Эссе О чём рассказывают воронежские узоры

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

VI районная олимпиада обучающихся по краеведению


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Кутковская основная общеобразовательная школа

Грибановского муниципального района




Направление поисково-исследовательской работы:

«Культурное наследие»





«О чём рассказывают воронежские узоры»






Выполнила:

Грушевская Галина Александровна,

ученица 8 класса

МКОУ Кутковской ООШ

С.Кутки, тел.37-1-37

Руководитель:

Мельникова Марина Николаевна,

учитель географии

МКОУ Кутковской ООШ

С.Кутки, тел,37-1-37


2013 г.


"...Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев... Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела".

В.М. Песков

У каждого народа есть свои традиции. Их история достигает в глубину веков, совмещает в себе представление о мире, отношение к религии, признаки быта.

В последние годы мы часто обращаемся к традициям, потому что осознаем себя частью великого народа с богатейшими достижениями культуры. Тот, кто не знает свою культуру и чурается своего языка, не может с уважением относиться и к культуре других народов.

Осознание своей причастности к великому народу - является осознанием себя самого, осознанием своей значимости в мире.

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Наиболее распространённой была ручная вышивка - она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки. Большое разнообразие вышивки и украшений сохранил народный костюм Воронежской губернии.

Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их число было в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.

В местах расположения лесных массивов - Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах - получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

Сейчас многие предметы старины рассказывают нам о мудрой простоте взглядов и вкусов многих крестьянских поколений и хранятся в музеях как образцы высокого народного искусства.

Знакомство с народно - прикладным искусством Воронежского края поможет нам, молодому поколению, понять его многообразие, самобытность в современной художественной культуре нашего края.

Древние персы запрещали порабощенным народам учить своих детей грамоте и музыке. Это было самое страшное наказание, потому что разрывались живые нити с прошлым, разрушалась национальная культура.

Народ, лишенный исторической памяти, превращается в пыль, которую носит ветер времени.

Все, что на протяжении поколений создали люди, - это и есть культурное наследие. Это и умение выращивать хлеб, строить, создавать музыку, а также правила поведения среди людей и народные обычаи

Даже костюм каждого народа формируется на протяжении длительного времени. Он отражает экономику, идеологию, социальные отношения, природно-географическую среду. Для того чтобы получить как можно больше информации о жизни конкретного народа, необходимо понять назначение каждой детали одежды, её место в костюмном комплексе.

Одежда жителей Воронежской губернии изготавливалась из конопляных, шерстяных и крапивных тканей. Одежду украшала вышивка, в которой чаще всего традиционно сохранялись многие древние элементы и композиции, свойственные восточнославянскому орнаменту. (рис.1,2)

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки.

Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег.

В каждом районе и в каждой деревне существуют свои особые традиции в песенном, декоративно - прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности того места, где мы живём.

В нашем селе Кутки проживает мастерица вышивки Голикова Нина Ивановна.

Не раз мы бывали у неё в гостях. Войдя в комнату, сразу обращаешь внимание на нарядно убранную кровать. Белоснежный подзор с кружевом свисает над полом, а вышитые наволочки горделиво возвышаются на красивом покрывале. (рис.3)

Любовь к вышивке привила Нине Ивановне её мама - Грушевская Анна Михайловна. «Вот она была настоящая мастерица», - говорит наша собеседница.(рис 4) Из рассказа мастерицы мы узнали, что Анна Михайловна не только вышивала, но и плела кружева, ещё сохранились мамины кружева на рушниках.(рис.5) Нина Ивановна говорит, что до сих пор помнит слова своей мамы о том, что нужно в каждое изделие душу вкладывать, с любовью делать, тогда оно обязательно получится.

Сама же Нина Ивановна больше всего полюбила вышивать. Мастерство переняла от своей мамы, а ещё и от учительницы по труду Холодных Анастасии Александровны. Наша собеседница сама рисует узоры и ниткой раскрашивает их в причудливые цвета. Многие восхищаются рукотворной красотой. Особенно дороги Нине Ивановне рушники. Ведь вышивала она

сама, а кружева плела мама. Анна Михайловна учила свою дочку вышивать с соблюдением всех древних русских правил: рушник обязательно должен быть льняной, а середина его - чистой, чтобы дорога жизни гладкой была. Ведь в прежние времена сопровождали рукотворные рушники человека от рождения до смерти: в них принимали только что появившегося на свет младенца, молодым супругам подавали хлеб-соль, да и в последний путь несли на рушниках. (рис.6,7)

Из узоров Нина Ивановна больше всего любит растительные: различные цветы, веточки, листочки. Только свободная минута выдаётся - сразу же за любимое занятие. « Сама себе всё приданое вышила, » - смеётся Нина Ивановна.

Немного призадумавшись, Нина Ивановна продолжила: «А уж сколько платков было связано за всю жизнь, и не сосчитать.(рис.8) Сейчас это ремесло потихоньку уходит в прошлое. Ведь процесс этот трудоёмкий. Пух нужно перебрать, очистить от сора, промыть два - три раза, высушить, да на чёсках расчесать, чтобы он стал шёлковым и волокнистым. А потом на прялке спрясть нити, только после этого можно приступать к вязанию. На один платок уходит у меня 4-5 дней. Тут тебе и «листочки», и «павлиньи хвосты», и «узелки». Взять тот же «листок», его можно связать по-разному: или плоским, или объёмным, да и «репяхи» даются не всегда просто. Здесь нужно умение и старание. И, конечно, фантазия. Бывало, бабушка даже на улицу не выпускала, пока не свяжу определённое количество зубцов».

Сейчас Нина Ивановна учит своему мастерству свою внучку - Танюшку. Говорит, что неплохо у неё получается скатерти вязать, наверное, в прабабушку удалась.

Вот так и тянется нить мастеров, петелька за петелькой, строчка за строчкой, стежок за стежком, храня не только тепло рук умелиц, но и любовь к традициям Воронежского края. Ведь недаром говорят, что мир стоит на мастерах.

Сколько живет человек на земле, он не просто обихаживает свой быт, но и старается украсить каждую вещь, которой пользуется. Вот так из бытовой потребности и возникли со временем народные промыслы, которые еще со временем превратились в художественные. И уж наверняка мы не ошибемся, если скажем: сколько людей прикладывали свои душу и руки к этому - столько произведений искусства и существует на свете. Одни менее талантливые, другие - более. А третьи - вообще шедевры. Они-то и составили неисчерпаемый кладезь народной декоративно-прикладной культуры.

Несмотря на стремительное изменение современного мира, народный промысел продолжает быть востребованным. Поиск своих корней побуждает нас глубже изучать традиции своего народа.



Список используемой литературы:

Василенко В. М. Народное искусство. М., 1974

Живые истоки. Обряды и праздники, промыслы и ремёсла Воронежской области. под ред. А.М. Зайцева - Воронеж,1995

Народные промыслы и ремёсла Воронежского края. ред Г.И. Свешникова - Воронеж, 1993

Пономарёв П.Д. Народный костюм Воронежской губернии. - Воронеж, 1994. Пономарев П. Д. Художественное ткачество Воронежского края/ Русская провинция. Записки краеведов. - Воронеж, 1992

Толоконникова И.А. Воронежский народный костюм. - Воронеж: 1996

Губанова Е. Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе: Учеб.-метод. пособие / Е.Н. Губанова. - Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозем. края, 2003 - 120 с.









Рис.1

Символическое изображение узоров Воронежского края


Эссе О чём рассказывают воронежские узоры


Рис.2

Ромб с точками - знак засеянной нивы. На концах часто можно видеть кресты.



Эссе О чём рассказывают воронежские узоры



Рис.3

Эссе О чём рассказывают воронежские узоры

Рис.4

Грушевская Анна Михайловна



Эссе О чём рассказывают воронежские узоры

Рис.5

Кружева Анны Михайловны


Эссе О чём рассказывают воронежские узоры

Рис.6 Голикова Нина Ивановна со своими работами






Эссе О чём рассказывают воронежские узоры





Рис.7



Эссе О чём рассказывают воронежские узоры





Рис.8

Эссе О чём рассказывают воронежские узоры


Эссе О чём рассказывают воронежские узоры

© 2010-2022