Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику Домогацких

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

23





















































Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по географии для 5-10 классов автора Е.М. Домогацких, «Русское Слово», 2010

Рабочая программа предназначена для изучения географии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «География. 9 класс», авторы Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса географии в 9 классе в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы


1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по географии.

2.Авторская программа основного общего образования по биологии, 9 класс, автор Е.М. Домогацких Программа по географии. 5-10 классы. - М.: Русское Слово, 2010.

3.Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает цикл географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Практических работ -17.

В 4 четверти 10 часов отведено на изучение географии Кемеровской области

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.



Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.






Учебно-тематический план

Название темы

Всего часов

Количество часов


теория

практика

Экономическая и социальная география

1

1

-

Россия на карте мира. Природные условия

и ресурсы России

8

6

2

Население России

10

7

3

Хозяйство России

20

14

6

Экономические районы России

14

9

5

Страны Ближнего Зарубежья

4

3

1

Место России в хозяйственной системе современного мира

1

1

-

География Кемеровской области

10


10

-

Итого

68

51

17









Содержание программы

НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

9 КЛАСС (68 часов)

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс - главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ ( 8 часов)

Тема 1. Россия на карте мира.

Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV-XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства - основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Тема 2. Население России (10 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Обобщение и контроль знаний по теме «Население России»

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Тема 3. Хозяйство России (20 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (14 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.

Калининградская область - самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Обобщение и контроль знаний по теме : «Экономические районы России»

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (4 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия - основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина - крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство - основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия - хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан - страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы - база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (1 час)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

География Кемеровской области (10 часов)








Контроль знаний

Четверть


Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа






Тест






Практическая работа

















Оценка самостоятельных письменных и практических работ по географии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

  2. Допустил не более одного недочета

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  2. Не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

  2. Если правильно выполнил менее половины работы.

  3. Не приступил к выполнению работы.

  4. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Критерии и нормы устного ответа по географии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.

Оценка умений проводить наблюдения по географии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).

  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

4. Не владеет умением проводить наблюдение.









Календарно-тематическое планирование



Изучаемый раздел (тема)

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Коррекция (примечания)

Введение. Экономическая и социальная географии 1 час

1

Предмет экономическая и социальная география

1.09


Россия на карте мира. Природные ресурсы и условия России 8 часов

2

Формирование территории России

4.09


3

Экономико-географическое положение России

Пр.р.№1

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

8.09


4

Административно-территориальное устройство

11.09


5

Экономическое районирование территории России

Пр. р. №2

Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и ж/д, трубопроводами и водными путями

15.09


6

Природные условия России.

18.09


7

Природные ресурсы России

22.09


8

Хозяйственная деятельность и влияние промышленности, транспорта на природные комплексы

25.09


9

Обобщение по теме. Зачет

29.09


Население России 10 часов

10

Численность населения России и ее динамика

2.10


11

Пр. р. №3

Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев

6.10


12

Размещение населения. Две зоны расселения.

Пр. р.№4 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации

9.10


13

Миграции населения и их причины.

13.10


14

Городское и сельское население. Урбанизация.

16.10


15

Городское и сельское население. Урбанизация.

20.10


16

Этнический и религиозный состав населения России

23.10


17

Пр.р.№5 Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально- территориальных образований»

27.10


18

Трудовые ресурсы и рынок труда.

30.10


2 четверть

19

Обобщение по теме Тест.

10.11


Хозяйство России

20 часов

20

Национальная экономика

13.11


21

Факторы размещения производства

Пр. р. №6

Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства

17.11


22

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность

20.11


23

Нефтяная и газовая промышленность

24.11


24

ТЭК: угольная промышленность ,

27.11


25

Пр. р. №7

Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

1.12


26

ТЭК: электроэнергетика

4.12


27

Металлургический комплекс черная металлургия

8.12


28

Пр. р.№8

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных

11.12


29

Металлургический комплекс :цветная металлургия

15.12


30

Пр.р.№9

Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности

18.12


31

Машиностроение

22.12


32

Пр.р. №10

Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения

25.12


3 четверть

33

Химическая промышленность

12.01


34

Лесная промышленность

15.01


35

Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство

19.01


36

Зональная специализация сельского хозяйства

Пр. р. №11

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства

22.01


37

Пищевая и легкая промышленность

26.01


38

Транспорт России

Нематериальная сфера хозяйства

29.01


39

Обобщение и контроль знаний по теме «Хозяйство России»

2.02


Экономические районы России 14 часов

40

Северный экономический район

5.02


41

Северо-Западный экономический район Пр.р. №12

Экономико-географическая характеристика территории Ленинградской области по типовому плану

9.02


42

Калининградская область Пр. р. №13

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района

12.02


43

Центральный экономический район

Пр. р.№14

Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов

16.02


44

Центрально-Черноземный экономический район.(ЦЧР)

19.02


45

Волго-Вятский экономический район

23.02


46

Северо-Кавказский экономический район Пр.р. №15

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

26.02


47

Поволжский экономический район

2.03


48

Уральский экономический район

5.03


49

Западно-Сибирский экономический район

12.03


50

Восточно-Сибирский экономический район

16.03


51

Пр. р.№16

Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов

19.03


4 четверть

52

Дальневосточный экономический район

2.04



53

Урок обобщения по теме: «Экономические районы»

6.04


География Кемеровской области

10 часов

54

ЭГП Кемеровской области

9.04


55

Природные ресурсы как фактор формирования хозяйства

13.04


56

История освоения территории Кемеровской области

16.04


57

Изменение численности, естественное и механическое движение населения

20.04


58

Половозрастная структура населения и трудовые ресурсы

Размещение населения

23.04


59

Общая характеристика промышленности Кемеровской области

27.04


60

Ведущие отрасли промышленности

Другие отрасли промышленности Кемеровской области

30.04


61

Сельское хозяйство Кемеровской области

4.05


62

Транспорт. Историко-культурный потенциал Кемеровской области

7.05


63

Обобщение по теме «География Кемеровской области.

11.05


Страны ближнего зарубежья

4часа

64

Страны Балтии и Белоруссии

14.05


65

Украина и Молдавия

18.05


66

Страны Закавказья

Пр. р. №17

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией

21.05


67

Страны Центрально-Азиатского региона



Место России в хозяйственной системе современного мира

1 час

68

Место России в хозяйственной системе современного мира










Перечень учебно-методического обеспечения


1 Библиотека школьника. В.И.Евдокимов. География. Полный курс в географических диктантах. изд.-М.: Московский Лицей 2004г

2. Современный урок географии. Методические разработки уроков. изд.-М.: Школа -Пресс, 2004г

3. Рабочая тетрадь по географии. 6-10 классы изд.- М.:Дрофа 2009

4. Рабочая тетрадь по географии Белгородской области. 8-9 классы. изд. М.:Московский университет. 2009г

5. Г.Н.Элькин. Методическое пособие . Физическая география. 6-9 классы. изд.- Паритет, 2002

6. Н.В.Болотникова .Методическое пособие. География. Интегрированные уроки 6-10 кл

7. Методическое пособие. Уроки географии 6-9 класы . Современная школа. С применением информационных технологий. изд. -М.:Глобус, 2008г

8. Методическое пособие для учителя. Н.Ю.Маерова. Уроки географии 8-9 классы. изд.- М.:Дрофа, 2006 г

9..Н.В.Болотникова. География. Уроки -игры в средней школе. изд.- В.:Учитель

10. А.Ф.Романова. Нестандартные уроки географии. 8-9 классы. изд.В.:Учитель, 2003г.

11. А.А.Стляров. Занимательная география.

12.И.И.Баринова, В.Я.Ром. География России. Методическое пособие 8-9 классы. изд.-М.:Дрофа,

13. Ф.С.Сагитов География . Тесты 9-10 классы. Для подготовки к выпускным и вступительным экзаменам.

14. Г.Н.Элькин Тесты. География. Для проверки знаний. Для сдачи ЕГЭ. Для подготовки к экзаменам 8-9 классы изд.-С-П.: Паритет, 2008

15. В.П.Дронов. Методическое пособие по географии России. изд.-М.: Просвещение

16. А.А.Летягин. Тесты по географии 8-9 классы.

17. В.В.Барабанов Тематический тестовый контроль по экономисеской и социальной географии России. изд.-М.:Сфера, 2000

18. С.А.Малиновская География 9 класс: поурочные планы. изд.-В.: Учитель, 2008г

19. А.А.Лобжанидзе География России. Население и зоозяйство 9 класс изд.-М.:Дрофа

20.Е.А.Жижина Поурочные разработки по географии. Население и зощзяй1ство России. 9 класс. изд.-М.:ВАКО, 2005г

21 Е.А.Данилова География в схемах и таблицах. 6-10кл.

СПб.:Тригон, 2009 г

22. Географический атлас школьника (15 штук) изд.-М.:Дрофа, 2009г

23. В.Л.Бабурин Деловые игры по экономической и социальной географии изд.М.:Просвещение

24. П.М.Юрков. Проверка и учет знаний учащихся с помощью индивидуальных карточек - заданий.

25. Географический энциклопедический словарь. Географические названия.

Москва. «Советская энциклопедия»

Электронно - цифровые ресурсы.

1.CD -ROM Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6-10 кл

2. Образовательная коллекция. Мультимедийный учебник по географии для учащихся. 6-10 кл. 5 дисков

3.Образовательная коллекция 6-10 1 диск

4.CD диски Единый государственный экзамен 1 диск

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 1 диск

6.Библиотека электронных наглядных пособий (6-10 кл) 1 диск

7.География России энциклопедия 1диск

8..Уроки географии. Мультимедийные приложения 6-9 классы. СД диск

9. Репетитор 2008 по ГЕОГРАФИИ. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

10.Коллекция дисков Материалы участников Фестиваля педагогических идей «Открытый урок». 2006-2009 годы

Ресурсы Интернет:

-geo.1september.ru «Я иду на урок географии»

-ug\ru

-informika.ru

-GeoPort.ru: страноведческий портал geoport.ru

-GeoSite- все о географии geosite.com.ru

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия geoman.ru

-География. Планета Земля rgo.ru

- География. ру: страноведческая журналистика geografia.ru

-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации georus.by/ru

-География :сайт А.Е.Капустина geo2000/nm.ru

- Гео-Тур: география стран и континентовgeo-tur.narod.ru

-Мир карт: интерактивные карты стран и городо mirkart.ru

-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

mojgorod.ru

-Проект WGEO-всемирная география wgeo.ru

-Сайт «Все флаги мира» flags.ru

- Сайт редких карт Александра Акопяна - karty.narod.ru

- Страны мира: географический справочник geo.historic.ru

- Территориальное устройство России: справочник - каталог «Вся Россия» по экономическим районам. terrus.ru

- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга

afromberg.narod.ru

- Учебно - методическая лаборатория географии Московского института открытого образования geo.metodist


© 2010-2022