Урок по географии на тему Население Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 23 7 кл.

Тема. Население Африки
Цель: сформировать у учащихся понятия о населения Африки, особенности его динамики, размещение, этнического состава; раскрыть демографические проблемы африканского континента и определить пути их решения; систематизировать знания учащихся об этапах становления современной политической карты Африки; сформировать у учащихся систему знаний об особенностях государственного устройства и хозяйства стран Африки; закрепить практические навыки учащихся анализировать политическую карту материка и показать связи Украины со странами африканского континента, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками географических знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: политическая и физическая карты Африки, флаги и гербы стран Африки, учебники, атласы
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Организационный момент
Постановка цели и задач урока (учащиеся под руководством учителя).
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
• Количество современного населения Земли?
• С помощью каких географических карт можно изучать населения Земли?
• Какую информацию несет политическая карта мира, Африки?
• Чем объяснить неравномерность размещения населения на Земле и в Африке?
• Как на развитие африканских стран повлияла колонизация?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
На предыдущих уроках вы познакомились с природой Африки, на этом уроке мы будем изучать населения и страны материка и выясним связь нашего государства со странами африканского континента.
Но это темы социальной и экономической географии, почему мы обращаемся к ним? Во-первых, потому что человек - это такая же часть природы, как и другие организмы. Во-вторых, потому что человек не только живет в природе, но и меняет ее - как в негативном, так и в позитивном направлении. Наконец, любой опыт не только расширяет наши знания, но и предоставляет возможность многому научиться.
Африканские страны очень различаются по многим особенностями: ГП, природными ресурсами и природными условиями, уровнем экологического развития. За исключением ЮАР, все страны материка являются государствами, развивающиеся страны с низким уровнем развития хозяйства. Очень разными является также темпы дальнейшего развития каждой страны.
• Большая группа людей, объединенных общим происхождением и отдельными наследственными признаками (цвет кожи, волос и глаз, форма головы, строение лица и др.)... (Раса)
• Территория, которая охраняется законами государства ради сохранения редких растений, животных, ландшафтов и т.д... (Заповедник)
• Заповедная территория, где разрешается туризм по определенным, строго определенным маршрутам... (Национальный парк)
• Сочетание природных компонентов в определенном порядке и взаимосвязи на отдельной территории... (Природный комплекс)
IV. Изучение нового материала
На территории Восточной Африки обнаружены древнейшие орудия труда, изготовленные примерно 2 млн. лет назад. Это первое свидетельство существования самого рода Номо - человека. С течением времени люди размножались и расселялись - сначала на территории континента, а затем и за его пределы. Влияние природной среды и миграционные потоки обусловили формирование различных этнических групп и народов.
На современное расселение самых многочисленных народов Африки существенно повлияло вторжения арабов, что в VII в. завоевали Египет, Алжир и другие регионы. Однако арабы не были первыми азиатами, которые появились на континенте. Еще в V тыс. до н. э. в Африке появились семиты. Они оказали большое влияние на человеческую цивилизацию: как вам известно из курсов истории, финикийцы первыми создали азбуку и научились изготавливать стекло. Позже, во времена колонизации и в новые времена, на африканском континенте появились европейцы. Колонизаторы свысока относились к африканцам, и всегда были люди, которые делали акцент на равенстве всех рас и народов. Одним из таких людей был прославленный исследователь, шотландский ученый Давид Ливингстон. Он 30 лет провел среди пустынь, джунглей и болот Африки, исследуя ее природу и отстаивая права жителей «Черного континента». Любовь африканцев к Литвингстона была такой, что после смерти они набальзамували его тело для отправки в родной страны, но сердце путешественника похоронили в Африке.
Начертите гистограмму рост количества населения Африки, которое в 1980 г. составляло 469 млн. чел., в 1990 г.- 748 млн. чел.
Задачи. С помощью географических карт определите особенности расселения населения Африки. На контурной карте отметьте территории с плотностью населения менее 1 чел/км2 и более 50 чел/км2. Сделайте вывод, сформулируйте закономерности, которые вы обнаружили при выполнении этого задания

Население Африки расположено равномерно. Огромные площади пустынь почти безлюдны. Редко заселена также часть экваториальных и тропических лесов. В то же время одним из наиболее густо заселенных районов Африки является долина Нила - древний очаг активной деятельности человека, а также долина реки Окаванго.
Какие же проблемы связаны с количеством населения и уровнем развития стран Африки? Острейшей проблемой является проблема голода. На континенте производится только 65 % продуктов, необходимых для питания населения. Ситуация осложняется быстрыми темпами роста количества жителей Африки, межгосударственными и этническими конфликтами. Главная причина демографических проблем Африки все же связана с экономической отсталостью стран континента, ухудшением природных условий, что обусловлено нерациональным их использованием. Таким образом, решение проблем африканского континента, прежде всего, заключается в повышении экономического уровня стран, применении достижений научно-технического прогресса, экологических технологий и др.
IV. Закрепление изученного материала
• Почему Африку называют «прародиной человечества»?
• Как проходило заселение африканских континентов народами?
• Какие проблемы сейчас надо решить африканским народам?
• Назовите и покажите на карте современные страны Африки, на территории которых в древности существовали могучие государства.
• Назовите и покажите на карте крупнейшие современные страны Африки. Какие из них наиболее экономически развитые?
• Как географическое положение влияет на развитие стран? Свой ответ обоснуйте примерами Египта и ЮАР.
• Чем отличается состав населения анализируемых стран?
V. Итог урока
• Население Африки разнообразна и состоит из представителей трех крупнейших рас: экваториальную, европеоидной, монголоидной.
• Современная политическая карта Африки сформировалась в середине XX в.
• Почти все африканские страны были колониями. Сейчас среди государств континента преобладают развивающиеся страны.
VII. Домашнее задание
• Проработать соответствующий текст в учебнике.

© 2010-2022