• Преподавателю
  • География
  • Лакуны отечественной историографии туризма: соотнесение понятий паломничество и религиозный туризм

Лакуны отечественной историографии туризма: соотнесение понятий паломничество и религиозный туризм

В статье говорится о двух противоположных мнениях, сложившихся в научной и религиозной среде, по поводу соотнесения понятий "паломничество" и "религиозный туризм". Работа опирается на исследования ученых А.Ю. Александровой, В.С. Сенина, А.В.Бабкина, Т.Т. Христова и богословов Патриарха Кирилла и епископа Егорьевского Марка.
Раздел География
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящий момент туризм является одной из наиболее перспективно развивающихся отраслей экономики ряда государств мира. Происходит расширение географии туризма, растёт количество путешественников, соответственно, увеличивается и количество работников, занятых в сфере туризма. Туристическая индустрия претерпевает не только количественные, но и качественные изменения. Двигателем этих изменений является устойчивое стремление туроператоров ввести на рынок новый туристский продукт, отвечающий потребностям потребителя. Вследствие разнородности интересов потребителей турпродукта произошло выделение новых видов туризма. Сегодня учёные многих областей уделяют большое внимание изучению этих видов туризма, однако в современной науке по-прежнему остаётся немалое количество нерешённых проблем. И одна из наиболее серьёзных - соотнесение религиозного туризма и паломничества.

До сих пор нет единого мнения, занимает ли паломничество подчинённое положение по отношению к религиозному туризму (является его разновидностью), либо паломничество следует рассматривать как отдельное явление жизни человека. Мнения учёных сильно разнятся: практики турбизнеса убеждены в первом, богословы - во втором. К первой группе относятся исследователи А.Ю. Александрова, В.С. Сенин, А.В.Бабкин, Т.Т. Христов. Ко второй - преимущественно служители Церкви - нынешний Святейший Патриарх Кирилл, епископ Егорьевский Марк и др.1

Чертой, отделяющей паломника от туриста, является духовное содержание совершаемого путешествия. Главным для паломника является поклонение чудотворной иконе, вознесение молитвы в особом, «намоленном» месте, исповедование у известного религиозного деятеля, приобщение к благодати и т.д. Турист же, как правило, рассматривает святое место в контексте истории, его больше привлекает архитектура культового сооружения и окружающий его природный ландшафт. Кроме того, турист далеко не всегда является приверженцем той религии, святыни которой он осматривает, но паломник всегда верует в то, чему поклоняется.

На практике выделить среди клиентов фирмы паломников и интересующихся религией туристов крайне затруднительно, кроме того, в статистике туризма не разделяют туристов и паломников. Более того, в российском законодательстве подобное разграничение отсутствует, следовательно, в статистических материалах, описывающих выездные и въездные туристические потоки, эти категории граждан окажутся «слитыми» воедино, что только усложняет работу по дифференциации паломников и туристов. В пользу данного решения говорит также и то, что объекты поклонения(показа) для паломника и туриста одни и те же.

Резюмируя всё вышесказанное, на данном этапе, считать ли паломничество разновидностью туризма, либо разводить эти два понятия - прерогатива каждого отдельного исследователя туризма. Ни отечественная, ни зарубежная наука не дает однозначного ответа на этот вопрос.

1Материалы конференции «Православное па-

ломничество: традиции и современность»//

mospat.ru/index.php?page=26271.

5.11.2004.

© 2010-2022