Разработка урока Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере (10 класс)

Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни – биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития. Задачи урока:1.Сформировать понятие «ноосфера» как самую высшую, развитую ступень биосферы (по Вернадскому).2.Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся.3.Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем.
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Понятие биосферы, ее состав, структура, понятие о ноосфере.

Цель урока: Закрепить имеющиеся знания учащихся из курса физической географии, биологии об оболочке жизни - биосфере, о её границах, составе и структуре, о периодах развития.

Задачи урока:

  1. Сформировать понятие «ноосфера» как самую высшую, развитую ступень биосферы (по Вернадскому).

  2. Показать связь биосферы и экологии по вопросам охраны ОС и биосферы; способствовать экологическому просвещению и воспитанию учащихся.

  3. Учить выделять в изучаемом материале главное, находить пути решения проблем.

Тип урока: закрепление и изучение новых знаний о биосфере Земли.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый.

Ход урока.

  1. Вводно- мотивационная часть.

  2. Психологический настрой учащихся:

Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

В ходе урока мне будет приятно, если вы продемонстрируете свою эрудицию, умение работать с картой и умение извлекать при ее анализе информацию, умение выделять только главное и существенное. Ваши умения и навыки будут основными критериями при оценивании вашей работы на уроке.

  1. Подведение к изучению новой темы:

Биосфера - ноосфера

Это сферы, сферы веры

И надежда там в порядке

Где любовь играет в прятки.

Биосфера - ноосфера

Две сестрицы в одном теле.

И попробуй, разберись,

Что за чудо эта жизнь.

Ребята, как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить? Какую тему изучим? (Ответы учащихся)

Как изучение данной темы можно связать с жизнью? (Биосфера- это живая оболочка Земли, если ее не охранять исчезнет все живое на планете, а как всем известно человек-это составная часть биосферы.)

  1. Актуализация знаний учащихся:

Давайте вспомним некоторые понятия и определения, которые пригодятся нам сегодня на уроке.

  1. Какие оболочки Земли вы знаете?

  2. Что означает слово «биосфера»?

  3. Как происходит взаимосвязь компонентов в биосфере?

  4. Каково значение биосферы?

  5. Продолжите предложение: Биосфера для меня - это...

Вступительное слово учителя.

 Дорогие друзья! Удивительна природа Земли. Из космоса она кажется голубой - столько на ней воды. А какие высокие горы опоясывают материки, равнины, по которым текут реки и на которых расположены города. И воздушное одеяло, согревающее нашу Землю и защищающее её от попадания небесных тел и от солнечных лучей. И всё это великолепие заселено живыми организмами: растениями, животными, человеком. Благодаря этому Земля отличается от всех планет Солнечной системы.

Об этой удивительной оболочке - биосфере сегодня наш урок. С вашей помощью мы вспомним состав и строение биосферы, этапы её развития, экологические проблемы охраны биосферы.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Организация групповой работы:

 А чтобы на уроке успеть рассмотреть и обсудить все вопросы, связанные с биосферой, предлагаю каждой группе поработать самостоятельно над заданиями, при этом использовать не только §13 учебника географии, но и дополнительным материалом.

Работа в группах по заданиям учителя.

I группа. Задание: используя §13 учебника географии, учебник 6 класса и дополнительный материал по теме, составьте опорную схему «Биосфера - оболочка жизни. Её границы».

 Подумайте над проблемой: (1) в истории Земли всегда ли существовала биосфера? При каких условиях она может прекратить своё существование?

Предложите свои конкретные пути решения по охране биосферы.

 Ответ обоснуйте.

II группа. Задание: используя §13 учебника географии, абзац 2, составьте опорную схему «Состав и структура биосферы».

 Подумайте над проблемой: (2) в какой части Мирового океана показатель биологической продуктивности выше, почему? Какие мероприятия проводятся в целях охраны биосферы? Какие объекты взяты под охрану в нашей области?

Сделайте выводы.

III группа. Задание: пользуясь текстом учебника §13, абзац 3 и дополнительный материал, составьте опорную схему «Периоды развития биосферы».

 Подумайте над проблемой: (3) какие условия способствовали переходу биосферы в ноосферу? Есть доказательства перехода в ноосферу? Завершён ли этот процесс в настоящее время?

Кто ввел этот термин? Что он означает? Какие экологические проблемы существуют в биосфере?

 Ответ обоснуйте.

VII. Закрепление знаний.

Тестирование.

1. Биосфера возникла благодаря:

а) микроорганизмам;

б) растениям;

в) животным;

г) всему перечисленному выше.

2. По мнению учёных, в какой среде появились первые живые организмы:

а) в земной коре;

б) в воде;

в) в воздухе;

г) в ледниках.

3. В биологическом круговороте продуктами (производителями) считаются:

а) животные;

б) растения;

в) микроорганизмы;

г) все вместе выше перечисленные организмы.

4. 70% общей биомассы Мирового океана составляют:

а) зоопланктон;

б) нектон;

в) бентос;

г) фитопланктон.

5. На материках 99% всей биомассы составляют:

а) зелёные растения;

б) микроорганизмы;

в) млекопитающие;

г) птицы.

6. Основатель учения о биосфере- это:

а) Э. Зюсс;

б) Ч. Дарвин;

в) В. Вернадский;

г) Э. Леруа.

7. Благодаря этому процессу происходит преобразование в листьях зелёных растений неорганических веществ в органические:

а) биологическому круговороту;

б) фотосинтезу;

в) круговороту воды;

г) солнечной радиации.

8. Наиболее важные мероприятия ЮНЕСКО в рамках программы «Человек и биосфера»  это создание:

а) памятников природы;

б) заказников;

в) национальных природных парков;

г) биосферных заповедников.

9. Круговороты веществ, в том числе и биологический, на Земле происходят благодаря:

а) Мировому океану;

б) солнечной энергии;

в) живым организмам;

г) горным породам.

Ответы: 1г; 2б; 3б; 4г; 5а; 6в; 7б; 8г; 9б.

  1. Домашнее задание: §13, ответы на вопросы (устно), задание 7.

Итог урока: Что нового сегодня узнали на уроке?

  1. Рефлексия.

  2. Сегодня на уроке я:

научился (-ась)…

было интересно…

было трудно…

Урок привлек меня тем…

Своей работой на уроке я:

доволен

не совсем доволен

я не доволен, потому что…


  1. Комментирование и выставление оценок.


© 2010-2022