Конспект урока по географии на тему Литосфера и человек

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по географии на тему Литосфера и человекКонспект урока по географии на тему Литосфера и человекКонспект урока по географии на тему Литосфера и человекКонспект урока по географии на тему Литосфера и человекКонспект урока по географии на тему Литосфера и человекКонспект урока по географии на тему Литосфера и человекТема: Литосфера и человек

Цели и задачи:

1. Изучить состав полезных ископаемых, особенности их размещения рудных и нерудных ископаемых.

2 Сформировать представление о связях между полезными ископаемыми, рельефом и тектоническими структурами.

3 Учить анализировать и делать выводы о влиянии природных процессов и явлений на условия жизни людей и их хозяйственную деятельность.

4 Познакомить с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Оборудование:

Карты: физическая, тектоническая; коллекция полезных ископаемых, ноутбук, проектор, презентация.

Ход урока

Актуализация знаний

Верхний слой платформы, состоящий из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)

Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)

Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)

Молодая платформа. (Плита)

Какие существуют виды полезных ископаемых?

Какие полезные ископаемые характерны для территории России?

Как связанны понятия «бассейн» и «полезные ископаемые»?

1. Закономерности размещения полезных ископаемых.

Полезные ископаемые - это минеральные образования земной коры, которые человек использует или будет использовать в хозяйстве.

Скопления полезных ископаемых образуют месторождения.

Группы близко расположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Нерудные (неметаллические) в осадочных породах



Рудные (металлические) в магматических породах



Полезные ископаемые

Химич. Сырье (соли) апатиты, калийные соли, поваренная соль

В складчатых областях медные, полиметаллические, алюминиевые

На платформе (в фундаменте) железные, никелевые руды

Горючие нефть, газ, уголь



Исключение: на равнинах могут встречаться металлы только на щитах или в местах где осадочный чехол очень тонкий и близко к поверхности подходят магматические породы фундамента.

С помощью учебника и атласа заполняем таблицу:

Полезные ископаемые

Основные районы добычи

Крупные месторождения

Каменный уголь

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь и Дальний Восток

Печорский бассейн

Кузнецкий, Иркутский бассейны

Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский, Зырянский бассейны и остров Сахалин

Бурый уголь

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь

Подмосковный бассейн

Канско-Ачинский бассейн

Ленский бассейн

Нефть

Русская равнина, Урал

Кавказ

Западная Сибирь

Дальний Восток

Печорский, Волго-

Уральский бассейны

Северо-Кавказский

Самотлор и другие месторождения

Сахалин

Газ

Русская равнина

Кавказ

Западная Сибирь

Печорское

Северо-Кавказское

Уренгой, Ямбург

Железные руды

Русская равнина

Урал

Горы Южной Сибири

Восточная Сибирь

КМА, Кольский полуостров

Магнитогорское

Абаканское, Таштагол,Рудногорское

Нижнеангарское,Нерюнгринское

Медные руды

Урал

Орское

Никелевые руды

Русская равнина

Урал

Горы Южной Сибири

Город Никель

Кыштым

Норильское

Полиметаллический руды

Урал

Горы Южной Сибири

Дальний Восток

Орское

Салаирское, Змеиногорское, Зыряновское, Нерчинское

Дальнегорск

Золото

Урал

Горы Южной Сибири

Сибаевское

Бодайбо

Фосфориты

Русская равнина

Горы Южной Сибири

Вятско-Камское, Егорьевское

Белкинское, Телекское

Асбест

Урал

Горы Южной Сибири

Асбест

Ильчирское, Молодежное

Алмазы

Восточная Сибирь

Мирный

Добывая полезные ископаемые, человек тем самым изменяет облик земли, нарушает природные ландшафты. Наибольшие изменения земной поверхности происходят при открытой разработке недр: отвалы пород, заброшенные карьеры. При подземной добыче часто происходят проседания поверхности.

Поэтому необходима рекультивация - мероприятия, направленные на восстановление нарушенных земель.

Задание по контурным картам:

Нефть и газ: Западно-Сибирская равнина, Волго-Уральский бассейн, Северный Кавказ, острова Сахалин;

Каменный уголь: Кузбасс, печорский, Донбасс, Тунгусский, Ленский, Южно-якутский бассейн;

Бурый уголь: Канско-Ачинский бассейн;

Железные руды: КМА, бассейн Ангары, Кольский полуостров, г. Норильск;

Медно-никелевые руды: Кольский п-ов, г. Норильск;

Алмазы: Якутия (г. Мирный), Архангельская область;

Золото: Забайкалье (Бодайбо;)

Соли калийные: Предуралье.

Какие виды стихийных бедствий связаны с процессами, происходящими в земной коре, вам известны? ( Землетрясения, извержения вулканов, обвалы, оползни, селевые потоки)

Стихийными называются явления, происходящие чаще всего неожиданно, неподвластные воле человека и, как правило, имеющие катастрофические последствия.

Большая часть территории страны не подвержена стихийным бедствиям, связанным с процессами в литосфере. Землетрясения, оползни, обвалы и т.п. характерны для горных районов. Единственный район современного вулканизма в нашей стране - Камчатка и Курильские острова.

Обозначьте на контурной карте районы распространения стихийных природных явлений, подписав названия необходимых природных объектов.

Закрепление:

Что такое минеральные ресурсы?

Что называется месторождением полезного ископаемого?

Что такое бассейн полезного ископаемого?

Что такое стихийное бедствие?

Д/З п 14, стр 93 итоговые задания по теме раздела.

© 2010-2022