• Преподавателю
  • География
  • География, 6 класс: Почва как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв

География, 6 класс: Почва как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. 6 класс, 28 урок.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитывать бережное отношение к почвенным ресурсам Земли.

Метапредметные: развивать внимание, речь и мышление путем беседы, ответов на вопросы, расширять кругозор, логическое мышление, совершенствовать коммуникативные компетенции.

Предметные: сформировать представление о почве, её главном качестве - плодородии, типе почв и их составе и строении.

Оборудование: учебник, атлас, демонстрационная карта «Почвы мира», интерактивная доска с прямым доступом в Интернет.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной и познавательной деятельности.

Учитель: на прошлом уроке мы узнали, что биосфера - среда обитания живых организмов, среда жизни человека. Какая главная задача стоит сегодня перед человеческой цивилизацией?

Важный компонент биосферы - почвенный покров. Без почвы невозможно существование растений и животных, которые необходимы для жизни человека. Почва - мать и дочь жизни. Мать , потому что даёт растениям все необходимое для их роста. Растениями питаются животные и люди; почва наша кормилица . Почва рождается жизнью и порождает жизнь!

III. Изучение нового материала.

Она богаче всех на свете.

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете.

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети! (земля -кормилица)

Почва - тонкий (от 2 - 3 см до 2 метров) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием. Плодородие - главное качество, отличающее почву от горной породы. Слово «плодородный» состоит из двух слов «плоды» и «родить». Знакомясь с почвами нельзя ни вспомнить ученого, который свою жизнь посвятил изучению почв и создал науку о почвах - Василий Васильевич Докучаев ( рассмотреть рис.107 стр.159 и дать краткую информацию жизненного пути русского ученого, основателя науки о почвах, учителя В.И.Вернадского)

«Всё прекрасное в мире - от солнца, всё хорошее - от человека»

М.М.Пришвин

Условия почвообразования:

  1. Неживая природа ( свет, тепло ,воздух, вода, рыхлые горные породы).

  2. Живая природа (растения, животные, микроорганизмы, деятельность человека).

Важная роль в почвообразовательном процессе принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных - червей. Остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в перегной ( гумус) , от которого зависит плодородие.

Состав почвы:

1. Минеральная часть - песок, глина, известняк, другие горные породы и минералы.

2. Органическая часть - гумус ( перегной).

3. Вода, воздух, проникающие по полостям и пустотам.

4. Живые организмы - бактерии ,черви, личинки, жуки, землеройки и т.п.

На земном шаре живут разные растения и животные, потому что каждая территория отличается своим климатом. На Земле существуют разные типы почв. Чем больше органических веществ попадает в почву, тем почва более плодороднее. Гумус - перегной, основная часть органического вещества почвы, окрашенная обычно в темный цвет. Например, мы живем на Крымском полуострове в природной зоне степей, где ежегодно огромное количество однолетних степных злаков попадает в почву, образуя самые плодородные черноземные почвы. Почвенный покров поглощает и нейтрализует многие техногенные загрязнители. Недаром ученые сравнивают почву с «кожей» нашей планеты Земля!

Тип почв зависит от растительного покрова, количества осадков, поступления в почву органических веществ.

Анализ рисунка 108, стр.160 «Типы почв». Объяснить понятие «почвенный разрез».

Демонстрация видео ролика «Русский чернозем» продолжительностью 43.45мин (показать учащимся 7.37мин).

IV. Закрепление изученного материала.

Приём «Азбука»: назвать слова из новой темы на букву «п»

Ответ: почва, плодородие, почвовед, почвообразование, перегной, почвенные ресурсы, почвенный разрез, почвенный горизонт.

Вопросы по просмотренному отрывку из документального фильма «Русский чернозём»

1. Почему в конце XIX века в России началась «борьба» за чернозёмные почвы?

2. Почему русский чернозём дороже золота?

3. Какая наука возникла в России в связи с изучением почв?

4. Кто из ученых сыграл большую роль в изучении почв?

Вопросы по новому материалу с элементами беседы:

  1. Что называется почвой?

  2. Какие условия необходимы для почвообразовательного процесса и кто в этом процессе играет главную роль?

  3. Какой состав имеют почвы?

  4. Почему на Земле сформировались различные типы почв, и что влияет на это различие?

V. Оценивание знаний.

VI. Домашнее задание: параграф 49; подумайте : почему почву иногда называют «памятью» природных комплексов (ландшафтов)?


4


© 2010-2022