- Преподавателю
- География
- Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс
Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Романцова С.В. |
Дата | 14.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок-39 9 класс Дата____
Тема: Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс
Цели и задачи урока:
-
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».
-
Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.
-
Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.
-
Изучить состав транспорта.
Оборудование: уч. за 9 класс, атлас за 9 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
- Назовите главную задачу АПК.
- Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
- Чем занимается 3 звено АПК?
- Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Вы знаете "Пищевая и легкая промышленность". Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру "Горячий стул". В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей ) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)
Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
- Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
- Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
- Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .
- Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
- Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
- География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
- Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
- Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом - инфраструктурным .
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4.Изучение нового материала.
Запись в тетрадях
Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система
Транспорт связь
Железнодорожный
Автомобильный
Авиационный
Трубопроводный
Морской и речной
Электронный
Канатно-подвесной
Гужевой
Сфера обслуживания
-
Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
-
Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
-
Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
-
Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
-
Наука и образование (ВУЗы, школы)
-
Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
-
Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
-
Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
-
Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.
- Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
- Какова задача инфраструктурного комплекса?
- Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
- Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.
- Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
- Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Основная задача транспорта - обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.
(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)
Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.
Пассажирооборот - это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)
б) скорость перевозок
в) комфортность
г) надежность
д) влияние природных условий.
4.Закрепление нового материала.
Работа с картой:
-Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.
- Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск - Алматы - Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)
Практическая работа.
Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:
-
Протяжённость магистрали
-
Направление магистрали.
-
Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
-
Крупные транспортные узлы магистрали.
-
Состав и направление грузопотоков.
-
Перспективы развития магистрали.
5. Задание на дом. п. 37-38, 5 групп:
1. особенности данного вида транспорта
2. доля в грузообороте.
3. главные направления магистралей
4. проблемы, перспективы
5. влияние транспорта на окружающую среду.
1. автомобильный транспорт
2. морской
3. речной
4. авиационный
5. трубопровод