• Преподавателю
  • География
  • Краеведческая работа как средство духовно-нравственного развития учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Краеведческая работа как средство духовно-нравственного развития учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Формированию активной познавательной деятельности на уроках географии способствуют такие направления внеурочной работы, как: проведение Недель географии, предметных олимпиад, создание проектов, участие в интеллектуальных конкурсах, викторинах и многое другое. В данной статье хочу рассказать о преимуществах и резервах краеведческого материала в решение этой проблемы. В рамках урока решить педагогические, практические и социальные задачи сложно. Предлагаемая статья поможет в создании кружка краеве...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краеведческая работа как средство духовно-нравственного развития учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Воспитание гражданина-патриота - стратегическая цель школы - она такой была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

Жаль, что сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются в процессе жизнедеятельности человека. Вероятнее всего возникает из привязанности к родным картинам природы и окружающим людям. Со временем, любовь к Родине, перерастает в чувство сопричастности, к осознанию связи себя со своей малой родиной, регионом, страной. Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, позволяет осуществлять патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время. Школьная география относится к числу важнейших учебных дисциплин, содержащих в себе неисчерпаемые ресурсы для осуществления патриотического воспитания молодежи. Большие возможности имеет физическая география России. Среди главных задач географии - создание образа своего родного края.

Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Комплекс используемых учителем и учащимися приемов и методов зависит от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы. Например, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-диспуты, экскурсии в музеях, самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала, в силу его непосредственной близости к учащимся, содержит большие возможности для групповых исследований, написания научно-исследовательских работ, разработки учебных краеведческих проектов. Исходя из «Современной концепции духовно-нравственного воспитания учащихся», проблема патриотического воспитания - это, действительно, государственной важности задача. И я стремлюсь её решить на уроках географии и во внеурочное время через развитие у моих учеников духовности, высокой социальной активности, патриотизма. Зачастую эту деятельность трудно ограничить рамками урока.

С 2001 года в рамках внеклассной деятельности по географии стала вести кружок «Юный краевед». Первые годы занимались созданием школьного краеведческого музея, собирался материал по истории села, записывались воспоминания старожилов, составлялись природно-климатические описания территории сёл Любомировского сельского поселения. В последние годы больше занимаемся военно-патриотическим направлением: ребята узнают об истории села, подвигах погибших односельчан, встречаются с нашими земляками - участниками Великой Отечественной войны и военных конфликтов в Афганистане и Чечне, вдовами и детьми погибших односельчан. Такие встречи проходят в музее школы. Кружковцы тщательно готовятся к такого рода мероприятиям: накрывают стол, готовят подарки для гостей и обязательно концертную программу. Так, накануне Дня Защитника Отечества, в школе была организована встреча с руководителем поискового отряда «Сибиряк» А.А. Тищенко. Это легендарный человек, на его счету уже 4 «Вахты Памяти».С замиранием сердца слушали ребята его рассказ о работе поисковиков, занимающихся поиском пропавших без вести воинов. Главное для них - найти солдат, установить их имена, сообщить родным, предать земле останки погибших. Это очень актуально для нашего села, потому что из 288 не вернувшихся с войны односельчан, 176 человек числятся, как без вести пропавшие. Отрадно то, что в этом году в Таврическом районе организован свой поисковый отряд. Теперь учащиеся наших школ смогут принимать участие в работе Всероссийских «Вахт Памяти». Почётное право участия в первой экспедиции дано учащимся МОУ «Любомировская СОШ», и это не случайно. На протяжении двух последних лет краеведами школы собран богатейший материал по погибшим в годы Великой Отечественной войны жителей Любомировского поселения, изучены и проанализированы материалы: «Книги Памяти», списки мобилизованных солдат и командиров Таврического РВК в 1941-1945 годах, архивы OBD-MEMORIAL. В ходе работы выявлено много неточностей и несовпадений. Но ребят это не остановило, были проведены дополнительные поисковые изыскания, тем самым на многие вопросы были найдены ответы. В настоящее время кружковцы занимаются созданием карты воинских захоронений земляков-любомировцев, а также географии этапов передвижения людских ресурсов по мобилизацию на ВОВ из Любомировского сельского поселения.

Мероприятия, приуроченные к праздникам День Защитника Отечества и День Победы, кружковцы проводят во всех классах. Дети, узнавая о военных событиях, находят в своей семье родственников - участников Великой Отечественной войны и локальных конфликтов и с гордостью рассказывают об этом своим сверстникам. Накануне празднования 65-летия Победы в школе прошла акция «Письмо погибшему деду ко Дню Победы». Организатор акции - члены краеведческого кружка. В акции приняли участие не только учащиеся, но и их родители и учителя, деды которых не вернулись с фронтов Великой Отечественной. Ребята писали сочинения, рассказывая о своих дедах, близких родственниках, писали трогательные письма. Вот строки из некоторых писем:

«Здравствуй дед Дмитрий! Я тоже Митя, потому что назван в твою честь. Правда, друзья зовут меня Димой. Мне очень тебя не хватает. Бабушка так и не вышла замуж больше, всё тебя ждала. А когда все сроки прошли и все, кто остался в живых, вернулись, она всё равно продолжала ждать…» (Дима Б.)

«Знаешь, дед, я тоже буду военным, как ты. А когда вырасту обязательно приеду к тебе в Прохоровку Курской области и расскажу тебе о всей нашей большой семье, о том, как мы жили без тебя эти долгие годы» (Вадик Ф)

«В центре села стоит памятник погибшим землякам. Около трёхсот скорбных имён высечено на стенах обелиска тех, кто защищал Родину от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Мы чтим память тех, кто четыре долгих года день за днем шел к победе. В этих скорбных списках есть, дед, и твоё имя: Акалупин Дмитрий Ильич, но я то знаю, что тебя здесь нет. Ты лежишь в братской могиле под Смоленском и кто-то ухаживает за твоей могилой. А мы каждый год приходим к памятнику и возлагаем тебе цветы, как будто ты рядом» (Сева П). В настоящее время кружковцы ведут работу по созданию электронной энциклопедии села.

Цель школы - всесторонняя поддержка детей, формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих наших детей способными противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Мы должны учить их не только гордиться Родиной, но и сострадать, не переписывать «некрасивые» страницы отечественной истории, а уметь извлекать уроки. Наши дети не должны быть Иванами, не помнящими родства.

Краеведческая работа педагогически многогранна и материал этот обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Краеведение многогранно по своему содержанию, так как в нем сочетаются история, география, природа и этнография, фольклор и топонимика. Краеведение помогает учащимся осмыслить историческое развитие, понять современность, выработать активную жизненную позицию.

Огромное значение в воспитании школьников имеют летние краеведческие экспедиции. В них происходит знакомство с историей края, его природой и культурой. Здесь воспитывается бережное отношение к родной земле. Ребята на практике учатся ориентироваться на местности, ставить палатку, разжигать костер, готовить пищу. В апреле 2011 года краеведы школы будут работать в составе поискового отряда «Сибиряк» в Смоленской области под Ельней, где сибирские дивизии задержали фашистов, рвущихся к Москве, там, где до сих пор в окопах и воронках лежат останки наших соотечественников.

В заключении хотелось бы отметить, что работа на уроках географии всего лишь «капля в море» тех мероприятий, которые помогают реализовать Российскую программу патриотического воспитания подрастающего поколения нашей страны. Но зато эта работа не требует материальных вложений. Требуется одно - любовь к Родине, селу, своему дому, своей семье и желание эту работу выполнять.


© 2010-2022