Использование художественной литературы на уроках географии

Учителя, преподающие географию в школе должны дать своим учащимся не только научные сведения, но и показать красоту природы, ее колоссальные богатства. Подготавливаясь к проведению урока, учитель думает, как сделать его интересным для учащихся.  Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять художественную литературу на всех этапах урока.  Использование стихотворений  создают  благоприятный психологический климат на уроках, развивают активную мыслительную деятельность, творчески...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование художественной литературы на уроках географии.

Учителя, преподающие географию в школе должны дать своим учащимся не только научные сведения, но и показать красоту природы, ее колоссальные богатства. Подготавливаясь к проведению урока, учитель думает, как сделать его интересным для учащихся. Каждый учитель имеет в своей копилке приемы и формы учебной работы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся. Содержание школьных курсов географии позволяет широко применять художественную литературу на всех этапах урока. Использование стихотворений создают благоприятный психологический климат на уроках, развивают активную мыслительную деятельность, творческие способности, художественный вкус, способствуя эстетическому воспитанию учащихся.

Предлагаю только небольшую часть из того, что собрано.

Использование стихотворения для ответа на вопрос.

(учитель читает сам или можно раздать учащимся для самостоятельного прочтения)

1.Тема «Реки»- 6 класс.

а) О какой реке идет речь?


У тебя, русская река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя,

Нежное, девичье.

( Лена)

б) Прочитай стихотворение и определи, притоком какого порядка является река Безымянка?

Вьется змейкой на полянке

Эта речка Безымянка

И спешит в Москву-реку,

А Москва- река в Оку.

Широка и глубока,

С Волгой встретиться Ока

(Притоком третьего порядка)

2. Тема «Вода на Земле»- 6 класс.

Не допущено ли географической ошибки в стихотворении?

Чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море,
Но трудно прожить на Земле одиноко,
И воды из Волги текут в Ориноко.
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару.
Волги вода и в Байкале, и в Ниле,
И в Танганьике, и в нашей квартире,
Значит должны понимать это все мы,
Реки - часть водной единой системы.
Но, чтобы не быть с географией в споре,
Волга впадает в Каспийское море".

( Ошибки не допущено, потому что в природе существует мировой круговорот в природе)

3. Тема «Вулканы, гейзеры, горячие источники» -6 класс.

Какой потухший вулкан упоминает в стихотворении А.С. Пушкин?

И в их кругу колосс двуглавый

В венце блистая ледяном,

…огромный, величавый

Блестел на небе голубом.

(Эльбрус)

4. Тема «Градусная сеть на глобусе и картах»-6 класс.

Поэт П. Богданов пишет:

Ни разу не был я на океане

Мне даже не представить никогда,

Что на каком- то там меридиане

От полюса до полюса вода.

Существуют ли такие меридианы?

(Нет, так как все меридианы не пересекают Антарктиду)

Можно при помощи стихотворения начать изучение новой темы или вопроса на определенном этапе урока.

1. Тема «Географическое положение Африки»- 7 класс.

О каком материке идет речь?

Я вам этот континент

Опишу в один момент

Там танцуют под тамтамы

Там живут гиппотатамы

Волосатые гориллы

И большие крокодилы

(Африка)

2. Тема «Географическое положение Австралии»- 7 класс.

О каком материке идет речь?

Она располагается под нами

Там, очевидно ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год,

Там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето,

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где-то

там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры

там кролики страшней, чем наводненье.

( Австралия)

У учащихся возникнет много вопросов, после этого можно буде провести географический разбор стихотворения.

3. Тема « Антарктида»- 7 класс, этап изучения открытия Антарктиды.

(Стихотворение « Памяти капитана Скотта»)

Квадратный айсберг. Черная вода

И в черных фраках белые пингвины

Угрюмый бастион сверкающего льда

И к смерти уводящие равнины.

И чудятся мне мачты кораблей,

Охваченных предерзостной надеждой-

Пробиться сквозь тиски сверкающих полей

К земле, сокрытой панцирной одеждой.

(Стихотворение « Памяти капитана Скотта»)

4.Тема « Урал»- 8 класс, при изучении природных ресурсов.

В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит

И рядом с медью - малахиты,

Железо, мрамор, родонит.

Найдем в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

рубин сияет красным цветом,

Зеленым цветом - изумруд,

Темны кристаллики граната,

Лучисты грани хрусталя,

И знаменита, и богата

Моя ………земля

( Уральская)

5.Тема «Озеро Байкал»-8 класс (можно использовать на разных этапах урока).

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам- величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь- до донышка- просвечен,

И весь до капельки родной.

И Ангары полет строптивый,

И ветра крик, и гул турбин,

И птицы- сосны над обрывом

И дикий ветер баргузин-

В этом, без чего не в силах

Быть далью даль и ширью ширь,

И ты немыслима Россия,

И ты немыслима, Сибирь.

М. Сергеев

5.Тема « Страны Евразии»- 7 класс.

а) О какой островной стране писал Е.А. Долматовский?

Мне встретилась страна

Снаружи вся из льда и камня

Строга, пустынна, холодна.

Зато внутри -бурленье лавы,

Таинственная жизнь огня.

Сквозь поры оболочки слабой

Он рвется, жаркий пар огня.

( Исландия)

б) О какой стране идет речь?

Взглядом карту я окину

Вижу чудную картину

Длинный узкий сапожок

Острый нос и каблучок

Бьет сапог тот по мячу

Вам вопрос задать хочу:

Что за мяч? Что за сапог?

Отыщи-ка, их дружок.

(мяч- о. Сицилия, сапог-Италия_

3.В теме "Атмосфера" для шестиклассников будут интересны изложенные в стихотворной форме некоторые приметы по предсказанию погоды. Каждый из перечисленных признаков имеет свое научное объяснение.

Дым из труб и от костра
Кверху поднимается -
Значит, ясная погода
Завтра ожидается.

Низко ласточки летают -
о дожде предупреждают;
А летают высоко -
Значит, дождик далеко.

Если солнце село в тучи,
Словно зарево закат,
"Завтра будет сильный ветер", -
Старожилы говорят.

По возможности я использую на уроках стихотворения, что вносит разнообразие в объяснение учебного материала и повышает интерес к уроку, воспитывает любовь к поэзии. Учащиеся усваивают лучше то, что им интересно. Стихи несут большую информацию об описываемом объекте. Они способны задавать ритм и тон выбранной теме. Они развивают речь, привлекают внимание, завораживают, учат отбирать самое важное, формулировать собственные мысли. Поэтому стихотворение прочитывается, по нему ведется беседа, что способствует быстрому запоминанию и сохранению в памяти.



© 2010-2022