Технологическая карта к уроку

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель географии МКОУ «Русско-Пореченская основная общеобразовательная школа» Выдрина Л.Г.

Тема урока «Население Курской области»

Тип урока:комбинированный

Формы работы:Фронтальная, работа в группах, индивидуальная

Цель урока:Рассмотреть, как шел процесс заселения Курской области, какова численность населения; национальный состав, распределение населения между городом и селом.

Формировать навыки работы с картами, диаграммами, статистическими материалами.

Воспитывать интерес к изучению родного края.

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Предметные:Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и передачу необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

Метапредметные:Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Личностные:Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Методы обучения:создание проблемной ситуации; организация частично-поисковой и исследовательской деятельности школьников; создание условий для развития познавательной активности учащихся, их самостоятельности в оценке географических фактов и явлений.

Оборудование: учебник, атлас Курской области, контурные карты Курской области,статистический материал, административная карта Курской области, политическая карта России

Дидактическая структура (этапы урока,время)

Смысловой блок

(содержание)

Методы и формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1.Организационный этап

Представь себе, что мысли в твоей голове - это лучи света. А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе, пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе.

Организационно-мотивационный

Показывает упражнение для настройки на работу

Готовят рабочее место, Выполняют упражнение

Психологическая настройка детей. Положительная мотивация урока.

Создание «ситуации успеха».

2.Актуализация знаний учащихся

Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

- Кто из вас может объяснить значение таких слов как население, рождаемость, смертность, естественный прирост, миграции.

- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать?

Беседа,создание проблемных ситуаций

Предлагает актуализировать имеющиеся по теме «население»знания:рождаемость, смертность, естественный прирост, религиозный состав, национальный состав, миграции, города, сельские населенные пункты)

Предлагают варианты ответов, размышляют, дискутируют, делают содержательные обобщения по ранее изученному материалу.

Предлагают варианты новой темы.

Поиск и выделение необходимой информации.

3.Целеполагание

Мы сегодня должны выяснить как шел процесс заселения Курской области, какова численность населения; национальный состав, распределение населения между городом и селом

Подготовка к восприятию нового материала, к активному и сознательному усвоению, постановка проблемных задач

Предлагает самостоятельно сформулировать тему и цель урока, затем показывает название темы и правильную формулировку цели и задач на слайдах презентации

(Приложение 2, слайды 1-3)

Обучающиеся пытаются сформулировать цель урока, записывают её в тетрадь

Формулирование темы и цели урока (П).

Осознание цели урока (М)

4. Планирование

1.Из истории формирования населения области

2.Численность населения.

3. Миграции

4. Плотность населения.

5. Национальный состав.

6 Городское и сельское население.

7. Трудовые ресурсы.

использование презентации

Знакомит обучающихся с планом изучения нового материала


Обучающиеся записывают план в тетрадь

5. Открытие нового знания



1.Из истории формирования населения области



2.Численность населения



Давайте назовём причины изменения численности населения

Какие основные причины сокращения численности населения?

  • Войны ( с 1914 по1922 г за годы войны и революции погибло 15 млн.чел, 1933-34 г голод -5 млн.чел, ВОВ 18 млн.чел, Афганская, Чеченская войны).

  • Теракты

  • Болезни (1 место по смертности занимают сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, ЗППП первое место среди которых занимает ВИЧ)85,5%

  • Наркомания

  • Автокатастрофы

  • Увеличение количества пожилых людей

  • Снижение рождаемости)



3. Плотность населения.







4. Национальный состав.





5. Городское и сельское население.

Рассказ о городах областного и районного подчинения, о различных сельских населённых пунктах





6. Трудовые ресурсы.

Мы уже знаемчто называют трудовыми ресурсами.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.


Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.


Рассказ ученика по опережающему заданию



Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Задаёт вопросы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу.

Слайд 5



беседа с обучающимися

















просмотр презентации,

работа с картой



работа с картами

использование презентации

работа с контурной картой





беседа с учащимися

предлагает обучающимся прослушать сообщение одноклассника об истории заселения нашего региона

вопрос детям:Откуда мы получаем сведения о численности населения области?

предлагает слайд № 4

Давайте вспомним























предлагает обучающимся слайд № 6-8 ;

детям предложена работа с контурной картой(показать территории области с наибольшей плотностью населения)

слайд № 9

предлагает просмотр презентации слайд № 10-11

с дальнейшим обсуждением и выполнением заданий на карте



найти на карте все города области и нанести их на контурную карту.

Просит назвать типы населённых пунктов.

слайды 12-16

Предлагает назвать типы сельских поселений своего МО



побуждает детей проанализировать обеспеченность трудовыми ресурсами нашу область

слушают сообщение одноклассника



обучающиеся отвечают(данные берут из стат. справочников, данных переписи)

дети отвечают на поставленные вопросы





















работают с контурной картой



работают с картами









Обучающиеся называют:

Ответ: село,хутор,деревня





обучающиеся ведут беседу ,высказывают свои мнения по вопросу обеспеченности трудовых ресурсов

Формирование уважительного отношения к иному мнению (Л)



Высказывание суждений, подтверждая их фактами (М)





Формирование устойчивого познавательного интереса (Л)





Формирование устойчивого познавательного интереса (Л)



умение извлекать необходимую информацию (М)









формулирование и аргументирование своего мнения, умение принимать совместное решение.








6. Первичная проверка

понимания



проверка знаний с помощью тестового задания

выполнение заданий на определение плотности населения, использование краеведческого материала в качестве задания

детям предлагаются тестовые задания

выполняют тестовые задания ,затем идёт взаимопроверка

умение правильно оценить себя и своего товарища

7. Отработка учебных действий



Самостоятельная работа по группам:

1 группа выполняет задания на определение густонаселённых районов;

2 группа выполняет задания на определение ……

Задаёт задания на закрепление изученного материала (Приложение 2)

Делит класс на две группы и предлагает, пользуясь имеющимся материалом выполнить задания на листочках.

Выполняют работу в группах. Сравнивают правильность выполнения задания по эталону.Оценивают работу, выполненную группой.

8. Рефлексия

Вот и подошел наш урок к концу ,давайте подведем итоги сегодняшнего урока и скажем чего мы смогли достичь, чему смогли научиться

Проверка достижения цели и

задач урока.

Побуждает оценить свою работу на уроке. Учит давать объективную оценку, аргументировать свою точку зрения.

Предлагает дополнить предложение:

Я знаю, что такое …

Я могу …

Я узнал…

Определяют уровень достижений своих результатов, самооценка. Отвечают на вопросы учителя

Ценностное отношение к изучаемой теме (Л)

Умение систематизировать знания по теме «Население (П)

Умение отвечать на вопросы

-умение спрашивать,

- умение управлять (М)

9. Домашнее задание

1.Отметьте на контурной карте 10 городов Курской области .

2. Творческое задание (на выбор):

- Подготовьте рассказ о национальном составе своего населённого пункта.

- Подготовить рассказ о трудовых ресурсах своего населённого пункта

- составить таблицу Численность населения в Муниципальном образовании Пореченского сельсовета и в с.Русское Поречное по возрасту

побуждение к самостоятельному нахождению материала из различных источников

Каждому раздаёт листочек, с заранее написанным на нём домашним заданием (задание объёмное, не поместится в дневник) и проводит инструктаж по его выполнению

Записывают домашнее задание в дневник.



© 2010-2022