- Преподавателю
- География
- План-конспект урока на тему Рельеф (9класс)
План-конспект урока на тему Рельеф (9класс)
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жук С.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Класс 9
Дата:
_____________
Тема урока: «Рельеф»
Цели урока:
1 Образовательная: Охарактеризовать общие черты рельефа Евразии
2 Развивающая: Найти связь рельефа с геологическим строением
3 Воспитательная: Изучить основные проблемы внешних рельефообразующих сил
Оборудование: учебник, физическая карта мира, тектоническая карта мира, атлас
Тип урока: комбинированный
I. Организационный момент
Здравствуйте уважаемые ученики! Меня Сергей Сергеевич, я буду сегодня у вас вести урок по географии. Пожалуйста, присаживайтесь! Для урока нам понадобится: атлас, контурная карта.
II. Проверка знаний и умений
Сейчас мы проверим как вы усвоили прошлую тему «Евразия. Геологическое строение. Полезные ископаемые». На повторение прошлой темы даю вам 5 минут.
Вопросы по вариантам:
1 вариант:
№1: Перечислите все литосферные плиты, на которых находится Евразия?
Предполагаемый ответ ученика: Евразиатская, Аравийская, Индо-Австралийская, Северо-Американская и Тихоокеанская.
№2: Дайте определение понятия «платформа»?
Предполагаемый ответ ученика: Платформа - это устойчивый участок земной поверхности.
№3: Приведите примеры древних складчатых поясов?
Предполагаемый ответ ученика: Атлантический и Урало-Монгольский.
№4: С каких пород сложен осадочный чехол платформы? Приведите примеры этих пород?
Предполагаемый ответ ученика: Из осадочных: нефть, бурый и каменный уголь, калийная и поваренная соль, известняк.
№5: Перечислите крупнейшие месторождения нефти в Евразии?
Предполагаемый ответ ученика: Северное море, Аравийский полуостров, Зондские острова.
2 вариант:
№1: Перечислите древние платформы на которых расположена Евразия?
Предполагаемый ответ ученика: Восточно-Европейская, Сибирская, Китайская, Аравийская, Индийская.
№2: Дайте определение понятия «складчатые пояса»?
Предполагаемый ответ ученика: Складчатые пояса - это неустойчивые участки земной поверхности.
№3: Приведите примеры молодых складчатых поясов?
Предполагаемый ответ ученика: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский.
№4: С каких пород сложен кристаллический фундамент платформы? Приведите примеры этих пород?
Предполагаемый ответ ученика: Из метаморфических и магматических: железо, марганец, медь, никель, вольфрам и др.
№5: Перечислите крупнейшие месторождения природного газа?
Предполагаемый ответ ученика: Аравийский полуостров, полуостров Ямал.
III. Изучение нового материала
А сейчас откройте пожалуйста свои тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока с доски. Тема сегодняшнего урока «Рельеф». Сегодня мы будем изучать следующие вопросы:
-
Общие черты рельефа
-
Связь рельефа с геологическим строением
-
Рельефообразующая работа внешних сил
Начнем с первого вопроса.
Вопрос 1. Общие черты рельефа
Средняя высота поверхности Евразии над уровнем моря - 840 м.
Какая самая высокая точка Евразии?
Предполагаемый ответ ученика: г. Джомолунгма (8848 м).
А самый глубокий разлом на суше Земли?
Предполагаемый ответ ученика: котловина озера Байкал (- 1637 м).
Главная чертой рельефа Евразии - разнообразие - результат взаимного действия внутренних и внешних рельефообразующих процессов.
Вопрос 2. Связь рельефа с геологическим строением
В рельефе Евразии сочетаются крупные формы: обширные равнины и протяженные высокогорные пояса. В Евразии самые мощные горные системы находятся внутри. Наиболее приподнята центральная часть. Это такие горные системы как: Тянь-Шань, Кунь-Лунь, Тибет, Памир. Все они образованы современными складчатыми поясами. К Альпийско-Гималайскому поясу относятся: Пиренеи, Альпы, Аппенины, Балканы, Карпаты, Кавказ, Малоазиатское, Армянское, Иранское нагорья, Памир, Гималаи, горы Индокитая. К Тихоокеанскому: горы Камчатки, Курильских, Японских и Филиппинских островов. В Евразии крупнейшие равнины и низины занимают периферию. На западе и севере - это Северо-Германская, Великопольская, Западно-Сибирская низменности; Восточно-Европейская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье. На юге - равнина Руб-эль-Хали и месопотамская низменность, плоскогорье Декан и Индо-Гангская низменность.
Вопрос 3. Рельефообразующая работа внешних сил
Какие рельефообразующие силы вы знаете?
Предполагаемый ответ ученика: эндогенные и экзогенные
Какие силы относятся к экзогенным?
Предполагаемый ответ ученика: ветер, вода, выветривание.
Обширность территории обусловливает разнообразие внешних сил, поэтому горы и равнины здесь разнообразны не только по высоте и геологическому строению, но и по своему внешнему виду. Склоны гор расчленены ущельями и каньонами, поверхности плато - террасами. Речными наносами - аллювием - сложены Великая-Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская, Западно-Сибирская низменности. На Кавказе широко распространены карстовые формы. Внутри континента рельеф формируется физическим выветриванием. Характерны песчаные гряды, барханы. На северо-востоке Сибири типичен мерзлотные рельеф. Горные ледники на Альпах, Кавказе, Тянь-Шане, Японских островах, Камчатке. Фьорды и шхеры распространены на Скандинавском полуострове и Таймыре.
IV. Закрепление
Ну вот мы и рассмотрели тему сегодняшнего урока, а сейчас вкратце повторим что мы узнали за сегодня.
Средняя высота поверхности Евразии?
Предполагаемый ответ ученика: 840 м.
Самая высокая точка Евразии?
Предполагаемый ответ ученика: г. Джомолунгма (8848 м).
Самый глубокий разлом на суше?
Предполагаемый ответ ученика: котловина озера Байкал (- 1637 м).
Отличительная черта рельефа Евразии?
Предполагаемый ответ ученика: разнообразие.
V. Домашнее задание
А сейчас запишите с доски домашнее задание - §3, вопросы №1,2,3.
На этом спасибо за внимание, все свободны!
Дополнительный материал
Речные террасы - горизонтальные или слегка наклонённые по течению площадки в долинах рек. Террасы обычно сложены аллювием и находятся на уровне древних пойм. Аллюювий - несцементированные отложения постоянных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломков различной степени обкатаности и размеров (валун, галька, гравий, песок, суглинок, глина). Карст - совокупность процессов и явлений, связанных с деятельностью воды и выражающихся в растворении горных пород и образовании в них пустот, а также своеобразных форм рельефа, возникающих на местностях, сложенных сравнительно легко растворимыми в воде горными породами - гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью. Выветривание - разрушение горных пород. Совокупность сложных процессов качественного и количественного преобразования горных пород и слагающих их минералов, приводящих к образованию продуктов выветривания. Происходит за счёт действия на литосферу гидросферы, атмосферы и биосферы. Если горные породы длительное время находятся на поверхности, то в результате их преобразований образуется кора выветривания. Различают три вида выветривания: физическое (лёд, вода и ветер) (механическое), химическое и биологическое. Чем больше разница температур в течение суток, тем быстрее происходит процесс выветривания. Следующим шагом в механическом выветривании является попадание в трещины воды, которая при замерзании увеличивается в объёме на 1/10 своего объёма, что способствует ещё большему выветриванию породы. Если глыбы горных пород попадут, например, в реку, то там они медленно стачиваются и измельчаются под воздействием течения. Селевые потоки, ветер, сила тяжести, землетрясения, извержения вулканов также содействуют физическому выветриванию горных пород. Овраг - форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных незадернованных ложбин, образованных временными водотоками. Овраги возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами, а также на склонах балок. Балка - небольшая сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами. Фьорд - узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами.