Планирование по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);

- Положением о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по географии (5-9 классы), авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева - М.: Просвещение , 2012г. и ориентирована на использование учебника: География. Россия: природа, население, хозяйство, 8 класс, авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева - М.: Просвещение, УМК «Сферы», 2013г., который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» - сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования направлено на решение следующих задач:

  • сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве.

География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Основная цель географии в системе общего образования - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения - 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа - комплексная географическая характеристика России через триаду «природа - население - хозяйство». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела - его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Региональный компонент включён в тему «Природа России» (выполнение практических работ на примере своей местности: «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых», «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей», «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса», «Характеристика почвенных ресурсов своей местности», «Сравнительная характеристика природно - хозяйственных зон», «Определение особо охраняемых природных территорий своего района»).

Результаты изучения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

1. гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

  1. осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  2. осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

  3. представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  4. осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  5. осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

  1. умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

  2. эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

  3. патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

  4. уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

  5. готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

- умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  1. самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности;

  2. выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  3. составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  4. подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

  5. работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

  6. планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

  7. работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);

  8. свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

  9. в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

  10. самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  11. уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

  12. организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

  13. умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

  1. анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

  2. давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  3. осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

  4. обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

  5. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  6. создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  7. представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;

  8. преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата;

  9. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;

  10. самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности;

  11. уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей; уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  1. осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;

  2. освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  3. использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;

  4. использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Коммуникативные УУД:

  1. отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

  2. в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  3. учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  4. понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  5. уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения курса являются следующие умения:

1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

2. Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

  1. Использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  1. Использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  1. Понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 класс

(70 ч, 2 часа в неделю)


ВВЕДЕНИЕ - 1 час

Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Комплексное изучение России во всем ее многообразии и контрастности.

Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ - 8 часов

Границы России. Государственная территория России. Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Воздушное пространство. Территориальные воды. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации. Соседи России.

Размеры территории России. Часовые пояса. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.

Размеры и конфигурация территории, их влияние на жизнь и деятельность населения. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Географическое положение России. Виды и особенности. Сравнение физико-географического положения России с положением других государств. Влияние физико-географического положения на природу, население и хозяйство страны.

Россия в мире. Жизненное пространство России. Сравнение с другими государствами мира по основным показателям: территориальному, человеческому, природному, экономическому и экологическому потенциалу. Россия и Содружество независимых государств (СНГ). Россия и международные организации.

Освоение и изучение территории России. Формирование, освоение территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. История изучения территории России. Современные географические исследования. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы.

Районирование - важнейший метод географической науки. Факторы формирования районов. Виды районирования.

Административно-территориальное устройство России. Функции административно-территориального деления. Россия - федеративное государство. Разнообразие субъектов Федерации. Административно-территориальное устройство России. Федеральные округа.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России».

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады».

Практическая работа №3 «Анализ административно территориального деления России».

Тема 2. ПРИРОДА РОССИИ - 46 часов

Природные условия и ресурсы. Понятия о природных условиях и природных ресурсах. Классификации природных ресурсов.

Рельеф и недра. Геологическое летосчисление. Этапы формирования земной коры на территории России. Современное тектоническое строение, его связь с рельефом.

Особенности размещения равнин и гор в России. Основные внутренние и внешние процессы формирования рельефа. Тектонические движения, районы проявления землетрясений и вулканизма.

Формирование рельефа в результате деятельности поверхностных вод и ветра. Древнее оледенение и ледниковые формы рельефа.

Изучение и освоение российских недр. Минеральные ресурсы: размещение, виды, использование. Стихийные природные явления в земной коре и на ее поверхности, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение земной коры и рельефа в результате человеческой деятельности. Рациональное использование и охрана ресурсов недр.

Климат. Географическое положение и климат. Климатообразующие факторы на территории России: географическая широта, близость морей и океанов, циркуляция воздушных масс. Свойства подстилающей поверхности, особенности рельефа, их воздействие на климат.

Солнечная радиация: распределение, воздействие на климат. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. Распределение температур, осадков и увлажнения на территории России.

Климатические пояса и типы климатов России. Комфортность климатических условий. Адаптация людей к различным типам климата, его влияние на хозяйственную деятельность людей.

Агроклиматические ресурсы. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Охрана воздушного бассейна.

Внутренние воды и моря. Воды России как составная часть мировой гидросферы.

Моря разных океанов, омывающие побережья России. Особенности природы морей, их хозяйственное использование.

Воды суши, их виды и запасы на территории России. Основные речные бассейны и системы. Бассейны стока рек. Влияние рельефа и климата на сток, характер течения и режим рек. Крупнейшие озера и водохранилища, их происхождение и размещение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота, ее распространение по территории страны и влияние на природу и хозяйство.

Обеспеченность водными ресурсами: неравномерность распределения, рост потребления, загрязнение. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Опасные природные явления, связанные с гидросферой, их предупреждение. Ресурсы морей, проблемы их использования.

Растительный и животный мир. Российская часть биосферы. Особенности и разнообразие растительного и животного мира России. Зональные и незональные факторы размещения. Биологические ресурсы, их богатство и рациональное использование. Охрана растительного и животного мира.

Почвы. Роль почвы в природе. Состав и свойства почв, факторы почвообразования. Основные типы почв страны, их особенности и размещение. Почвенные ресурсы России. Эрозия, мелиорация земель, рациональное использование и охрана почв.

Природно-хозяйственные зоны России. Разнообразие природных территориальных комплексов. Природные районы и природные зоны. Преобразование природных зон в природно-хозяйственные. Взаимосвязь и взаимообусловленность природных компонентов, расселения населения и основных видов хозяйственной деятельности в природно-хозяйственных зонах: арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Освоение и изменение зон в результате хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы. Горные области: характер высотной поясности, население, особенности освоения. Рациональное природопользование. Особо охраняемые природные территории.

Практические работы:

Практическая работа №4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых» (на примере своей местности).

Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям».

Практическая работа № 6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей».

Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны».

Практическая работа №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны».

Практическая работа №9 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса» (на примере своей местности).

Практическая работа № 10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности».

Практическая работа №11 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно - хозяйственных зонах».

Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика природно - хозяйственных зон»

Практическая работа №13 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района».

Тема 3. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ - 13 часов

Численность населения. Динамика численности населения. Переписи населения. Геодемографическое положение России. Воспроизводство и механический прирост российского населения на разных исторических этапах. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Прогнозы изменения численности населения России и демографические проблемы страны.

Половой и возрастной состав населения страны. Соотношение мужчин и женщин. Продолжительность жизни россиян. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида, причины ее своеобразия в России.

Народы, языки и религии России. Многонациональность - важнейший фактор формирования и развития России. Национальный и языковой состав России. Наиболее многонациональные районы России. Русский язык - язык межнационального общения. География основных религий.

Расселение населения. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Средняя плотность населения страны. Основная зона расселения. Размещение населения в зоне Севера. Городское и сельское население. Городские поселения. Размещение городов по территории, их функции. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения, их различия.

Миграции населения. Миграции, их типы и причины возникновения. Основные направления миграций на разных этапах развития страны. Роль миграций в условиях сокращения численности населения России.

Практические работы:

Практическая работа №15 «Разработка проекта «Мой населённый пункт».

Практическая работа № 16 «Характеристика особенностей движения населения России».

ОБОБЩЕНИЕ - 2часа

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим можно не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

Тематический план курса

8 класс


Основные разделы

Количество часов

количество

Теоритическая часть

Практическая часть (в т. ч. практические работы)

1.

Введение

1

1

2.

Географическое пространство России

8

5

3

3.

Природа России

46

28

18

Рельеф и недра

8

6

2

Климат

12

7

5

Внутренние воды и моря

8

4

4

Растительный и животный мир

3

2

1

Почвы

4

3

1

Природно - хозяйственные зоны

11

6

5

3

Население России

13

8

5

4.

Обобщение за курс "Россия: природа, население, хозяйство"

2

1

1

Итого:

70

43

27

1 полугодие

32

16

16

2 полугодие

38

27

11

Календарно-тематическое планирование

Тема раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Дата проведения

Характеристика основных видов

деятельности учащихся


Практическая работа

Планируемый результат


Домашнее задание

Примечание

план

факт

Введение (1 ч.)

1

Введение. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

1

Выяснять роль географической науки в решении практических задач страны.

Уметь: использовать различные источники географической информации.

Конспект

Географическое пространство России. (8 часов)

2

Урок №2

Границы России.

1

Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам, наносить их на контурную карту.

Сравнивать морские и сухопутные

границы РФ по протяжённости и

значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами.

Сравнивать протяжённость границ

с разными странами соседями.

Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы.

Составлять описание границ России.

Практическая часть

на контурной карте.

Уметь: показывать и называть факторы, определяющие географиическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ; выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ заселения и освоения на разных исторических этапах, обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

п.1

3

Урок №3

Размеры территории. Часовые пояса. Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России».

1


Сравнивать размеры государственной территории России и других

стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных.

Выявлять на основе анализа схемы преимущества и недостатки больших размеров территории

страны.

Определять положение РФ на карте часовых поясов.

Определять поясное время для разных городов России по карте часовых поясов.

Решать задачи на определение поясного времени с контекстом из

реальной жизни.

Объяснять роль поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве

и жизни людей.

Практическая работа №1 «Определение поясного времени для разных городов России».

п.2, составить задачи

4

Урок №4

Географическое положение. Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады».

1

Анализировать карты и выявлять особенности разных видов географического положения России.

Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России.

Сравнивать географическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны.

Практическая работа №2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады».

п.3, дополнит. литература

5

Урок №5

Россия в мире.

1

Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета) и выявлять

место России в природно-ресурсном потенциале мира.

Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств.

Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы.

Анализировать статистические

данные, содержащиеся в учебнике

и дополнительных источниках информации, о величине ВВП и национального богатства России (в сравнении с другими странами),

решать учебные задачи с контекстом из реальной жизни.

п.4

6

Урок № 6

Освоение и изучение территории России.

1

Выявлять особенности формирования государственной территории

России, изменения её границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах.

Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и

экспедиций по территории России.

Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение

территории России.

Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий.

п.5, зак. интеллект-карту

7

Урок №7 Районирование -основной метод географических исследований.

1

Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления

территории и направлению районирования.

Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов.

п.6

8

Урок №8

Административно-территориальное устройство России. Практическая работа №3 «Анализ административно территориального деления России»

1

Анализировать схему, отражающую функции административно-

территориального деления страны.

Выявлять специфику административно-территориального устройства

Российской Федерации.

Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ.

Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов.

Практическая работа №3 «Анализ административно территориального деления России».

п.7

9

Урок №9

Обобщающий урок по теме «Географическое пространство России».

1

Выполнение заданий, предлагаемых в тетради-тренажёре.

Природа России (59 часа)

Рельеф и недра (8 часов)

10

Урок №10

Природные условия и ресурсы.

1

Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и

возобновимости. Оценивать обеспеченность России

природными ресурсами; объяснять

их значение для развития хозяйства страны.

Определять особенности размещения разных видов природных ресурсов на территории страны.

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные форм рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры использования полезных ископаемых, влияния разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

п.9

11

Урок №11

Формирование земной коры на территории России.

1

Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по тектонической карте, геохронологической таблице и рисункам (моделям).

Наблюдать модель (объект коллекции пособий или электронная модель) строения складок в земной

коре и описывать особенности формирования складчатых структур и

развития основных форм рельефа суши.

Определять способы изображения

основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте России.

Сравнивать тематические карты и

выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит.

п.9

12

Урок №12

Рельеф.

1

Определять особенности рельефа России по физической карте.

Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны.

Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом

на основе сопоставления физической и тектонической карт.

Сравнивать физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействие рельефа на расселение людей.

Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания.

Практическая часть

на контурной карте.

п.10

13

Урок №13

Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов.

1

Анализировать карту новейших

тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф.

Определять по физической и тематическим картам территории распространения землетрясений и вулканизма.

Наносить на контурные карты сейсмические пояса России, действующие и потухшие вулканы.

п.11

14

Урок №14

Изменение рельефа под воздействием внешних процессов.

1

Составлять и анализировать схему,

отражающую перечень внешних сил

и формирующихся под их воздействием форм рельефа на территории

России.

Определять по тематическим картам

границу древнего оледенения и по

физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников.

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования

оврагов, об их географическом распространении, о влиянии на хозяйственную деятельность и способах

борьбы с эрозией.

п.12

15

Урок №15

Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа №4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых» (на примере своей местности)

1

Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением

(осадочные, магматические, метаморфические).

Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их

рационального использования. Наносить на контурные карты

угольные и железорудные бассейны,

нефтегазоносные районы России.

Практическая работа №4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых» (на примере своей местности).

п.13

16

Урок №16

Земная кора и человек.

1

Готовить и обсуждать сообщения

(презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением.

Устанавливать особенности формирования и современного развития

рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых на приме

ре своего региона и своей местности

п.14

17

Урок №17

Обобщающий урок по теме «Рельеф и недра».

1

Обсуждение проблемы воздействия рельефа и полезных ископаемых на жизнь и хозяйственную деятельность людей на

примере своей местности.

Климат (12 ч)

18

Урок №18

Географическое положение и климат.

1

Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость

распределения солнечной энергии от географической широты.

Анализировать климатическую карту мира и определять положение

России по отношению к устойчивым и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления.

Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России.

Знать: определения основных понятий темы, закономерности распределения суммарной солнечной радиации; уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей; объяснять причины возникающих экологических проблем.

п.15

19

Урок №19

Солнечное излучение и климат.

1

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость количества солнечной

радиации от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации.

Определять по картам показатели

суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий.

Решать учебные задачи по расчёту угла падения солнечных лучей на

конкретной территории в дни солнцестояний и равноденствий.

п.16

20

Урок №20

Земная поверхность и климат.

1

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от

особенностей рельефа.

Находить на основе использования

климатической карты России подтверждения влиянию на климат

крупных озёр.

п.17

21

Урок №21

Воздушные массы и их циркуляция.

1

Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и

их свойства», составлять диаграмму повторяемости воздушных масс на каких-либо конкретных территориях.

Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой.

России и находить доказательства

воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количество осадков.

Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических

показателей конкретных территорий от особенностей движения воздушных масс.

п.18

22

Урок №22

Атмосферные фронты.

1

Определять по синоптической карте

особенности погоды для различных пунктов, обусловленные фронтальной деятельностью.

Прогнозировать по синоптической

карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов.

п.19, сост. прогноз погоды по синоптической карте

23

Урок №23

Циклоны и антициклоны.

1

Составлять схему (таблицу), отражающую особенности циклональной и антициклональной погоды в зимний и летний сезоны года.

Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом в своей местности.

Решать познавательные задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды.

п.20

24

Урок №24

Распределение температуры воздуха по территории России.

1

Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для различных пунктов.

Сравнивать ход температурных кривых на климатограммах разных пунктов и объяснять различия.

Составлять по климатическим картам описание изменения значений температур с запада на восток (вдоль

какой-либо параллели) и с севера на юг (вдоль какого-либо меридиана)

п.21

25

Урок №25

Распределение осадков и увлажнения по территории России.

1

Определять по климатическим

картам и климатограммам годовое количество осадков, холодного периода, тёплого периода для различных пунктов.

Сравнивать годовой ход изменения осадков на климатограммах

разных пунктов и объяснять различия.

Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков

по месяцам года для какого-либо пункта.

Составлять по климатическим

картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль

параллели 60°с.ш.

Сопоставлять климатическую карту с картой испарения и испаряемости, объяснять выявленные закономерности.

Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий.

Строить график изменения коэффициента увлажнения на территории России по направлению с севера на юг - от тундры до пустыни.

п.22, решить задачи

26

Урок №26

Климатические пояса и области.

1

Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей.

Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата (средних летних и зимних температур, годового количества осадков, направления ветров).

Описывать разные типы климатов.

Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям (средние температуры января и июля, годовая амплитуда температур, годовое количество осадков и сезон их преимущественного выпадения) в таблично-графической форме.

Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата.

Определять особенности климата региона своего проживания.

п.23, таблица

27

Урок №27

Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям».

1






Выполнение практической работы.

Практическая работа №5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям».

п.23 (повт.), сообщения



28

Урок №28

Климат и человек. Практическая работа № 6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей».

1

Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям нашей страны.

Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения

одной из территорий страны.

Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны

по тематическим картам.

Обсуждать проблемы изменения

климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Практическая работа № 6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей».

п.24

29

Урок №29

Обобщающий урок по теме «Климат».

1

Обсуждение проблем изменения климата под воздействием естественных и антропогенных факторов, мер по сохранению

чистоты воздушного океана на примере региона своего проживания; тестирование.

Сообщения

Внутренние воды и моря (8 ч)

30

Урок №30

Моря.

1

Наносить на контурную карту моря, заливы, проливы, крупнейшие

полуострова и острова.

Анализировать карты и описывать географическое положение морей, ранжировать их по глуби

не, площади, характеру береговой линии.

Описывать положение летней и зимней границы плавучих льдов в Северном Ледовитом океане.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории

изучения и освоения российского сектора Арктики.

Практическая часть

на контурной карте.

Понимать определения основных понятий темы; уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования вод в хозяйственных целях; показывать на карте озера артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; прогнозировать последствия уничтожения болот; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ, объяснять причины возникающих экологических проблем (на примере нашей местности).


п.25, презентации

31

Урок №31 Особенности природы морей.

1

Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт.

Наносить на контурную карту крупнейшие порты каждого из морей.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации проектов о роли морей в

жизни населения и развитии хозяйства России.

п.26

32

Урок №32 Внутренние воды России. Реки.

1

Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов.

Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов,

обозначать крупные реки.

Решать учебные задачи на определение падения и уклона рек. Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам.

Сравнивать реки по объёму годового стока.

Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

Практическая часть

на контурной карте.

п.27

33

Урок №33 Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны».

1

Выполнение практической работы.

Практическая работа №7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны».

34

Урок №34 Озёра, водохранилища, болота.

1

Определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности,

размерам.

Наносить на контурную карту разные типы озёр России.

Определять по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на

контурных картах.

Выявлять положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ.

п.28, презентации

35

Урок №35 Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

Определять по картам основные районы распространения горного и

покровного оледенения, многолетней мерзлоты.

Наносить на контурную карту границу максимального распространения многолетней мерзлоты.

Сопоставлять тематические карты и определять, для территорий каких

климатических поясов и областей характерна мерзлота.

Определять по картам районы распространения сплошной, прерывистой и островной мерзлоты.

п.29, презентации

36

Урок №36 Вода и человек.

1

Оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных

территорий.

Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования.

Определять особенности внутренних вод и меры по их охране в регионе

своего проживания.

Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных

явлений (наводнения, снежные лавины) на жизнь населения и особенности развития хозяйства России.

п.30

37

Урок №37 Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря». Практическая работа №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны»

1

Выполнение практической работы

Практическая работа №8 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны».

Сообщения

Растительный и животный мир (3 ч)

38

Урок №38 Растительный мир.

1

Выявлять факторы, определяющие

состав и разнообразие растительности России.

Определять на основе сопоставления тематических карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные

представители зональных типов растительности (тундровой, лесной, степной).

Решать учебные задачи по определению площади разных видов лесов на территории России

Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесны пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; объяснять значение животного мира в жизни человека; объяснять причины возникающих экологических проблем (на примере нашей местности).

п.31, сообщения (презентации)

39

Урок №39 Животный мир. Практическая работа №9 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса» (на примере своей местности).

1

Выявлять факторы, определяющие

разнообразие состава животного мира России.

Устанавливать характерных для зональных типов растительности России животных.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесённых в Красную книгу, и мерах по их охране (о животном мире региона своего проживания)

Практическая работа №9 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса» (на примере своей местности).

п.32

40

Урок №40 Биологические ресурсы и человек.

1

Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины.

Определять основные биологические

ресурсы лесных и безлесных территорий.

п.33

Почвы (4 ч)

41

Урок №41 Почвы и факторы их образования.

1

Наблюдать образцы почв, выявлять их состав.

Составлять схему «Состав почв».

Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать её примерами непосредственного проявления воздействия

каждого фактора на формирование почвы.

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско- хозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

п.34

42

Урок №42 Основные типы почв России.

1

Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты

и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение.

Определять по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения

на территории страны.

Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв

и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова.

п.35

43

Урок №43 Почвы и человек. Практическая работа № 10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности».

1

Определять структуру земельного фонда России.

Оценивать почвенные ресурсы страны.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных

изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов.

Практическая работа № 10 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности».

п.36

44

Урок №44 Обобщающий урок по теме «Почвы».

1

Практическая часть на контурной карте, тестирование.


Природно - хозяйственные зоны (11 ч)

45

Урок №45 Природные районы и природно-хозяйственные зоны.

1

Определять по картам и схемам особенности географического положения природных районов и природно-хозяйственных зон на территории страны.

Сравнивать природную зональность

крупных природных районов, используя тематические карты.

Решать учебные задачи по определению доли природно-хозяйственных зон в площади страны и численности её населения, выражая

полученные результаты в графической форме.

Знать: что такое природно- хозяйственные зоны? характеристику природных зон, природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы; уметь: описывать природные условия и ресурсы природно- хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.











Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы, анализировать экологические карты России, уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

п.37, презентации

46

Урок №46 Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр.

1

Определять по картам особенности

географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зоны на основе анализа физической карты,

тематических карт компонентов

природы, схем связей компонентов в природных комплексах.

Составлять характеристику природы зоны по типовому плану.

п.38

47

Урок №47 Население и хозяйство в Арктике и тундре.

1

Сопоставлять карты природных зон,

благоприятности природных условий

для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности.

п.39, презентации

48

Урок №48 Природа лесных зон.

1

Определять по картам особенности географического положения зон таёжных и смешанных и широколиственных лесов.

Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов

в природных комплексах.

Составлять характеристику природы зон по типовому плану

п.40

49

Урок №49 Население и хозяйство лесных зон.

1

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и

размещения населения и выявлять причины соответствующей

плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами

хозяйственной деятельности

п.41, презентации

50

Урок №50 Природа лесостепей и степей.

1

Определять по картам особенности

географического положения зон лесостепей и степей.

Выявлять взаимозависимости

между компонентами природы зоны на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов природных комплексов.

Составлять характеристику природы зон по типовому плану.

п.42

51

Урок №51 Население и хозяйство лесостепной и степной зон. Практическая работа №11 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно хозяйственных зонах».

1

Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных

условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон,

связанные с основными видами хозяйственной деятельности. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон,

связанные с основными видами хозяйственной деятельности.

Выявлять особенности размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах

Практическая работа №11 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно хозяйственных зонах».

п.43

52

Урок №52 Засушливые территории России. Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика природно -хозяйственных зон».

1

Определять по картам особенности

географического положения зон полупустынь и пустынь.

Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах.

Составлять характеристику природы зон по типовому плану.

Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности.

Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика природно -хозяйственных зон».

п.44

53

Урок №53 Горные области.

1

Выявлять причинно-следственные

связи между географическим положением и характером высотной поясности территории.

Выявлять особенности проявления

высотной поясности в различных горных системах России.

Выявлять воздействие горного рельефа на расселение людей и хозяйственную деятельность.

п.45, презентации

54

Урок №54 Охрана природы и особо охраняемые территории.

1

Определять виды ООПТ и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий.

Находить информацию (в Интернете и других источниках), готовить и обсуждать презентации о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия на территории России (или проводить практическую работу по определению особо охраняемых природных

территорий района своего проживания).

п.46

55

Урок №55 Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны. Практическая работа №13 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района».

1

Выполнение практической работы.

Практическая работа №13 «Определение особо охраняемых природных территорий своего района».

Население России (13 ч)

56

Урок №56 Численность населения. Почему снижается численность населения.

1

Определять место России в мире по численности населения на основе

статистических данных.

Анализировать графики изменения численности населения во времени.

Сравнивать традиционный и современный тип воспроизводства.

Определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных частях страны, регионе своего проживания.

Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, урбанизация, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица; уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.

п.47, п.48

57

Урок №57 Мужчины и женщины.

1

Выявлять факторы, определяющие

соотношение мужчин и женщин разных возрастов.

Определять половой состав населения России по статистическим данным.

Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах

страны.

Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков

п.49

58

Урок №58 Молодые и старые. Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России».

1

Определять возрастной состав населения России по статистическим данным.

Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России для начала и конца XX в., для разных территорий России, для региона своего проживания.

Сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность

жизни населения.

Практическая работа № 14 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России».

п.50, презентации

59

Урок №59 Народы.

1

Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным.

Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ.

п.51

60

Урок №60 Языки.

1

Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории

России, где они наиболее широко распространены.

Исследовать по картам особенности

языкового состава отдельных регионов России.

п.52

61

Урок №61 Религии.

1

Определять современный религиозный состав населения России по статистическим данным.

Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов России.

Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры православия, ислама, буддизма.

п.53

62

Урок №62 Размещение населения.

1

Выявлять факторы (природные, исторические, социально-экономические), влияющие на размещение населения страны.

Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и

тематическим картам.

Наносить на контурную карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.

п.54

63

Урок №63 Города России. Урбанизация

1

Определять виды городов в России по численности населения, функциям, роли в жизни страны.

Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России.

Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах страны.

Обсуждать современные социальные проблемы малых городов.

Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным.

Определять по тематической карте

территории России с разными показателями урбанизации

п.55

64

Урок №64 Сельские поселения и сельское население. Практическая работа №15 «Разработка проекта «Мой населённый пункт».

1

Определять виды сельских населённых пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны.

Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений.

Определять зональные типы сельских поселений.

Обсуждать современные социальные проблемы сельских поселений.

Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим

данным.

Практическая работа №15 «Разработка проекта «Мой населённый пункт».

п.56, приготов. к защите проектов

65

Урок №65 Защита проектов «Мой населённый пункт».

1

Защита проектов

п.56 (повтор)

66

Урок №66 Миграции населения. География миграций.

1

Определять на основе анализа схем разные виды миграций и вызывающие их причины.

Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России.

Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте.

Определять по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высокими показателями миграционного

прироста и убыли населения.

п.57,п.58

67

Урок №67 Практическая работа № 16 «Характеристика особенностей движения населения России».

1

Выполнение практической работы.

Практическая работа № 16 «Характеристика особенностей движения населения России».

п.57, п.58 (повтор)

68

Урок №68 Обобщающий урок по теме «Население России».

1

Тестирование, обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Вопросы для обсуждения», учебник,

с. 158.

подготов. к проверочной работе

Обобщение за курс "Россия: природа, население, хозяйство" (2 часа)

69

Урок №69 Итоговая проверочная работа за курс "Россия: природа, население, хозяйство".

1

Выполнение творческих заданий, тестирование.


70

Урок №70 Экскурсия в лесопарковую зону Сайма.

1

Экскурсия

Практическая часть. Экскурсия в лесопарковую зону Сайма.







Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Мишняева Е.Ю., Ольховская Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер, 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

Барабанов В.В. География Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

География. Россия: природа, население, хозяйство Атлас. 8 класс. М.: Просвещение,2012

География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс. М.: Просвещение,2012

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Рабочие программы. 5-9 класс. Предметная линия учебников "Сферы". ФГОС" Авторы: Дронов Виктор Павлович, Савельева Людмила Евгеньевна. Издательство: Просвещение, 2011 г.

Учебник, учебное пособие

География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс, авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева, М.: Просвещение, УМК «Сферы»,2013 г.

Рабочая тетрадь для обучающихся

Дидактический материал

Мишняева Е.Ю., Ольховская Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер, 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

Барабанов В.В. География Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

География. Россия: природа, население, хозяйство Атлас. 8 класс. М.: Просвещение,2012

География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс. М.: Просвещение,2012

Электронное приложение к УМК

География. Россия: природа, Население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, М.: Просвещение,2013

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Мишняева Е.Ю., Ольховская Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер, 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

Барабанов В.В. География Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2013

Методическое пособие с поурочными разработками

Методические рекомендации География. 8 класс mioo.ru/ml-geografii/

Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

ru.wikipedia.org/wiki

nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

rgo.ru/ - Планета Земля

sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Электронный учебник «Энциклопедия Кирилла и Мифодия». География 8 класс.

Дополнительная литература для обучающихся

Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009

Энциклопедия для детей. География. -М.: Аванта +, 2000

Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002

Географические открытия: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2007

Земля и Вселенная. - М.: Махаон, 2010

Вулканы: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2006

Горы: детская энциклопедия. - М.: Махаон, 2009

Моря и океаны: энциклопедия. - М.: Махаон, 2010

Живой мир: энциклопедия. - М.: Росмэн, 2008

Большая энциклопедия природы. - М.: Росмэн, 2008
























Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Учащийся научится:

Называть и (или) показывать:

  • основные средства и методы получения географической информации:

  • субъекты Российской Федерации;

  • пограничные государств;

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

  • границы часовых поясов:

  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

  • распределение рек страны по бассейнам океанов;

  • основные области современного оледенения и крупные ледники:

  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны;

  • народы, наиболее распространенные языки, религии;

  • примеры рационального и нерационального размещения производства;

  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

  • экологически неблагополучные районы России:

  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;

  • разницу в поясном времени территорий;

  • погоду по синоптической карте;

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

  • особенности быта и религии отдельных народов.

Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем

  • страны;

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • как составляют прогноз погоды;

  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

  • разнообразие природных комплексов на территории страны;

  • различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;

  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

  • объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис»; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

Учащийся получит возможность научиться:

Оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;

  • экологическую ситуацию в стране, регионе

  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

Использовать знания:

  • в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • при оценивании информации географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • при принятии необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса


Результаты образовательного процесса

формы контроля

Личностные

Наблюдение, проекты

Метапредметные

Самопроверка, взаимопроверка

Предметные

Индивидуальный, групповой, фронтальный контроль (устный опрос, беседа, тестовая работа и т.п.)


В соответствии с надпредметной программой «Формирование ИКТ-компетентности» для обучающихся 8 классов акцент сделан на такой вид деятельности школьника, как работа с компьютером.

1. Заполнение или составление схем, таблиц.

2. Выполнение творческого задания, результатом которого является «буклет», электронная презентация, сообщение.

3. Вычленение информации с использованием Интернета и других источниках и оценка её истинности.

4. Выполнение практических работ.

Образовательные технологии, используемые на учебных занятиях:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • исследовательские методы обучения;

  • ТРИЗ;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии критического мышления.





© 2010-2022