Рабочая программа по географии

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Актуальность курса: «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара. Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Курс «Экономическая и социальная география мира» в 11 классе рассчитан на 35 часов.

Рабочая программа по географии разработана на основе:

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Основная образовательная программа среднего общего образования;

- Авторская программа В.П. Максаковского к учебнику «Экономическая и социальная география мира. 10 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 398с.»;

- Учебный план на 2015 - 2016 учебный год;

- Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей муниципального бюджетного образовательного учреждения «Лицей «Эрудит».

Особенность преподавания предмета: Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой. На данном этапе возникает необходимость использовать межпредметные связи, т.к. некоторые вопросы изучались либо в предшествующих классах, либо на других предметах. Опаснейшее нарушение круговорота веществ и энергии, а также повреждение в биосфере регенерационных процессов поставили человечество на грань выживания. Все это свидетельствует о важности географического взгляда на сущность происходящих процессов на Земле. Данные вопросы заложены в плане. Экологический аспект позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимосвязь, взаимозависимость, влияние человека на природу, рассмотреть вопросы решения экологических и социальных проблем человечества. При нынешнем обострении глобальных проблем такой подход кажется вполне оправданным. Совершенствовать и расширять кругозор, умение самостоятельно и мотивационно организовать свою познавательную деятельность, извлечь необходимую информацию из источников способствует использование информационно-коммуникативной технологии. Использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности; обеспечение безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды, такую задачу решает валеологический аспект.

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Основные задачи курса:

• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

• развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

• формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

• вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде

Особенности методики преподавания предмета: Формирование умений предусматривает применение разнообразных источников географической информации для составления географических характеристик регионов и стран мира - таблиц, картосхем, простейших карт, моделей, отражающих географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Специфика курса и возрастные особенности позволяют использовать нестандартные уроки: урок-семинар, урок-лекция, урок-конференция, урок-исследование. Предполагается использование ИТ, медиаресурсов, Интернет-ресурсов, учебно-лабораторного оборудования. Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 11 классе отводиться 35 часов.

В программу внесены следующие изменения: согласно годовому календарному графику (34 учебные недели) программа составлена на 34 часа. В связи с проведением промежуточной аттестацией учащихся с 14.12.2015 по 18.12.2015 согласно годовому календарному графику будет проведена корректировка.







Тематическое планирование по географии

Тема

Часы

Часть II. Региональная характеристика мира

6

Зарубежная Европа

6

7

Зарубежная Азия. Австралия

10

8

Африка

4

9

Северная Америка

6

10

Латинская Америка

4

11

Россия в современном мире

3

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества

1

Итого

34




Основное содержание тем:

Часть II. Региональная характеристика мира.

Тема 6. Зарубежная Европа (6 часов)

Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один из ведущих регионов современного мира. Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации. Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза депопуляции. Размещение населения: его плотность, высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку» стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о «Центральной оси развития» Западной Европы. Т Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении государство зарубежной Европы.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (10 часов).

Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан, и др.) субрегиона. Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения. Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии. Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии. Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономико-географическое положение. Население Китая. Хозяйство Китая. Внешние экономические связи Китая. Япония. Территория Японии, её границы и ЭГП. Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.

Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Быстрый рост населения Индии и его причины. Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города Австралии. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные предпосылки для их развития.

Тема 8. Африка (4 часа)

Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Особенности ЭГП: приморские и внутриконтинентальные страны. Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми.

Качество населения в Африке. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения. Хозяйство Африки, место её в мире. Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной (арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города. Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической («чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке. Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу стран БРИКС.

Тема 9. Северная Америка (6 часов)

Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира. Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и её подразделение на три части. Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие на эту структуру.

География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития этой отрасли.

Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.

Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские районы, национальные парки.

Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды.

Макрорегионы США. Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.

Тема 10. Латинская Америка (4 часа)

Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.

Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона. Общая характеристика хозяйства. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских агломераций. Региональная политика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС. Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов (Амазонии).

Тема 11. Россия в современном мире (3 часа)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые

партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (1 час).Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической проблемы. Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь - социально-экономические преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании его с научно-техническим прогрессом.

Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества.



Тематика практических работ:

  • Используя материалы учебника, составить в тетради таблицу: «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе» и сравнить отдельные страны по числу таких агломераций.

  • Используя карты атласа, нанести на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Провести анализ полученной картосхемы.

  • Используя текст, таблицы и рисунки учебника по теме 6, определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформить в виде таблицы.

  • Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Европы.

  • Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, описать свое виртуальное путешествие по реке Дунай от её истока до устья.

  • Просмотреть материал части I учебника и темы 6 во II части, а также таблицы «Приложений» и вписать в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Использовать их для более полной характеристики этой страны.

  • Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Азии с подразделением их на субрегионы.

  • Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны, являющиеся: 1) республиками; 2) монархиями; 3) странами с федеративным государственным строем.

  • Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны этого региона, получившие политическую независимость после второй мировой войны. Обозначить годы получения независимости и проанализировать их хронологию.

  • Используя экономическую карту Китая в атласе, обозначить на контурной карте этой страны её крупнейшие промышленные центры.

  • Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Китая главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Объяснить их размещение.

  • Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Индии ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. Определить какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии.

  • Используя текст и рисунки учебника, составить картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Показать стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

  • Пользуясь таблицей 2 в «Приложениях», нанести на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после второй Мировой войны. Указать даты достижения независимости и сравнить в этом отношении Северную и Тропическую Африку.

  • Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составить в тетради таблицу по следующей форме:

  • Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья


  • Страны, богатые одним-двумя видами минерального сырья

  • Страны, бедные минеральными ресурсами


  • По физической и экономической картам Африки в атласе определить главные районы горнодобывающей промышленности в Африке и их специализацию на добыче определённых полезных ископаемых. Нанести эти районы с указанием добываемого топлива и сырья на контурную карту.

  • Используя карты атласа, составить в тетради таблицу: «Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке» по следующей форме:

Природная зона

Экспортные культуры

Потребительские культуры

1.Субтропики

2.Полупустыни и пустыни

3.Саванны и редколесья

4.Влажные экваториальные леса


  • Составить в тетради таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определить черты сходства и различия.

  • Используя текст и рисунки учебника, рассчитать долю трех главных мегалополисов США в площади и населении страны.

  • Используя данные о структуре ВВП США (сельское хозяйство - 1%, промышленность - 17%, сфера услуг - 82%), составить круговую диаграмму этой структуры. Сравнить её со структурой валового мирового продукта и структурой ВВП других крупных стран.

  • Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», составить в тетради круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции.

  • Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды в США, рассчитать обеспеченность ими (в годах). Пользуясь данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Сделать выводы из этого анализа.

  • Используя материал учебника, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Главные районы чёрной металлургии США» по следующей форме:

Название района

Тип ориентации

Главные центры

Приозёрный

Северо-Аппалачский

Приатлантический



  • Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также экономической картой США в географическом атласе, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США» по следующей форме:

Название пояса

Ведущие отрасли промышленности

Главные центры


  • Нанести на контурную карту Северной Америки: 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железнодорожные магистрали США и Канады.

  • Нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с нанесением на нее границ субрегионов.

  • 2. По «визитной карточке» на форзаце учебника определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Составить соответствующую классификационную таблицу в тетради.

  • Доля индейцев во всем населении отдельных стран составляет (в %): в Боливии - 63, в Гватемале - 54, в Перу - 47. В Эквадоре - 40, в Мексике - 15, в Чили - 9, в Панаме - 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине - 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картодиаграмму.

  • Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, серебра. Укажите причины такой специализации.

  • Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные районы, специализирующиеся на производстве кофе, какао-бобов, сахарного тростника, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

  • Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной. Выполните это задание в форме следующей таблицы в тетради:

Черты сходства

Черты различия

Мексика

Бразилия

Аргентина


  • Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу.

  • Используя материалы учебника, построить в тетради круговую диаграмму «Десять стран-лидеров мирового хозяйства».

  • Используя текст и «Приложения» учебника, составить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве».

  • Сделав необходимые расчёты, построить в тетради круговую диаграмму: «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».

  • Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.

  • Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».

    • Используя содержание темы 12, составить в тетради схему: «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».

    • Используя содержание тем 2, 3 и 12 учебника, составить в тетради схему понятия «Мировое хозяйство».



Примерная тематика рефератов:

  1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

  2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

  3. Основные формы государственного управления и государственно-территориального устройства стран.

  4. Состав и структура мирового хозяйства, их изменения в эпоху НТР.

  5. Географическая среда и ее роль в жизни общества.

  6. Факторы, влияющие на размещение производительных сил, и их изменение в эпоху НТР.

  7. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.

  8. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.

  9. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.

  10. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.

  11. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).

  12. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности. Проблемы рационального использования.

  13. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.

  14. Водные ресурсы суши, их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.

  15. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.

  16. Лесные ресурсы мира, их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.

  17. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).

  18. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические, биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.

  19. Общая экономико-географическая характеристика США.

  20. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.

  21. Общая экономико-географическая характеристика Японии.

  22. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков нефти.

  23. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

  24. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

  25. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.

  26. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.

  27. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.

  28. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.

  29. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

  30. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.

  31. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.

  32. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.

  33. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.

  34. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.

  35. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).

  36. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.

  37. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.

  38. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения. Примеры внешних и внутренних миграций.

  39. Общая экономико-географическая характеристика Китая.

  40. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.

  41. Животноводство. Распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.

  42. Мировое хозяйство. Сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.

  43. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).

  44. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.

  45. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.

  46. Топливная промышленность. Состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.

  47. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.

  48. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

  49. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).

  50. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.

  51. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.

  52. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.

  53. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

• особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

• смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;

уметь

• применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

• характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

• проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

• решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

• описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

• геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

• понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества.

Формы контроля уровня достижений учащихся:

• тематический

• итоговый

• групповой

• фронтальный

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не приступал к выполнению работы;

Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Учебно-методический комплект:

  • Максаковский В.П. География. 10-11 классы. - М.: «Просвещение», 2007

  • Максаковский В.П. География. Рабочая программа.

  • Географический атлас. 10 - 11 класс

Литература для учителя:


  1. Жижина Е.А.Контрольно-измерительные материалы. - М.: Вако, 2014.

  2. Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2010

  3. Баринова И.И., Суслов В.Г. Рабочая тетрадь с комплектом к/к - М.: Экзамен, 2009.

  4. Болотникова Н.В. Рабочие программы по географии. 10-11 кл. - М.: Глобус, 2009.

  5. Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. Поурочные разработки. 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ - Просвещение, 2010 (Полярная звезда)

  6. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки - М.: Вако, 2014.

  7. Карасёв С.А. Политическая карта: Методические рекомендации. - Саратов: Лицей, 2010.

  8. Амбарцумова Э.М. Тематический контроль, 10 класс. - М.: Интеллект - Центр, 2011.

  9. Баранчиков Е.В. -Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс. - М.: Экзамен, 2009.

  10. Баранчиков Е.В. -Тесты, 10 класс. - М.: Экзамен, 2012.

  11. Гдалин Д.А., Гладкий Ю.Н., Махов С.И. «Конструктор» текущего контроля, 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ - Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

  12. Гладкий Ю.Н., Николина В.В. Мой тренажер: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2011.

Рекомендованная литература для учащихся:


  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 11 и 12 издания.

  2. Максаковский В.П. Географическая культура. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2012 - Раздел 9.

  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Углубленные материалы по курсу 10 класса. - Ярославль: Изд-во "Верхняя Волга", - Ч. 1, 2, 3.

  4. Максаковский В.П. Географическая картина мира. -М.: Дрофа, 2009 - 2010 гг. - Изд. 2-е. - 1, 2 части.

  5. Максаковский В. П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. - М.: Дрофа, 2009 - Изд. 2-е.

  6. Весь мир: Города мира. - Минск: Харвест, М.: АС Т, 2012.

  7. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11 класса. - М. : АСТ-пресс школа, 2011. Гл. 5, 6.

  8. М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов.


Интернет-ресурсы:

1. Учительский портал

2. Всемирная география

3. Интернет-портал. Исследовательская деятельность

4. Сеть творческих учителей

5. Сайт Я иду на урок географии. Газета Первое сентября. География.

6. Занимательная география

7. Малые города России

8. http: //gao.spb.ru/russian

9. http: //fmm.ru

10. http: //mchs.gov.ru

11. http: //national-geographic.ru

12. http: //nature.com

13. http: //ocean.ru

14. http: //pogoda.ru

15. http: //sgm.ru/ru


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Каждый урок сопровождается слайдовой презентацией, работой с учебником и атласом.

Учебно-лабораторное оборудование

1

Мультимедийный компьютер

2

Интерактивная доска

3

Мультимедиа проектор

Карты мира

4

Внешние экономические связи

5

Глобальные проблемы человечества

6

Народы

7

Политическая

8

Природные ресурсы

9

Р елигии

10

Транспорт и связь

11

Уровни социально-экономического развития стран мира

12

Экономическая

13

Экологические проблемы

14

Австралия и Новая Зеландия (социально-экономическая)

15

Африка (социально-экономическая)

16

Африка (политическая карта)

17

Евразия (политическая карта)

18

Европа (политическая карта)

19

Зарубежная Европа (социально-экономическая)

20

Северная Америка (политическая карта)

21

Северная Америка (социально-экономическая)

22

Центральная и Восточная Азия (социально-экономическая)

23

Юго-Восточная Азия (социально-экономическая)

24

Юго-Западная Азия (социально-экономическая)

25

Южная Азия (социально-экономическая)

26

Южная Америка (политическая карта)

27

Южная Америка (социально-экономическая)

Видеофильмы и видеофрагменты

28

Корея

29

Страны и народы Африки

30

Страны и народы Азии

31

Страны и народы Южной Америки

32

Страны и народы Северной Америки


Раздел/ тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Дата проведения урока

форма, методы, ТИП УРОКА, ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ: МЕТОДИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

По плану

По факту

Знать/ понимать

уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Часть II. Региональная характеристика мира.

1.

Зарубежная Европа

Площадь территории и границы. Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения политической карты региона в новейшее время.

02.09- 05.09

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

слушание и анализ выступления своих товарищей

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; направления миграций; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах , тенденций их возможного развития

УЛО 1,2,3, 18

2.

Зарубежная Европа

Природные условия и ресурсы. Природные ресурсы для развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации. Пр.р. Пользуясь материалом учебника и дополнительными источниками информации, описать свое виртуальное путешествие по реке Дунай от её истока до устья.

07.09-12.09

Фронтальная, коллективная, беседа, метод демонстраций, комбинированный урок

работа с текстом учебника, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,8

3.

Зарубежная Европа

Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства. Миграции. Национальный состав. Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Процесс субурбанизации. Пр.р. Используя материалы учебника, составить в тетради таблицу: «Агломерации-миллионеры в зарубежной Европе» и сравнить отдельные страны по числу таких агломераций.

14.09-19.09

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3, 9,18

4.

Зарубежная Европа

Место региона в мировом хозяйстве Страны, входящие в «большую семерку». Менее крупные страны региона.

Пр.р. Используя карты атласа, нанести на контурную карту главные промышленные центры, сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали и морские порты одной из стран зарубежной Европы (по выбору). Провести анализ полученной картосхемы

21.09-26.09

парная,

индивидуальная,

беседа,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя,

Работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3,7

5.

Зарубежная Европа

Промышленность зарубежной Европы.

Сельское хозяйство.

Транспортная система.

Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Международный туризм; Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе. Пр.р. Используя текст, таблицы и рисунки учебника по теме 6, определить, какие страны региона входят в «первую пятёрку» стран мира по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Полученные данные оформить в виде таблицы.

28.09-03.10

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3,18,19

6.

Зарубежная Европа

Федеративная Республика Германия Особенности формы правления, геополитического положения и административно-территориального устройства. Население. Место ФРГ в мировом хозяйстве. Особенности территориальной структуры хозяйства ФРГ. Пр.р. Просмотреть материал части I учебника и темы 6 во II части, а также таблицы «Приложений» и вписать в тетрадь все сведения и цифровые данные, относящиеся к ФРГ. Использовать их для более полной характеристики этой страны. Пр.р. Нарисовать ментальную карту стран зарубежной Азии с подразделением их на субрегионы.

05.10-10.10

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

УЛО 1,2,3,18,19

7

Зарубежная Азия. Австралия

Размеры территории и границы. Отличительные черты ЭГП. Территориальные споры в зарубежной Азии. Пр.р. Пользуясь материалами учебника, нанести на контурную карту Азии страны, являющиеся: 1)республиками; 2) монархиями; 3) странами с федеративным государственным строем.

12.10-17.10

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с учебником, выполнение работ практикума

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда

- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах , тенденций их возможного развития

УЛО 1,2,3,17

8

Зарубежная Азия. Австралия

Природные условия и ресурсы зарубежной Азии.

Природные ресурсы для развития промышленности. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства.

19.10-24.09

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

УЛО 1,2,3,17,8

9

Зарубежная Азия. Австралия

Население зарубежной Азии, регион с наибольшей численностью населения. Этнический и религиозный состав населения, Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты размещения населения. Восточный (азиатский) тип города. Особенности сельского расселения.

26.10-31.10

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3,6,9

10

Зарубежная Азия. Австралия

Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве.

Пять главных центров мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Особенности сельского хозяйства региона.

09.11-14.11

парная,

индивидуальная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3,12

11

Зарубежная Азия. Австралия

Китайская Народная Республика

Размеры территории и экономико-географическое положение. Особенности размещения населения:

Этнический состав населения.

Хозяйство Китая.

Транспорт.

Внешние экономические связи Китая.

Пр.р. Используя экономическую карту Китая в атласе, обозначить на контурной карте этой страны её крупнейшие промышленные центры. Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Китая главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Объяснить их размещение.

16.11-21.11

фронтальная,

парная,

работа с картой,

практическая работа,

исследовательский,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя,

Работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3,23,30

12

Зарубежная Азия. Австралия

Территория Японии, её границы и ЭГП.

состав населения, культурные традиции.

Промышленность и сельское хозяйство Японии.

Территориальная структура хозяйства Японии.

23.11-28.11

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,23,30

13

Зарубежная Азия. Австралия

Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй

Население.

Хозяйство.

Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. Пр.р. Используя материалы учебника и атласа, нанести на контурную карту Индии ареалы возделывания риса, пшеницы, проса, хлопчатника, джута, сахарного тростника, чая. Определить какие районы (типы) сельского хозяйства зарубежной Азии представлены в Индии.

30.11-05.12

фронтальная,

парная,

работа с картой, практическая работа,

исследовательский,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3,25,30

14

Зарубежная Азия. Австралия

Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной Азии. Пр.р. Используя текст и рисунки учебника, составить картосхему: «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Показать стрелками экспорт продукции горнодобывающей, обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

07.12-12.12

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3, 13

15

Зарубежная Азия. Австралия

Австралия. История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения. Главные города Австралии.

Хозяйство.

Внутренние различия.

14.12-19.12

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,14

16

Зарубежная Азия. Австралия

Австралия. Общая характеристика, население, хозяйство. Внутренние различия и экологические проблемы.

21.12-28.12

коллективная,

индивидуальная,

самостоятельная работа,

беседа,

урок обобщения и систематизации знаний, решение текстовых количественных и качественных задач, работа с раздаточным материалом

УЛО 1,2,3,14,13

17

Африка

Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки.

Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов.

Природные условия и ресурсы. Пр.р. Пользуясь таблицей 2 в «Приложениях», нанести на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после второй Мировой войны. Указать даты достижения независимости и сравнить в этом отношении Северную и Тропическую Африку.

11.01-16.01

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда

- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах , тенденций их возможного развития

УЛО 1,2,3,16,8

18

Африка

Африка - регион демографического взрыва. Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации. Пр.р. По физической и экономической картам Африки в атласе определить главные районы горнодобывающей промышленности в Африке и их специализацию на добыче определённых полезных ископаемых. Нанести эти районы с указанием добываемого топлива и сырья на контурную карту.

18.01-23.01

коллективная,

индивидуальная,

практическая работа,

беседа,

урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

УЛО 1,2,3,6,9,16,29

19

Африка

Хозяйство Африки, место её в мире.

Сохранение колониального типа отраслевой структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства.

Пр.р. Составить в тетради таблицу для сравнения стран Северной, Тропической Африки и ЮАР по некоторым показателям, характеризующим их население и хозяйство. Определить черты сходства и различия.

25.01-30.01

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3,15

20

Африка

Южно-Африканская Республика как страна с двойной экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития. Промышленность и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство. Пр.р. Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», провести классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми.

01.02-06.02

коллективная,

фронтальная,

частично-поисковый,

беседа,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

УЛО 1,2,3,15,16

21

Северная Америка

Общая характеристика США.

Размеры территории США и её подразделение на три части. Федеративное государственное устройство Двухпартийная система в США. Пр.р. Нанести на контурную карту Северной Америки: 1) наиболее крупные города, 2) главные морские порты, 3) трансконтинентальные железнодорожные магистрали США и Канады

08.02-13.02

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с учебником, выполнение работ практикума

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; направления миграций; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития

- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах , тенденций их возможного развития

УЛО 1,2,3,20

22

Северная Америка

Население США.

Устойчивый рост численности населения; миграционный прирост. Проблемы расовой дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности сельского расселения. Пр.р. Используя текст и рисунки учебника, рассчитать долю трех главных мегалополисов США в площади и населении страны.

15.02-20.02

парная, групповая,

беседа,

работа с учебником,

исследовательский,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3, 32,6

23

Северная Америка

Общая характеристика хозяйства США. География промышленности.

География сельского хозяйства.

География транспорта. Структура и география внешней торговли товарами и услугами. Пр.р. Пользуясь данными таблиц и рисунков темы 5 и таблицами «Приложений», составить в тетради круговые диаграммы, показывающие долю США в мировом промышленном и сельскохозяйственном производстве по отдельным видам продукции.

-Пользуясь данными о запасах и добыче угля, нефти, природного газа, железной руды в США, рассчитать обеспеченность ими (в годах). Пользуясь данными в тексте учебника и в таблице 1, рассчитать долю США в мировых разведанных запасах угля, нефти, природного газа, железной руды. Сделать выводы из этого анализа.

22.02-27.02

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя, работа в группах

УЛО 1,2,3,21

24

Северная Америка

Внешние экономические связи США

Развитие внутреннего и международного туризма в США.

Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране окружающей среды.

Макрорегионы США. Пр.р. Пользуясь текстом и рисунками учебника, а также экономической картой США в географическом атласе, составить в тетради конспективно-справочную таблицу «Промышленные пояса США»

29.02-05.03

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,4

25

Северная Америка

Размеры территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Четыре отрасли международной специализации. Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.

07.03-12.03

парная, фронтальная,

беседа,

работа с картой,

урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

УЛО 1,2,3,20

26

Северная Америка

Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира. Пр.р. Используя данные о структуре ВВП США (сельское хозяйство - 1%, промышленность - 17%, сфера услуг - 82%), составить круговую диаграмму этой структуры. Сравнить её со структурой валового мирового продукта и структурой ВВП других крупных стран.

14.03-19.03

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

урок обобщения и систематизации знаний, решение текстовых количественных и качественных задач, работа с раздаточным материалом

УЛО 1,2,3,

27

Латинская Америка

Общая характеристика региона Территория, подразделение на субрегионы. Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Колониальные владения.

Природные ресурсы региона. Пр.р. Нарисовать ментальную карту стран Латинской Америки с нанесением на нее границ субрегионов.

- По «визитной карточке» на форзаце учебника определить формы правления и административно-территориального устройства стран Латинской Америки. Составить соответствующую классификационную таблицу в тетради.

21.03-26.03

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; направления миграций; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития

- оценивать и объяснятьресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в странах и регионах , тенденций их возможного развития

УЛО 1,2,3,26,8

28

Латинская Америка

Население Этнический состав. Главные черты размещения населения. Понятия о латиноамериканском типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона. Пр.р. Доля индейцев во всем населении отдельных стран составляет (в %): в Боливии - 63, в Гватемале - 54, в Перу - 47. В Эквадоре - 40, в Мексике - 15, в Чили - 9, в Панаме - 6, в Венесуэле, Колумбии, Никарагуа, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине - 2-4. Используя эти данные, постройте на контурной карте региона картодиаграмму.

04.04-09.04

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

исследовательский,

комбинированный урок

работа с текстом учебника, работа в малых группах, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3,6,9

29

Латинская Америка

Общая характеристика хозяйства. Особенности промышленности и сельского хозяйства. Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Пр.р.Используя текст учебника, экономическую карту Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные страны, специализирующиеся на добыче и экспорте нефти, железной руды, медной руды, бокситов, оловянных руд, серы, серебра. Укажите причины такой специализации.

5. Используя текст учебника, физическую и экономическую карты Латинской Америки в географическом атласе, нанесите на контурную карту региона главные районы, специализирующиеся на производстве кофе, какао-бобов, сахарного тростника, бананов, пшеницы, кукурузы, мяса. Укажите причины такой специализации.

11.04-16.04

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

Самостоятельная работа с учебником, слушание и анализ выступления своих товарищей

УЛО 1,2,3,27

30

Латинская Америка

Федеративная Республика Бразилия.

Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и производства в приатлантических районах. Особое значение крупнейших городских агломераций Пр.р. Используя текст и рисунки учебника, а также карты атласа, установите черты сходства и различия между Мексикой, Бразилией и Аргентиной

18.04-23.04

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание объяснений учителя, работа с картой

Работа с учебником, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3,27,32

31

Россия в современном мире

Место России в мировой политике. Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Место России в населении мира. Экономика России на мировом фоне. Пр.р. Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу. -Используя материалы учебника, построить в тетради круговую диаграмму «Десять стран-лидеров мирового хозяйства».

25.04-30.04

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный,

урок ознакомления с новым материалом

фронтальная беседа, работа с текстом учебника, наблюдение за демонстрациями учителя

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном географическом разделении труда

оценивать и объяснятьресурсообеспеченность, демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций

УЛО 1,2,3,4,11

32

Россия в современном мире

Россия в международных экономических отношениях Перспективы развития Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Пр.р. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.

- Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».

02.05-07.04

индивидуальная,

парная,

практическая работа,

частично-поисковый,

комбинированный урок

слушание и анализ выступлений своих товарищей, комментирование выставленных оценок

УЛО 1,2,3

33

Россия в современном мире

Место России в промышленности мира. Место России в мировом сельском хозяйстве Место России в мировом транспорте. Россия в международных экономических отношениях Место России в мире по качеству жизни.

Пр.р. Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве

09.05-14.05

фронтальная,

парная,

беседа,

объяснительно-иллюстративный, практическая работа,

Урок - практикум, работа с картой, выполнение работ практикума

УЛО 1,2,3

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (1 час)

34

Глобальные проблемы человечества

Энергетическая проблема.

Продовольственная проблема.

Пути решения. Взаимосвязь глобальных проблем. Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Пр.р.Используя содержание темы 12, составить в тетради схему: «Взаимосвязь проблем преодоления отсталости развивающихся стран с другими глобальными проблемами человечества».

- Используя содержание тем 2, 3 и 12 учебника, составить в тетради схему понятия «Мировое хозяйство».

- Составить конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества»

16.05-21.05

Коллективная, беседа, работа с учебником, частично-поисковый, урок закрепления изученного, коллективное решение кроссворда, индивидуальная работа, комментирование выставления оценок

географические аспекты глобальных проблем человечества;

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

УЛО 1,2,3,5


© 2010-2022