Конспект урока Горные породы

Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

Цели и задачи: формировать представление о разрушении в природе горных пород под воздействием определенных факторов.

Развивать устойчивость внимания, т.е. способность сосредоточиться на информации.

Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать чувство любви к природе, желание беречь то, что есть, стараться вносить свой посильный вклад в охрану природы.

Оборудование: физическая карта, таблицы, учебники.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: Наш урок сегодня необычный, т.к. у нас много гостей. Посмотрите на гостей, посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь, пожелайте хороших оценок и удачи.

И чтобы сосредоточить и привлечь ваше внимание, проведем небольшой психологический настрой.

- Посмотрите внимательно, что изображено на иллюстрациях? (горы)

- А какие горы?

1. Высокая гора с зелеными насаждениями.

2. Гора с вечными льдами.

3. Разрушенная старая гора.

- А какая гора вам больше всего нравится?

- Большинство из вас выбрало гору с зелеными насаждениями, почему? (эта гора яркая по цвету, зеленый - цвет жизни, вызывает хорошее настроение)

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

- Ребята, вы сказали, что на картине изображены горы, а какие бывают горы? (молодые, старые, низкие, высокие, разрушение)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Горные породы».

  1. Проверка домашнего задания.

а) - прежде чем перейти к новой теме урока, давайте проверим домашнее задание.

- Что такое горы?

- Какие бывают горы?

- Что мы называем горными хребтами?

- Чем отличаются горы от холмов и возвышенностей?

- Каким цветом горы обозначены на физической карте?

- Кто изучает горы?

- Перед вами физическая карта Казахстана, назовите наиболее известные горы в Казахстане (дети называют горы и показывают на карте):

1. Сарыарка или Казахский мелкосопочник. Наиболее высокий хребет - вершина - Аксаран, 1563 м.

2. Алтайские горы -вершина Белуха, 4506 м.

3. Джунгарский Алатау

4. Заилийский Алатау

5. Таласский Алатау

6. Каратау

7. Улытау

8. Чингизтау

9. Кокшетауские горы

10. Мугоджары

11. Хребет Тарбагатай

12. Тянь-Шань. Самая высокая западная часть в Казахстане - пик Хан-Тенгри, 6995 м.

- А как в переводе на русский язык назван город Алматы?

- А если мы едем в сторону города Талдыкорган или Алматы, какие горы нас окружают? (отроги или продолжение Джунгарского Алатау).

- В окрестностях Алматы, какие есть мировые достопримечательности (ледовый каток - стадион Медео, на северном склоне Заилийского Алатау, Высокогорная лыжная база Чимбулак).

- Предлагаю вам, ребята, посмотреть горные цепи мира.

- Ни один горный массив не похож на другой. Помимо происхождения, состава горных пород, а также высоты склонов, все горы различаются географическим положением, а значит климатическими и другими особенностями, в том числе и близостью к океану.

1. Северная Америка - скалистые горы, хребты Кордильеры.

2. Южная Америка - Анды.

3. Африка - на северо - западе, на востоке - Эфиопское нагорье.

4. Азия - Гималаи.

5. Европа - Альпы.

6. Австралия - на востоке Большой водораздельный хребет.

- Посмотрите на карту, на ваш взгляд, какая самая высокая горная цепь?

Определите по цвету.

- Самый высокий горный хребет - Эверест, или по-другому его называют Джомолунгма (8848 м).

- Несмотря на свою высоту, свою неприступность, первым высоту покорил новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари и его проводник НорейТенцинг 29 мая 1953 года.

- Мы сегодня много говорили о горах. А из чего состоят горы? (из твердых горных пород: гранит, известняк, песчанник).

- Но иногда в твердых горных породах залегает много полезных ископаемых. Сейчас наши ребята загадают загадки, отгадками которым будут полезные ископаемые.

* Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (гранит)

* Он черный, блестящий,

Помощник настоящий.

Он несет в дом тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (уголь)

* Покрывают им дороги,

Улицы в селении.

А еще он есть в цементе,

Сам он - удобрение. (известняк)

* Он на дорожках, во дворе,

Он очень нужен детворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (песок или песчанник)

* Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги;

А сделать чашку или вазу,

Она понадобится сразу. (глина)

- Молодцы, угадали! Но посмотрите какие еще полезные ископаемые залегают в горных районах?

- Из каких бы горных пород не состояли горы, они медленно и постепенно разрушаются. И сегодня мы с вами узнаем о силах, которые разрушают горные породы. Это и есть основная тема нашего урока.

III. Новая тема

- Вы сказали, что горы состоят из твердых горных пород, из частиц, крепко скрепленных между собой. Их очень трудно разбить или разъединить.

Ночью, как вы знаете, в горах очень холодно, а за ночью наступает день и яркие лучи солнца добираются до скалы. В течение суток температура воздуха резко меняется. Еще больше перепады температуры характеризуют времена года. От смены температуры на поверхности горных пород образуются трещины. Осенью или весной вода в трещинах ночью замерзает. Что происходит, когда вода превращается в лед? (она расширяется, увеличивается в объеме, даже стекло лопается)

- Значит, превращаясь в лед, она расширяется и раздвигает стенки трещин. Это привод к увеличению трещин в горных породах.

Значит, вода и солнце разрушают горы.

А есть горы, которые покрыты растительностью. А ведь горы из камней и очень твердые. Как же там появились деревья и кустарники?

Семена растений очень мелкие, ветер заносит их в трещины, вот они и проросли. В этом случае помог заселить растительностью ветер. Растения прорастают, корни увеличиваются, что тоже способствует разрушению скал.

Ветер тоже участвует в разрушении горных пород, а именно, при сильном ветре миллион песчинок с силой ударяют о скалы и выбивают на поверхности скал углубления. Поэтому раздробление и размельчение горных пород называется выветриванием.

Так, горные породы с каждым годом все больше и больше разрушаются, они буквально разваливаются на глыбы и от них остается песок и глина. Этот процесс идет очень медленно, а точнее тысячелетиями, миллионами лет.

Вот мы достигли цели урока. Нам нужно немного отдохнуть. А куда мы поедем с вами отдыхать? (конечно, в горы)

Дети встают делать зарядку.

Зачем люди едут в горы?Как нужно вести себя на природе?

IV. Работа по учебнику.

Мы достигли цели урока, но совпадают ли наши выводы с выводами учебника? Сейчас мы прочитаем и узнаем (чтение детьми цепочкой)

- Есть ли в учебнике что-то новое, чего мы не охватили при объяснении нового материала?

V. Работа в тетради.

- Чтобы подытожить нашу работу, давайте поработаем в тетради.

Оформление тетрадей.

- Начертим в тетради таблицу, которая так и называется: «разрушение горных пород».

Разрушение горных пород

(колебания температуры. Вода. Ветер. Растения)

VI. Просмотр фильма.

- В природе существуют явления, которые не только разрушают горные породы, но и уносят десятки, сотни, тысячи человеческих жизней.

Что же это за явления?

  1. Извержение вулкана.

  2. Землетрясение.

  3. Сель в гора.

  4. Снежные лавины.

- Просмотрите фильмы:

1. Извержение вулкана на Камчатке.

2. Селевой поток в Дагестане.

3. Землетрясение в Китае.

4. Снежная лавина на Тянь-Шане.

VII. Написание теста.

Взаимопроверка.

VIII. Подведение итогов.

IX. Итог.

  1. Что происходит при превращении воды в лед?

а) вода, превращаясь в лед, расширяется.

б) вода, превращаясь в лед, сжимается.

в) с водой при превращении в лед ничего не происходит.

2. Что происходит с камнями при нагревании?

а) камни при нагревании расширяются.

б) камни при нагревании сжимаются.

в) с камнями при нагревании ничего не происходит.

3. За счет чего в скалах и камнях образуются трещины?

а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни.

б) за счет остывания скал, камней по ночам.

4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

а) животные.

б) растения.

в) грибы и микробы.

5. Что образуется при разрушении скал, камней?

а) песок и глина.

б) мрамор и гранит.

в) вода и газ.

















© 2010-2022