Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-39 9 класс Дата____

Тема: Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».

  2. Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

  3. Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.

  4. Изучить состав транспорта.

Оборудование: уч. за 9 класс, атлас за 9 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
- Назовите главную задачу АПК.
- Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
- Чем занимается 3 звено АПК?
- Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Вы знаете "Пищевая и легкая промышленность". Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру "Горячий стул". В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей ) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)

Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

- Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
- Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
- Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .
- Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
- Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
- География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
- Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
- Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом - инфраструктурным .

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4.Изучение нового материала.

Запись в тетрадях

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

Трубопроводный

Морской и речной

Электронный

Канатно-подвесной

Гужевой

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)

  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

- Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

- Какова задача инфраструктурного комплекса?
- Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
- Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

- Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

- Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта - обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот - это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой:

-Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.

- Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск - Алматы - Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)

Практическая работа.

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:

  1. Протяжённость магистрали

  2. Направление магистрали.

  3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

  4. Крупные транспортные узлы магистрали.

  5. Состав и направление грузопотоков.

  6. Перспективы развития магистрали.

5. Задание на дом. п. 37-38, 5 групп:

1. особенности данного вида транспорта

2. доля в грузообороте.

3. главные направления магистралей

4. проблемы, перспективы

5. влияние транспорта на окружающую среду.

1. автомобильный транспорт

2. морской

3. речной

4. авиационный

5. трубопровод

© 2010-2022