- Преподавателю
- География
- Конспект урока Горные породы
Конспект урока Горные породы
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильченко О.Д. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Цели и задачи: формировать представление о разрушении в природе горных пород под воздействием определенных факторов.
Развивать устойчивость внимания, т.е. способность сосредоточиться на информации.
Развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать чувство любви к природе, желание беречь то, что есть, стараться вносить свой посильный вклад в охрану природы.
Оборудование: физическая карта, таблицы, учебники.
Содержание урока:
-
Организационный момент.
Учитель: Наш урок сегодня необычный, т.к. у нас много гостей. Посмотрите на гостей, посмотрите в глаза друг другу, улыбнитесь, пожелайте хороших оценок и удачи.
И чтобы сосредоточить и привлечь ваше внимание, проведем небольшой психологический настрой.
- Посмотрите внимательно, что изображено на иллюстрациях? (горы)
- А какие горы?
1. Высокая гора с зелеными насаждениями.
2. Гора с вечными льдами.
3. Разрушенная старая гора.
- А какая гора вам больше всего нравится?
- Большинство из вас выбрало гору с зелеными насаждениями, почему? (эта гора яркая по цвету, зеленый - цвет жизни, вызывает хорошее настроение)
- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.
- Ребята, вы сказали, что на картине изображены горы, а какие бывают горы? (молодые, старые, низкие, высокие, разрушение)
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Горные породы».
-
Проверка домашнего задания.
а) - прежде чем перейти к новой теме урока, давайте проверим домашнее задание.
- Что такое горы?
- Какие бывают горы?
- Что мы называем горными хребтами?
- Чем отличаются горы от холмов и возвышенностей?
- Каким цветом горы обозначены на физической карте?
- Кто изучает горы?
- Перед вами физическая карта Казахстана, назовите наиболее известные горы в Казахстане (дети называют горы и показывают на карте):
1. Сарыарка или Казахский мелкосопочник. Наиболее высокий хребет - вершина - Аксаран, 1563 м.
2. Алтайские горы -вершина Белуха, 4506 м.
3. Джунгарский Алатау
4. Заилийский Алатау
5. Таласский Алатау
6. Каратау
7. Улытау
8. Чингизтау
9. Кокшетауские горы
10. Мугоджары
11. Хребет Тарбагатай
12. Тянь-Шань. Самая высокая западная часть в Казахстане - пик Хан-Тенгри, 6995 м.
- А как в переводе на русский язык назван город Алматы?
- А если мы едем в сторону города Талдыкорган или Алматы, какие горы нас окружают? (отроги или продолжение Джунгарского Алатау).
- В окрестностях Алматы, какие есть мировые достопримечательности (ледовый каток - стадион Медео, на северном склоне Заилийского Алатау, Высокогорная лыжная база Чимбулак).
- Предлагаю вам, ребята, посмотреть горные цепи мира.
- Ни один горный массив не похож на другой. Помимо происхождения, состава горных пород, а также высоты склонов, все горы различаются географическим положением, а значит климатическими и другими особенностями, в том числе и близостью к океану.
1. Северная Америка - скалистые горы, хребты Кордильеры.
2. Южная Америка - Анды.
3. Африка - на северо - западе, на востоке - Эфиопское нагорье.
4. Азия - Гималаи.
5. Европа - Альпы.
6. Австралия - на востоке Большой водораздельный хребет.
- Посмотрите на карту, на ваш взгляд, какая самая высокая горная цепь?
Определите по цвету.
- Самый высокий горный хребет - Эверест, или по-другому его называют Джомолунгма (8848 м).
- Несмотря на свою высоту, свою неприступность, первым высоту покорил новозеландский альпинист Эдмунд Хиллари и его проводник НорейТенцинг 29 мая 1953 года.
- Мы сегодня много говорили о горах. А из чего состоят горы? (из твердых горных пород: гранит, известняк, песчанник).
- Но иногда в твердых горных породах залегает много полезных ископаемых. Сейчас наши ребята загадают загадки, отгадками которым будут полезные ископаемые.
* Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (гранит)
* Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Он несет в дом тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (уголь)
* Покрывают им дороги,
Улицы в селении.
А еще он есть в цементе,
Сам он - удобрение. (известняк)
* Он на дорожках, во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок или песчанник)
* Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги;
А сделать чашку или вазу,
Она понадобится сразу. (глина)
- Молодцы, угадали! Но посмотрите какие еще полезные ископаемые залегают в горных районах?
- Из каких бы горных пород не состояли горы, они медленно и постепенно разрушаются. И сегодня мы с вами узнаем о силах, которые разрушают горные породы. Это и есть основная тема нашего урока.
III. Новая тема
- Вы сказали, что горы состоят из твердых горных пород, из частиц, крепко скрепленных между собой. Их очень трудно разбить или разъединить.
Ночью, как вы знаете, в горах очень холодно, а за ночью наступает день и яркие лучи солнца добираются до скалы. В течение суток температура воздуха резко меняется. Еще больше перепады температуры характеризуют времена года. От смены температуры на поверхности горных пород образуются трещины. Осенью или весной вода в трещинах ночью замерзает. Что происходит, когда вода превращается в лед? (она расширяется, увеличивается в объеме, даже стекло лопается)
- Значит, превращаясь в лед, она расширяется и раздвигает стенки трещин. Это привод к увеличению трещин в горных породах.
Значит, вода и солнце разрушают горы.
А есть горы, которые покрыты растительностью. А ведь горы из камней и очень твердые. Как же там появились деревья и кустарники?
Семена растений очень мелкие, ветер заносит их в трещины, вот они и проросли. В этом случае помог заселить растительностью ветер. Растения прорастают, корни увеличиваются, что тоже способствует разрушению скал.
Ветер тоже участвует в разрушении горных пород, а именно, при сильном ветре миллион песчинок с силой ударяют о скалы и выбивают на поверхности скал углубления. Поэтому раздробление и размельчение горных пород называется выветриванием.
Так, горные породы с каждым годом все больше и больше разрушаются, они буквально разваливаются на глыбы и от них остается песок и глина. Этот процесс идет очень медленно, а точнее тысячелетиями, миллионами лет.
Вот мы достигли цели урока. Нам нужно немного отдохнуть. А куда мы поедем с вами отдыхать? (конечно, в горы)
Дети встают делать зарядку.
Зачем люди едут в горы?Как нужно вести себя на природе?
IV. Работа по учебнику.
Мы достигли цели урока, но совпадают ли наши выводы с выводами учебника? Сейчас мы прочитаем и узнаем (чтение детьми цепочкой)
- Есть ли в учебнике что-то новое, чего мы не охватили при объяснении нового материала?
V. Работа в тетради.
- Чтобы подытожить нашу работу, давайте поработаем в тетради.
Оформление тетрадей.
- Начертим в тетради таблицу, которая так и называется: «разрушение горных пород».
Разрушение горных пород
(колебания температуры. Вода. Ветер. Растения)
VI. Просмотр фильма.
- В природе существуют явления, которые не только разрушают горные породы, но и уносят десятки, сотни, тысячи человеческих жизней.
Что же это за явления?
-
Извержение вулкана.
-
Землетрясение.
-
Сель в гора.
-
Снежные лавины.
- Просмотрите фильмы:
1. Извержение вулкана на Камчатке.
2. Селевой поток в Дагестане.
3. Землетрясение в Китае.
4. Снежная лавина на Тянь-Шане.
VII. Написание теста.
Взаимопроверка.
VIII. Подведение итогов.
IX. Итог.
-
Что происходит при превращении воды в лед?
а) вода, превращаясь в лед, расширяется.
б) вода, превращаясь в лед, сжимается.
в) с водой при превращении в лед ничего не происходит.
2. Что происходит с камнями при нагревании?
а) камни при нагревании расширяются.
б) камни при нагревании сжимаются.
в) с камнями при нагревании ничего не происходит.
3. За счет чего в скалах и камнях образуются трещины?
а) за счет нагревания скал, камней в теплые солнечные дни.
б) за счет остывания скал, камней по ночам.
4. Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?
а) животные.
б) растения.
в) грибы и микробы.
5. Что образуется при разрушении скал, камней?
а) песок и глина.
б) мрамор и гранит.
в) вода и газ.