодные всполохи полярного сияния, уютные огоньки зимовок, укрытых сугробами снега».
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Какие цели поставим, прежде чем отправимся в экспедицию?
(Ответы ребят)
Ребята, а как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы отправиться в этот загадочный, неизведанный край земли?
- Смелость, храбрость, ловкость, ум, находчивость, настойчивость, целеустремленность.
1. Сегодня у нас в гостях путешественник, который уже побывал на этом континенте. Послушаем его впечатления.
(Рассказ путешественника)
Я был на обширной равнине, а у меня кружилась голова и шла из носа кровь, как будто я поднялся высоко в горы. Вокруг меня был снег, а я был в солнечных очках и загорел, как в тропиках. Я видел птиц, у которых яйца не гнезде, а при себе, в сумке. Здесь мррские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва и леопарда, живущих в воде. Антарктида - единственный материк на Земле, где человек не живет постоянно. Человек не может привыкнуть к таким условиям жизни. По мнению врачей, пребывание человека в Антарктиде следует ограничивать одним годом. Зимовку можно повторять через 2-3 года. В последние годы население материка достигает 4-5 тыс. человек. Да ещё стали часто наведываться туристы?
А чем же привлекает людей этот суровый край?
Пут: На этот вопрос вы ответите, лишь побывав там. Счастливого пути!
Но прежде чем отправить в Антарктиду, надо решить, что взять с собой.
Динамическая пауза.
( По класса бумажки: темные очки, гигиеническая помада, крем для лица, Крем для рук, унты, косметика, утепленная одежда, витамины, лекарственные средства, сладости, зонт, веревку, фонарь)
Итак, в путь!
2. (Видео)
Вот мы и прибыли. За дело!
Настоящие участники экспедиции записывают свои наблюдения в экспедиционный дневник. (распечатки).
3. Работа в 4-х группах.
«Гляциологи» - человек, занимающийся изучением ледников.
«Геологи»
«Климатологи»
«Биологи»
Карточки
1 Группа «Гляциологи»
Задание:
Как выглядел материк более 34 млн. лет назад?
Какова средняя и максимальная толщина льда на материке? (ср. 2000 м, макс. На востоке 4500 м).
Что происходит с ледниковым панцирем материка?
К чему приводит движение ледникового покрова?
Выводы:
-более 34 млн лет назад на материке произрастали …
- Средняя толщина ледникового покрова - … м; максимальная - … м.
- Лед постоянно находится в ….
Рубрика «Окывается…»
Ледниковый покров Антарктиды - это купол. Здесь продолжается ледниковая эпоха. Ученые предполагают, что около 34 млн лет назад в Антарктиде произрастали тропические леса, Предположение ученых подтверждает каменный уголь, залежи которого обнаружены в недрах Антарктиды.
Ледники Антарктиды постоянно находятся в движении.Лед движется от центра к периферии. В точке Южного полюса в период МГГ США поставили небольшой символический обелиск. Прошло время - и обелиск «съехал» с точки Южного полюса.
Следствием движения льда является образование айсбергов, трещин в ледяном покрове, которые представляют серьезную опасность и для людей , и для техники.
2 группа «Геологи»
Источники: учебник стр. 213-214; атлас
Задание:
Дайте характеристику Западной части подледникового рельефа Антарктиды. Какая тектоническая структура находится в основании западной части?
Охарактеризуйте Восточную Антарктиду. . Какая тектоническая структура находится в основании восточной части?
Назовите действующий вулкан Антарктиды ( сообщение вулканолога)
Выводы:
- для Антарктиды характерен … рельеф;
- Из шести континентов Антарктида - самый … материк;
- Горы на материке Антарктида являются продолжением гор … на материке Южная Америка;
- На материке есть действующий вулкан - …
Сообщение вулканолога.
«Проводили мы свои наблюдения за вулканом Эребус. Славой своей вулкан обязан тому, что природа воздвигла его в труднодоступной Антарктике, за тридяветь земель от обитаемых районов. Для нас, вулканологов, он привлекателен тем, что ставит ряд вопросов , на которые ответов пока нет. Наблюдая за вулканом, мы насчитали около шестидесяти взрывов за 27 дней, то есть по два на каждые сутки. Чаще они грохотали вечером иночью. В утренние часы стояла тишина. Около 4-х часов утра послышался довольно сильный взрыв. До нас долетели клочья лавы. В течение следующих 50 минут раздались два взрыва. Эребус как был, так и остался непредсказуемым. Я отказался от попытки спуска в жерло вулкана».
3 группа «Климатологи»
Источники: учебник стр. 215-216; рубрика «Оказывается…»
Задание:
В каком климатическом поясе находится Антарктида?
Назовите средние t, min Где она зафиксирована? ( ср. и -30; я -70; мин. -89,3 ст «Восток»)
Как иначе называют Антарктиду по показателям климата? («Холодильник Земли»)
Почему Антарктиду называют «Страной морозов и жестокого солнца»?
Почему поверхность Антарктиды не нагревается? (90% солнечного тепла отражается ото льда и уходит в космос)
Рубрика «Оказывается…»
Оказывается южнополярным летом нельзя выйти из помещения без солнечных очков, кожа лица и других открытых участков очень быстро загорает, бывают даже солнечные ожоги; губы трескаются, что достаточно болезненно.
Выводы:
- Антарктида расположена в … климатическом поясе.
-min t составляет …. Она была зафиксирована на …
- Антарктиду называют …
4 группа «Биологи»
Источники: учебник стр. 216-217; сообщения биологов.
Задание:
В пределах какой природной зоны расположен материк Антарктида?
Что такое антарктический оазис?
Особенности животного мира материка, основные представители.
Особенности растительного мира материка, основные представители.
Сообщение о растительном мире.
Лишайники в Антарктиде пионеры среди растений. Здесь их около 300 видов. Они неприхотливы, встречаются на побережье и в антарктических оазисаз. Выглядят очень разнообразно по цвету и виду. Цвет от ярко-оранжевого до темно-серого.По виду листовидные - подобие цветочков, кустистые - как кустики. Но все они накипные, т.к. очень плотно прикреплены к поверхности скал в виде корок, так, сто их можно отскоблить только ножом. Это помогает им противостоять суровым ветрам. Мхи представлены в основном подушечные. Водорослей здесь около 200 видов. Встречаются в океане и в антарктических озерах. В океане обитает гигантская водоросль макроцистис, которая образует целые подводные леса.
Выводы:
- Материк расположен в природной зоне …
- Антарктический оазис - это …
- Представители животного мира -
- Самый крупный пингвин - …
- Большая часть животных обитает ….
- Представители растительного мира - …
4. Отчет групп, заполнение экспедиционных дневников.
1 группа
2 группа - сообщение о влк. Эребус (вулканолог)
3 группа - учитель о ветре ( стар. мет. стр. 109)
4 группа - сообщение о раст. мире
III Закрепление.
Ответьте на вопрос:
Антарктида!!! Какая же она на самом деле?
А теперь, ребята, давайте проверим, внимательны ли вы были во время нашей экспедиции. Какие высказывания относятся к Антарктиде? (если относится , встают)
- Самый жаркий материк
-Самый высокий
-Холодильник земли
- Наличие оазисов
- Присутствие слонов, львов и леопардов
- Влажный лес
- Действующие вулканы
- Тропические леса
- Вулканические озера
Мы побывали с вами в удивительном уголке Земли. Экспедиционные дневники собраны, фотографии сделаны, пора возвращаться домой. Ведь вам еще предстоит обработать собранные материалы - это будет ваше д/з.
IV Домашнее задание
Параграф 60 пересказ;
ТВ. Задание на выбор:
Закончи фразу 5-6 предложениями. «Вступив на берег неизведанного континента, наша экспедиция …»
Нарисовать антарктический оазис, используя его описание в учебнике;
Сигнальные загадки.
V Этап рефлексии:
Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению.
Сегодня на уроке:
Меня удивили ответы ребят.
Я не хотел учиться.
Я узнал новые факты о материке Антарктида.
Мне было скучно.
Мне понравилось учиться с помощью компьютера.
Мне понравилось работать с ребятами в группе