Разработка программы Многообразие природы

Выбор разработки программы  по географии России и родного края был обусловлен следующими обстоятельствами: ·         особой значимостью, ролью и местом курса в системе школьного географического образования;  ·         недостаточной разработанностью материала в методическом плане; ·         необходимостью реализации и научно-обоснованной проверки идей, заложенных в работах С.В. Рогачева о понятии «образа территории» и осознанностью личного восприятия местности, о получении нового способа решени...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 50 г. Нижний Новгород















Перепечина Л.Д.

Деятельностное содержание обучения

географии России и Нижегородской области


(учебная программа элективного курса

«Пространственное многообразие России и Нижегородской области)




Научный консультант:

Г.А. Игнатьева канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО











Нижний Новгород - 2006

Пояснительная записка

В связи с вхождением системы развивающего обучения в массовую школу все острее встает вопрос о преемственности между начальной и средней школой. Достаточно разработанное для начального звена развивающее обучение на сегодняшний день практически не имеет продолжения в средней школе.

Единственное исключение составляют учебники по географии для 6-го и 8-го классов В.П.Сухова. Однако, даже в этих учебниках теория учебной деятельности В.В.Давыдова реализуется не вполне последовательно, поскольку не рассматривается механизм вывода общих способов деятельности в результате анализа теоретических знаний.

В теории развивающего обучения обосновывается положение об особой роли содержания обучения, производными от которого являются все остальные элементы педагогической системы: коммуникативные, теоретические, операционные. Особая роль как исходного момента методики организации учебной деятельности и развивающего обучения в целом принадлежит учебной задачи. Совокупность учебных задач, конструируемая в виде системы, является психолого-педагогическим условием формирования субъектности ученика.

Овладение деятельностным содержанием модели развивающего обучения входит в цели обучения школьного курса географии, в структуре которого особое место принадлежит географии России и родного края. Содержание курса "География России", ориентирующее учащихся на формирование географической культуры и развитие фундаментальной человеческой способности - самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, позволяет сконструировать такое содержание и организовать развивающее обучение.

Поиском новых концепций построения гуманитарного курса весьма успешно занимаются Ром В.Я., Дронов В.П., Баринова И.И., Раковская Э.М., Даринский А.В., Асеева И.В., Белоусов Б.В., Сухов В.П., Алексеев А.И., Николина В.В., С.В. Рогачев и др. Анализ существующих программ и учебников по географии России показал, что они не совсем последовательно и достаточно системно реализуют теоретическую концепцию развивающего обучения и гуманитарный подход в обучении географии.

Выбор разработки программы по географии России и родного края был обусловлен следующими обстоятельствами:

  • особой значимостью, ролью и местом курса в системе школьного географического образования;

  • недостаточной разработанностью материала в методическом плане;

  • необходимостью реализации и научно-обоснованной проверки идей, заложенных в работах С.В. Рогачева о понятии «образа территории» и осознанностью личного восприятия местности, о получении нового способа решения географических задач;

  • необходимостью реализации проблемно-страноведческого подхода к построению гуманитарного курса географии России В.Я.Рома и В.П.Дронова и по разработке концепции учебника для 8-го класса на деятельностном подходе В.П.Сухова;

  • необходимостью реализации ценностно-смыслового подхода к построению гуманитарного курса географии России А.И. Алексеева и В.В. Николиной;

  • особенностями процесса развития психологических новообразований учащихся подросткового возраста (11-15 лет).

В связи с тем, что учебная программа по предмету является основным документом, определяющим (проектирующим) возможность реализации (цели, условия и результаты) данной педагогической системы, в ее содержании должны быть представлены:

- такие элементы педагогической системы как цели обучения, содержание и методы обучения, планируемый результат;

- наряду со знаниями и предметными умениями включены способы деятельности и смыслы;

- указаны уровни усвоенности компонентов содержания (знаний, способов, смыслов)

Учебная программа по предмету имеет следующую структуру:

1) концептуальные основания программы (методологические, психологические, дидактические)

2) цели обучения;

3) компоненты деятельностного содержания обучения, к которым относятся знания, способы деятельности, смыслы;

4) планируемый результат («Учащиеся открывают знания...», «Учащиеся овладевают умениями...», «Учащиеся понимают, объясняют и производят оценку..»);

5) уровни отработанности компонентов обучения.

Рассмотрим содержание и структуру программы в соответствии с перечисленными выше критериями.

Раздел 1.Концептуальные основания программы

Методологической основой построения программы курса «География России и Нижегородской области» являются основные положения учения о геометоде, геосистеме и образе территории, которые позволяют разработать систему научных знаний в данной предметной области.

В качестве дидактической основы была взята теория развивающего обучения, ядром которой является теория учебной деятельности и её субъекта, разработанная Д.Б.Элькониным, В.В.Давыдовым и др. Опираясь на логико-психологические требования к разработке системы учебных задач по предмету, сформулируем принципы отбора содержания обучения:

1. Предметное содержание включает в себя не только знания, но также способы выполнения действий с ними и смыслы, придаваемые им в процессе деятельности.

2. Предметное содержание в той своей части, которая касается предметных знаний, базируется на понятиях («понятийное» содержание). Это позволяет дать учащимся научно-обоснованную широкую ориентировку в предмете и определить принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть ученику.

3. Понятия в данной предметной области образуют систему, построенную в соответствии с диалектическим принципом «восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному». Для этого осуществляется содержательное обобщение данной области предметного знания, то есть выделяется основное, генетически исходное отношение объекта, а все остальные элементы системы рассматриваются как этапы его развития. Только таким образом системно - выстроенное содержание может служить ориентиром для осуществления учебной деятельности учащихся: их деятельности по «созданию» и «применению» знаний. Особым образом структурированное предметное содержание будет при этом выступать источником постановки новых целей.

4. Специфические для данной предметной области «предметные» умения представляют собой конкретизацию способов действий «по созданию» и «по применению» знаний, составляющих содержание метода восхождения от абстрактного к конкретному.

5. На любом этапе осуществления учебной деятельности (этапе учебного занятия) фиксируется и прослеживается смысл предстоящей и последующей деятельности. Только так можно осуществить становление субъектности учащегося: формулировки целей деятельности, планирования, выполнения задания, получения результата, контроля и оценки деятельности самим учеником.

6. Содержание конструируется таким образом, чтобы его система способствовала организации учебной деятельности учащихся («деятельностное» содержание).

Реализация принципов деятельностного содержания обучения происходит в соответствии с представлением современной дидактики о трёх группах целей обучения, к которым относится:

  • овладение основами научных знаний о природе, население и хозяйстве;

  • общая подготовка учащихся к практической деятельности;

  • формирование научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Каждая группа целей конкретизируется в географии в следующем виде:

  1. Вооружить подрастающее поколение знанием географических объектов и процессов взаимодействия общества и природы в различных регионах и планете в целом.

  2. Вооружить умением интегрировать информацию и пользоваться специфическим «международным языком общения» -географической картой, Научить понимать, объяснять и оценивать основные процессы и явления, происходящие на планете.

  3. Формировать географическую культуру, Дать целостное представление о Земле как планете людей и общем доме человечества, указать пути её сохранения и стать рачительным хозяином своей страны.

Изучение географии России и родного края вносит в процедуру целеполагания дополнительную специфику. Так, по мнению С.В. Рогачева, содержание курса должно послужить основой формирования духовности, патриотизма, воспитания интернационализма и будущей свободной личности - гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своей страны на сложном и переломном этапе ее развития.

Цели изучения курса «География России и Нижегородской области»


Компоненты деятельностного содержания


Цели обучения


Цели курса географии России

1. Предметные знания (знания о мире)

1.Образовательные

1. Формирование целостной системы знаний о географическом пространстве (образе территории) России:

а) система географических знаний (закономерности, понятия, теории, учения и т.д.;

б) географическое и экологическое мышление и культура;

в) знание и понимание географических процессов, объектов взаимодействия общества и природы в различных регионах России;

г) территориальная организация жизни общества

2. Способы деятельности (опыт осуществления способов деятельности)

2.Развивающие

2. Овладение способами деятельности по «созданию» и «применению» знаний т.е.:

- называть и (или) показывать по карте;

- определять и (или) измерять, фиксировать;

  • описывать, составлять простые карты;

  • объяснять;

  • прогнозировать,

  • выявлять особенности;

  • оценивать

3. Смыслы (опыт эмоцинально-ценностного отношения к миру)

3.Воспитательные (мировоззренческие)

3. Отражение опыта познания и существования человека в пространстве не только через науку, но и другие материальные и духовные ценности (искусство, мораль, религию). Воспитание патриотизма и интернационализма, рачительного хозяина, географически образованной личности - гражданина России.

Цели обучения определяют специфику его содержания.

Раздел 2. Содержание курса «География России и Нижегородской области»

2.1.Модель курса

Предлагаемая система учебных задач основывается на содержании программ по географии России, учебников и стандарта в образовательной области "Земля". Данная система - есть попытка разработки системы понятий по единому гуманитарному курсу географии России «Пространственное многообразие России и Нижегородской области». Она отвечает всем аксиоматическим условиям, предъявляемым к системам: существования, множества объектов, единому единству, достаточности, представлению о целостности и позволяет своеобразно отразить диалектику целого (геосистемы) и ее элементов.

Основой природно-социо-хозяйственной системы является два глобальных учения: учение о географической зональности, теория географического разделения труда и территориальной общности («пояс», «зона», «экономический район», «сельская местность»). Выбор принципов пространственной структуры определяет систему изучаемых районов. Проблемно-страноведческий подход требует объединения двух видов районирования: природного и экономического. Каждому из видов районирования присущи свои структурные элементы, которые исторически развиваясь в диалектической связи между собой, образуют страну (регион) как главную единицу территориальной организации общества.

ГРазработка программы Многообразие природыенетически исходным элементом в учебном материале элективного курса «Пространственное многообразие России и Нижегородской области» является регион (район) как максимальный предел расчленения геосистемы и ее частей.

Главное противоречие и новый тип взаимосвязей:

а) человек общество природа культура;

б) человек территория.

На схеме 1 приведена модель курса географии России, положенная в основу разработки системы учебных задач.

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыС т р а н а - е д и н а я п р и р о д н о - с о ц и о - х о з я й с т в е н н а я с и с т е м а

(Образ территории)

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыПрирода Население Хозяйство

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыГ е о г р а ф и ч е с к о е п о л о ж е н и е

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Физико- Экономико- Геополитическое,

географическое географическое геоэкологическое

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыГеографические особенности и проблемы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыОсобенности Особенности Социально- Историко-

природы экономики политические географические Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природы

Р а й о н и р о в а н и е

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыПриродное Социально- Экономическое

Разработка программы Многообразие природыэкономическое

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыПТК ТПК

Основные Основные

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыприродные соц.-экономич.

Разработка программы Многообразие природырайоны районы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыИсторико-географические регионы и пространственное структурирование образов территории

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРегионы Регионы

Разработка программы Многообразие природыевропейской азиатской Родной край

Разработка программы Многообразие природыРоссии России

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Территориальная структура расселения и хозяйства

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыФормы Структура Формы

Разработка программы Многообразие природыорганизациии хозяйства размещения

производства производства

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Общественное

Территориальное

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Географическое

разделение труда


Страна - единица территориальной организации общества:

переживание и оценка пространства и себя

Место разрешения противоречия - территория. Территория - это окружение, платцдарм человеческой жизни во всем ее многообразии. Территория - есть диалектическое единство пространства, времени и культуры (совокупность ценностей). Это понятие характеризуется следующими признаками:

- особая форма взаимосвязи - взаимоположение;

- характер отношений - целостность, единство, гармония, среда, организация, функционирование, саморегулирование, устойчивость, равновесие, управление, открытость;

- состав элементов: множество элементов природы, населения, хозяйства; рРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыешающий признак: территориальность или пространственное выражение и сосуществование во времени .

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыГеографические особенности и проблемы России

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыИстория Природа Население и Геоэкология

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыэкономика

Разработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природыРазработка программы Многообразие природы

Историческая география:

- разнообразие культурных миров;

- этнографическое положение, нации, народности, религиозный состав;

- формирование территории и современное политико-административное устройство;

- условия жизни и национальный характер;

- географические условия и структура общества (общественные ценности);

- изучение территории;

- географические условия России, влияющие на ее цивилизационный кризис

Физическая география:

- природные условия;

- природные ресурсы;

- природно-ресурный потенциал и развитие экономики;

- крупные природные районы и проблемы;

- рациональное использование природных ресурсов и охрана природы;

- природные условия и тенденции развития российского государства

Социальная и экономическая география:

- функциональная структура хозяйства;

- отраслевая и территориальная структура хозяйства;

- цикличность и особенности развития экономики;

- население и демографический потенциал;

- рынок труда и занятость;

- экономические реформы и проблемы

Геоэкология (природопользование):

- изучение взаимосвязей и закономерностей размещения природы - хозяйства - человека;

- изучение процессов видоизменения природной среды человеческой деятельностью;

- влияние природных и экономических факторов на здоровье человека;

- географические аспекты организации отдыха населения;

- экологическая ситуация в России

Нельзя понять географические проблемы и особенности России, не оценив ее внутреннее территориальное разнообразие. Современные ученые-авторы учебников по географии России используют разные варианты районирования: экономическое, однородное и узловое, социально-экономическое и др.

Исходя из проблемно-страноведческого подхода, Ром В.Я. и Дронов В.П., С.В. Рогачев, В.В. Николина предложили уникальный вариант историко-географического районирования, при котором в результате комбинации разных сеток районирования складывается историко-географический регион как элементарная единица территориальной организации общества, отличающееся от другой природными, экономическими, историческими особенностями и условиями жизни людей.

Вариативность подходов к районированию способствует разнообразию конструирования уроков при изучении региональной части курса и выбор последовательности изучения этих регионов. Предлагаем следующие варианты изучения регионов.

1. По времени заселения и хозяйственного освоения:

- районы старого освоения;

- районы нового освоения

2. По особенностям воздействия экономики районов на природу:

- с удовлетворительной экологической ситуацией;

- с острой экологической ситуацией;

- экологически кризисные;

- экологически катастрофические.

3. По уровню экономического развития.

Показателями экономической дифференциации являются:

- масштабы экономики;

- состояние экономики;

- степень развития рыночных отношений;

- уровень экономического развития (доля наукоемких производств, производительность труда, степень обновления выпускаемой продукции, показатели ВВП на душу населения и т.д).

Отсюда, районы бывают:

- высокоразвитые;

- развитые;

- слаборазвитые и т.д.

4. По уровню социальной дифференциации, показателями которой являются:

- уровень жизни;

- показатели качества жизни;

- уровень социализации и гуманизации жизни;

- уровень развития социальной сферы и т.д.

В соответствии с этими показателями районы бывают с высоким, средним (удовлетворительным) и низким уровнями развития.

5. По характеру комплексных проблем и совокупности различных показателей:

- ядро - центр;

- полупериферия;

- периферия.

6. По контрастности природных условий и типу использования ресурсов:

а) «северный» тип хозяйства (в нем «дальний север» и «ближний север»);

б) «южный» тип хозяйства (в нем «западный юг» и «восточный юг».

7. По степени благоприятности природных условий для жизни людей:

а) неблагоприятные;

б) малоблагоприятные;

в) благоприятные;

г) наиболее благоприятные.

8. По структуре экономики:

- информационная, научно-техническая;

- индустриальная;

- аграрная.

При изучении географии своей местности может возникнуть проблема последовательности рассмотрения материала. Предлагаем следующие варианты изучения родного края.

1. Единичное в общем (край изучается в том регионе России, куда входит как компонент единого комплекса).

2. От единичного к общему (вначале изучается родной край, затем регионы России) т.е.

микроположение ---- мезоположение ---- макроположение

родной край регион другие регионы

3. От общего к единичному (изучаются регионы, затем родной край).

Анализ приведенной выше схемы №1 позволяет отметить следующие особенности системы учебных задач курса.

Во-первых, в курсе географии России используется в основном процессуальная и результативная типологии учебных задач. Процессуальный план учебной задачи включает компоненты учебной деятельности: мотив, целеполагание, учебные действия, контроль и оценку, а результативный фокусирует эти компоненты как качественные образования субъектности ученика.

Учащиеся «создают» в процессе учебной деятельности такие понятия как экономика, межотраслевые комплексы, регион, районирование, географическое разделение труда и т.д. Такие понятия, известные из курса физической географии, как климат, рельеф, природный компонент, природный комплекс и др. отрабатываются и конкретизируются.

Во-вторых, учебные задачи по курсу географии России представляют собой систему «вложенных друг в друга» задач. Иначе говоря, можно указать наиболее общую, «главную» задачу, которую придется решать в течение всего времени изучения курса географии России, и ряд менее общих, представляющих составные части «главной» задачи.

Например, «главная» УЗ - экономика, а ее части: экономический район, межотраслевой комплекс, отрасль и т.д.

В-третьих, поскольку при построении системы учебных задач была принята процессуальная и результативная типологии, то говорить о развивающем эффекте самой системы можно лишь случае представленности уровней сформированности конечного результата, которые расписаны в разделе 3 данной программы.

2.2. Учебная программа курса «География России и Нижегородской области», включающая главные учебные задачи

Тема 1. Введение (2 часа)

Предмет изучения географии России. Что изучает география России? Как и зачем изучать географию России?

Учебная задача: страна (главный предмет изучения географии России)

Образовательная цель: Учащиеся узнают, что география России изучает закономерности размещения и взаимодействия сложных территориальных систем (природных, общественных и природно-общественных) и главным предметом её изучения является страна как целостная природно-социо-хозяйственная система, единица территориальной организации жизни общества.

Развивающая цель: Учащиеся составляют план изучения (характеристики) страны, который может иметь следующий вид:

  • определить особенности географического положения;

  • выявить особенности заселения и формирования хозяйства, роль историко-географического фактора;

  • оценить природно-ресурсный потенциал и особенности природы России;

  • выявить особенности населения и трудовых ресурсов;

  • определить специализацию хозяйства;

  • определить внутрирегиональные отличия хозяйства, населения и природы;

  • выявить роль и место страны в международном географическом разделении труда

Воспитательная цель: Учащиеся убеждаются в том, что образование страны - это результат географического разделения труда, что изучение географии России поможет осознать место и роль России в решении сложных проблем современности таких как:

  • описание, объяснение и оценка происходящих на её территории процессов и явлений;

  • предсказание, составление географических прогнозов развития различных процессов и явлений;

  • управление географическими объектами и предотвращение неблагоприятных последствий;

  • создание новых объектов и мест их рационального размещения, разработка мер по охране природы;

  • формирование географической культуры и экологически оправданного поведения гражданина России

Тема 2. Территория и географическое положение Российской Федерации (2часа)

Географическое положение России. Площадь территории и государственные границы. Место России на планете: европейская и азиатская части России. Строительство «европейского дома». Россия и страны азиатско-тихоокеанского региона. Россия и страны Севера.

Учебная задача: географическое положение и образ территории

(физико-географическое, экономико-географическое, геополитическое и геоэкологическое)

Образовательная цель: учащиеся знают, что географическое положение - это положение географического объекта (страны) относительно поверхности Земли (математическое, чаще макроположение); относительно других объектов, находящихся вне его, (ФГП (природные объекты), ЭГП (экономические объекты), чаще микро - и мезоположение) с которыми он взаимодействует, и оказывающих влияние на природу, тип хозяйства и структуру экономики.

Развивающая цель: учащиеся дают оценку географическому положению страны, то есть:

а) называют и показывают объекты, границы и т.п.;

б) определяют географическое положение по различным картам;

в) описывают географическое положение;

г) выявляют особенности географического положения и объективные причины этих особенностей, влияющих на развитие хозяйства;

д) оценивают, исследуют (изучают) проблему изменения географического положения России во времени и пространстве.

е) делают вывод о влиянии географического положения на природу, сциализацию хозяйства и т. д.

Воспитательная (мировоззренческая) цель урока: учащиеся понимают и убеждаются в том, что:

- географическое положение является важнейшим фактором становления и развития хозяйства России (на уровне «смысла знания»);

- способ оценки, выявленный на уроке, позволяет производить оценку географического положения любых других важных объектов (на уровне смысла способа);

- открытое понятие и способ деятельности увеличили их возможности в познании окружающего мира (на уровне субъектной ценности)

Тема 3. Историко-географические особенности формирования России (2 часа)

Заселение, освоение и изучение территории России. Заселение славянами Восточно-Европейской равнины. Важнейшие путешествия и экспедиции по изучению территории России. Российские первооткрыватели и исследователи. Направления основных географических сдвигов экономики России. Историческая география и история географии.

Учебная задача: Историко-географический фактор развития и становления Российской цивилизации.

Образовательная цель: учащиеся узнают, что географические условия оказывают непосредственное и опосредованное влияние на человека (а также на становление и развитие различных типов хозяйств и других форм человеческой деятельности) - с одной стороны, а, с другой, - человек, приспосабливаясь к условиям окружающей природной среды, преобразует и изменяет ее и при этом изменяется сам.

Развивающая цель: учащиеся оценивают влияния географических условий (факторов) на развитие человека и общества в целом. Совокупная комплексная оценка влияния географического фактора на жизнедеятельность человека включает следующие действия:

а) определить ведущие компоненты географической оболочки, оказывающие влияние на различные формы человеческой деятельности;

б) выявить особенности каждого компонента, характерных для конкретного географического места и определить эффективность его влияния при освоении и заселении территории России;

в) дать оценку (благоприятные, неблагоприятные) географическим условиям (климатическим, геохимическим, биотическим, возможностям для рекреации, комфортным природным условиям, требованиям к характеру жилища и т.д.) для развития и формирования Российского государства;

г) по имеющимся данным составить карту «качества» географического пространства с точки зрения условий жизни населения;

д) выявить особенности адаптации человека к природной среде данного района, места и т. д.;

е) выявить возможные тенденции и направления территориального взаимодействия человека и природы в данном месте на ближайшее время;

ж) сформулировать рекомендации по улучшению качества жизни населения и рациональному природопользованию.

Мировоззренческая (воспитательная) цель: учащиеся убеждаются и понимают, что:

- историческая география - смежная наука, позволяющая рассмотреть динамику развития географической оболочки Земли и историю взаимодействия человека и природы;

- нельзя понять историю страны, не изучив географических условий ее развития;

- разные природные зоны представляют человеку различные возможности для приспособления (адаптации) к ним и их преобразования.

- выявление причинно-следственных связей и закономерностей размещения природных зон и изучение взаимодействия человека с природой во времени играет важную роль в определении закономерностей размещения хозяйственной деятельности человека в пространстве и оказывает существенное влияние на историческое различие территорий.

Тема 4.Природное многообразие территории России (26 часов)

Природа России: особенности рельефа и климата. Внутренние воды и почвы. Крупные природные комплексы. Природные условия и ресурсы. Природно-ресурсный потенциал и тенденции развития российского государства. Природа и человек.

Учебная задача: Природный комплекс и природно-ресурсный потенциал.

Образовательная цель: 1. Учащиеся знают, что природный комплекс- это территория, где сочетаются и взаимодействуют природные компоненты, создавая целостную систему.

2.Учащиеся узнают, что природно-ресурсный потенциал - это та часть природных условий и ресурсов, которая, может быть, реально вовлечена в хозяйственную деятельность общества с условием сохранения среды жизни человека (Реймерс, с.375)

Развивающая цель: 1.Учащиеся характеризуют природный комплекс по следующему плану:

  • определить особенности размещения;

  • установить происхождение;

  • выявить влияние ведущих компонентов на все другие компоненты, образующие природный комплекс;

  • определить тип почв и условия их образования;

  • определить типичных представителей органического мира и особенности их приспособления к условиям природного комплекса;

  • выявить условия работы и быта человека в данном комплексе;

  • составить прогноз возможного изменения природного комплекса под влиянием деятельности человека;

  • доказать системный характер существования компонентов в данном комплексе и действие закона целостности;

  • оценить разнообразие и особенности сочетания компонентов, установить причины этих особенностей.

2.Учащиеся оценивают природно-ресурсный потенциал, то есть

  1. определяют, какие природные ресурсы и условия распространены в области;

  2. определяют их экологическую, социальную и культурную ценность для жизни и здоровья человека;

  3. определяют экономическую ценность и варианты использования этих ресурсов в хозяйстве;

  4. определяют эстетическую ценность ландшафта области;

  5. выявляют особенности природно-ресурсного потенциала и делают вывод о его вкладе в повышение уровня удовлетворения человеческих потребностей в регионе.

Воспитательная цель: 1.Учащиеся понимают, что нарушения любого компонента в природном комплексе, приводят к нарушению всей природной системы и любое человеческое вмешательство требует соблюдения и учета закономерностей естественного равновесия в природном комплексе.

2.Учащиеся понимают, что существует рациональное и нерациональное природопользование как две противоположенные формы "эксплуатации" природно-ресурсного потенциала (Реймерс, с.404) и, что только рациональное природопользование как высокоэффективное хозяйствование не приводит к резким изменениям его, а разрабатывает систему мер по сохранению природно-ресурсного потенциала.

Тема 5. Культурное многообразие населения Российской Федерации (8 часов)

Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Этнографические особенности населения. Многогранность культур, многоголосье языков, своеобразие быта и религии. Численность и движение населения. Структура и размещение. Трудовые ресурсы и проблемы занятости. Демографический потенциал и социально-демографические проблемы.

Учебная задача: Этнографическая культура (этнос) и демографический потенциал.

Образовательная цель: учащиеся узнают, что этнос- это целостная,естественно динамическая система, включающая не только людей и результаты их деятельности, но и элементы ландшафта, культурные традиции во взаимодействии с соседями.

Развивающая цель: учащиеся раскрывают этнографические особенности населения, проживающего на территории России т.е.:

  • определяют национальный состав;

  • выявляют основные регионы распространения этносов;

  • объясняют особенности развития языка и создания письменности;

  • выявляют главные причины межнациональных конфликтов;

  • определяют географию распространения основных религий и ее влияние на общественное развитие;

  • выявляют влияние природы на формирование духовной культуры (обычаи, обряды, живопись, музыка и т.д.);

  • определяют условия адаптации человека к окружающей среде;

  • выявляют географические различия в питании, одежде, традиционной хозяйственной деятельности;

  • анализируют имеющиеся целевые программы развития.

Воспитательная цель: учащиеся понимают, что этнографические особенности определяют специфику пространственных взаимоотношений между народами, где управляющим фактором взаимодействия являются традиции и недооценка их приводит к межнациональным конфликтам, возникающих на различной почве.

Учебная задача: демографический потенциал

Образовательная цель: учащиеся знают, что демографический потенциал - это соответсвие количественного и качественного состава населения современным задачам и перспективам социально-экономического развития экономики страны.

Развивающая цель: учащиеся оценивают демографический потенциал, т.е.

  1. определяют количественный состав населения (численность, естественный прирост, механическое движение, трудовые ресурсы, поло-возрастной состав и др.);

  2. выявляют особенности демографического потенциала;

  3. определяют уровень качественного состава.

  4. делают вывод о качественном составе населения в соответствии с задачами реформирования экономики и повышения уровня жизни.

Воспитательная(мировоззренческая) цель: учащиеся понимают, что демографический потенциал определяет специфику и уровень развития экономики страны и является важным социальным фактом ее формирования.

Тема 6 . Экономическое многообразие хозяйства России и межотраслевые комплексы (26 часов)

Экономика России - это единый народохозяйственный комплекс страны. Географические особенности ведущих межотраслевых комплексов. География науки и ифраструктурного комплекса. Социально-экономические проблемы функционирования экономики в условиях рыночной экономики.

Учебная задача: межотраслевой комплекс

Образовательная цель:учащиеся узнают, что межотраслевой комплес - это группы взаимосвязанных отраслей, выполняющих определенную общегосударственную функцию.

Развивающая цель: учащиеся составляют характеристику межотраслевого комплекса по следующему плану:

  • тип и народно-хозяйственное значение комплекса;

  • структура, особенности и роль его составляющих;

  • основные проблемы и пути их решения;

  • факторы размещения отраслей, образующих комплекс;

  • территориальная структура и важнейшие районы сосредоточения производств;

  • перспективы развития комплекса;

Мировоззренческая цель: учащиеся понимают, что образование межотраслевых комплексов - объективный процесс и что переход российской экономики на рыночные отношения не приведет к распаду и сужению географии хозяйственных связей, а,наоборот,способствует переходу этих отношений на новый качественный уровень.

Тема 7 . Историко-географические регионы России (42 часа)

Географическое районирование. Территориальные различия в характере взаимодействия природы, населения и хозяйства в пределах России.Историко-географические регионы России, их специализация историко-культурные ценности.Проблемы развития и функционирования в новых социально-экономических условиях.

Учебная задача: регион

Образовательная цель: учащиеся усваивают, что регион (район) - это территория, которая отличается от другой территории своей специализацией, природными, историческими, этнокультурными особенностями и условиями жизни населения. Регион - это уникальная природно-анропогенная система, характеризующаяся единством, целостностью и взаимодействием ее элементов.

Развивающая цель: учащиеся дают комплексную характеристику региона и оценивают его место и роль в формировании Российского государства. При характеристике региона учащиеся:

  1. Определяют специфику географического положения региона.

  2. Описывают историю освоения территории и формирования хозяйства.

  3. Выявляют особенности природы и природные предпосылки развития региона.

  4. Выявяют особенности населения и трудовых ресурсов.

  5. Определяют «экономическое лицо» региона и социально-экономические предпосылки развития народно-хозяйственного комплекса региона.

  6. Выявяют своеобразие и проблемы территориальной структуры организации расселения и экономики в регионе.

  7. Определяют историческую роль и предназначение региона при формировании Российского государства.

При оценке роли и места региона при формировании Российского государства учащиеся:

  1. Определяют особенности географического положения региона и делают вывод о его влиянии на развитие хозяйства региона.

  2. Определяют особенности природных ресурсов и сочетания компонентов природы и оценивают природно-ресурсный потенциал для современного и проектируемого хозяйства.

  3. Выявяют особенности процессов видоизменения природной среды в результате человеческой деятельности и оценивают демографический потенциал региона.

  4. Устанавливают закономерности размещения населения и хозяйства и делают вывод об уровне качества жизни человека в данном регионе.

  5. Составляют географический прогноз развития процессов взаимодействия и видоизменения природы в результате человеческой деятельности.

  6. Разрабатывают рекомендации по улучшению условий жизни населения и охране окружающей среды данного региона.

Воспитательная (мировоззренческая) цель: учащиеся убеждаются в том, что:

- регион формируется в результате географического разделения труда;

- невозможно решение сложных проблем чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, населению и экономики нашей страны в целом без глубокого знания региональных географических особенностей;

- районирование, как важнейший метод географии, может производиться с различных позиций, для разных целей, с использованием различных методик;

  • создание «образа» региона дает глубокое понимание всех происходящих процессов и явлений и вырабатывает целостное представление о географическом «образе » нашей страны.

Тема 8 . Пространственное многообразие Нижегородской области (18 часов)

Что изучает география родного края? Географическое краеведение. Изменения географического положения области в различные исторические периоды. История заселения территории. Природно-ресурсный потенциал. Население и демографический потенциал. Специализация хозяйства и социально-экономические проблемы развития и функционирования хозяйства области в условиях рыночной экономики.


Резерв времени - 6 часов

Раздел 3 . Уровни отработанности компонентов деятельностного содержания обучения

(процессуальный план учебной задачи)

Процессуальный план

учебной задачи

Уровни отработанности результатов обучения

1

2

3

4

5

6

1.Учебно-познавательный интерес (мотив)

Ученик проявляет интерес к яркому материалу и выполнению привычных познаватель-

ных действий

Ученик проявляет интерес к новому материалу на уровне отдельных явлений, фак-тов и процес-

сов

Ученик проявляет интерес к новому теоретическому материалу (научное понятие)

Ученик проявляет интерес к способам решения конкретно-практической задачи

Ученик проявляет устойчивый интерес к общему способу решения системы конкретно-практических задач

Ученик проявляет устойчивый интерес к общему способу решения, выходяшего за рамки изучаемого материала

2.Целеполагание

Ученик принимает простейшие промежуточные цели

Ученик принимает и выполняет практические задачи

Ученик переопределяет познавательную задачу в практическую

Ученик принимает познавательную задачу и решает ее

Ученик переопределяет практическую задачу в познавательную

Ученик самостоятельно формулирует новые учебные задачи

3.Выполнение учебных действий

Ученик выполняет отдельные операции по репродукции учебных действий

Ученик осуществляет выполнение действий в сотрудничестве с учителем

Ученик самостоятельно применяет способ в знакомой ситуации

Ученик адекватно переносит способ в новую ситуацию с помощью учителя

Ученик самостоятельно строит или модифицирует способ

Ученик выводит новый способ, опираясь на принцип

4.Выполнение контроля


5.Выполнение оценки

Ученик выполняет непроизвольный эпизодический контроль

Ученик выполняет неадекватную ретроспективную оценку

Ученик осуществляет произвольный контроль по просьбе учителя

Ученик осуществляет адекватную ретроспективную оценку

Ученик осуществляет актуальный произвольный контроль, соотнеся со схемой

Ученик осуществляет неадекватную прогностическую оценку

Ученик осуществляет потенциальный рефлексивный контроль с помощью учителя

Ученик осуществляет потенциально-адекватную прогностическую оценку с помощью учителя

Ученик осуществляет актуальный рефлексивный контроль

Ученик осуществляет самостоятельно адекватную прогностическую оценку

Ученик осуществляет рефлексивный в соответствии с новыми условиями задачи

Ученик самостоятельно осуществляет прогностическую оценку и оценивает свои возможности решения задачи

Раздел 3 . Уровни отработанности компонентов деятельностного содержания обучения

( результативный план учебной задачи)

Результативный план учебной задачи

Уровни отработанности результатов обучения

1

2

3

1.Смыслообразование

Ученик отслеживает смысл предметного знания на уровне роли и его значения

Ученик самостоятельно создает собственную интерпретацию прблемы, предложенную учителем

Ученик вступает в концептуальный диалог, то есть вычленяет смысл для других и для самого себя

2.Усвоение способа деятельности

Ученик, выполняя определенную последовательность операций по получению результата, не понимает, что он осуществляет учебные действия по решению учебной задачи

Ученик понимает смысл и содержание отдельных учебных действий, но не понимает, что для решения учебной задачи необходимо выполнение системы действий

Ученик понимает состав учебных действий как целостную систему, открывает способ деятельности и применяет его при решении конкретно-практической задачи

3.Усвоение знания

Ученик запонимает, фиксирует, распознает, описывает и определяет отдельные элементы знания

Ученик понимает, объясняет, интерпретирует, преобразует, систематизирует и классифицирует факты, явления, закономерности и другие элементы знания

Ученик моделиорует, конструирует, прогнозирует, исследует и оценивает развитие объектов, процессов и т.д.

Раздел 4 . Система знаний курса «География России»

1. Научный факт - форма эмпиричес-кого знания, некоторые важнейшие события, явления, процессы, которые составляют объект человеческой деятельности или познания.

  1. Особенности географического положения

  2. История освоения и исследования

  3. Путешественники и исследователи. Имена географов-исследователей на карте России

  4. Моря России

  5. Природные ресурсы

  6. Климатообразующие факторы

  7. Население России

  8. Народы России

  9. Крупные регионы России

  10. Система расселения

  11. Территориальное перераспределение населения

  12. Развитие системы городов

  13. Вулканизм и землетрясения

  14. Многолетняя мерзлота

  15. Оледенение

  16. Образование озер, подземных вод, болот

  17. Образование воздушных масс

  18. Развитие речной долины

  19. Режим и работа рек

  20. Крупные формы рельефа

  21. Часовые пояса

  22. Развитие рельефа

  23. Типы климата России

3. Закон или закономерность - положения, отражающие внутреннюю существенную и устойчивую связь явлений, обуславливающие их упорядоченное изменение.

Теории (учения) - форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной значительной области действитель-ности. Форма организации научного знания, отличающаяся выраженной концептуальной системой понятий и обладающая прогностическими возможностями по отношению к дальнейшему исследованию или применению предмета описания.

  1. Взаимодействие природы и общества.

  2. Размещение населения.

  3. Географическое разделение труда.

  4. Экономическое районирование.

  5. Природное районирование

  6. Размещение производительных сил.

  7. Экологические кризисы.

  8. Территориальное сочетание природных ресурсов и распростра-нение полезных ископаемых.

  9. Почвообразовательный процесс.

  10. Территориально-производственные комплексы.

  11. Закономерности распределения основных элементов климата.

4. Методы - совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности.

Важнейшие проблемы - целостный комплекс вопросов, возникший в ходе познания в определенной области науки. Противоречие между ранее существовавшими представлениями (знаниями) и новыми фактами, явлениями, событиями, установленными связями и т.д.

  1. Природопользование.

  2. Демография.

  3. Социум.

  4. Преобразование экономики.

  5. Развитие отраслей хозяйства.

  6. Экология.

  7. Энергоснабжение.

  8. Охрана растительного и животного мира.

  9. Географическая экспертиза.

  10. Моделирование.

  11. Исторический подход.

  12. Сравнительный подход.

  13. Исследовательский подход.

5. Специальные умения и навыки - характерные для данной предметной области практические и теоретичес-кие действия, выполняемые быстро и точно, приобретаемые за счет многократного выполнения.

  1. Сравнение статистических показателей.

  2. Объяснение влияния основных факторов.

  3. Получение знаний из различных источников.

  4. Определение, измерение, фиксация.

  5. Описание, составление простых карт.

  6. Прогнозирование.

6. Организационно-деятельностные умения - целенаправленнный комплекс интеллектуальных и общеучебных действий, выполняемых на основе знания и усвоения общего способа деятельности, обеспечивающих достижение конечного результата.

  1. Поиск информации.

  2. Анализ ситуации.

  3. Принятие цели.

  4. Конспектирование.

  5. Аннотирование.

  6. Реферирование.

  7. Планирование.

  8. Нахождение средств для выполнения задач.

  9. Контроль и оценка.

Литература

  1. Абрамова С.Г., Лебедев А.Ю., Москаленко О.В., Якиманская И.С.и др. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника. М., 1993.

  2. Алаев Э.Б.Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.,1983.

  3. Алексеев А.И., Николина В.В. Население и хозяйство России: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.М., 1995.

  4. Гумилев Л.Н.Этногенез и биосфера Земли. М.,1993.

  5. География Нижегородской области. Учебное пособие. Н.Новгород.,1991.

  6. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.,1972.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  8. Дронов В.П. Межотраслевые комплексы Российской Федерации. // География в школе. - 1994. -N1.

  9. Жекулин В.С. Введение в географию: Учебное пособие.Л.,1989.

  10. Замятин Д.Н.Что такое география? // География в школе. -1993. - N1.

  11. Игнатьева Г.А.,Волкова В.О.,Шишкина О.П. Дидактика развивающего обучения. Нижний Новгород.,1998.

  12. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса IX в.- начала XX в.М.,1994.

  13. Кедров Б.М. О геометоде как особом способе познания.// География в системе наук. - Л. - 1987.

  14. Максаковский В.П. Проблемы школьного географического образования. // Известия ВГО. - 1984. - Вып.1.

  15. Максаковский В.П. Современные и перспективные проблемы школьной географии. // География в школе. - 1996. - N4.

  16. Методика изучения географии Нижегородской области. Методические рекомендации. Н.Новгород.,1992.

  17. Методическое пособие по географии России: 8-9 кл./Под ред. В.П.Дронова. М.,1993.

  18. Преображенский В.С. Поиск в географии. М., 1986.

  19. Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное обучение. / авт.-сост. С.Е. Дюкова. - М. : Дрофа, 2006. 79 с.

  20. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности.Томск.,1993.

  21. Ром В.Я. Изучение вопросов исторической географии в курсе географии России. // География в школе. - 1994. - N 1.

  22. Ром В.Я., Дронов В.П. География России: Население и хозяйство: 9 кл. : Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. М.,1995.

  23. Сиротин В.И. Диагностика уровня овладения учащимися ос-новными компонентами содержания базового географического образования.// География в школе. - 1995. - N 1.

  24. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования.М.,1993.

  25. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.


© 2010-2022