• Преподавателю
  • География
  • «Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения географии, организация самостоятельной работы с обучающимися»

«Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения географии, организация самостоятельной работы с обучающимися»

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения географии , организация самостоятельной работы с обучающимися».

Подготовила учитель географии ГБОУ Дудинской ВСШ Молодкина О.В.

Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:

● обучаемости, т. е. умственным способностям, а также специальным способностям;

● учебным умениям;

●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;

● познавательным интересам.

А в условиях нашей школы имеем дело с учащимися практически не имеющими знаний, умений и навыков по предмету из-за их социальной запущенности, пробелов в обучении, разрыве обучения на годы.

Поэтому классического фронтального урока зачастую не реально провести и обучение складывается как из мазаичных кусочков индивидуальных, дифференцированных заданий разного уровня, выполняя которые ученики овладевают материалом по нужной теме. А в связи с пропусками уроков, некоторые учащиеся на одном и том же уроке могут получать задания по разным изучаемым темам. Получается, что каждый из учеников обучается по индивидуальным разноуровневым заданиям, которые разрабатываешь согласно способностям и возможностям каждого учащегося.

Одним из основных элементов индивидуализации является самостоятельная работа.

Здесь могут быть предусмотрены различные виды деятельности:

1. Самостоятельная работа с учебником:

-составление плана параграфа;

Использую при разработке заданий для индивидуальников, а также при организации самостоятельной работы в 8-9 классах., например, задание для 8 класса: прочитать § 4 Формирование территории России. Составить план-конспект параграфа.

-деление параграфа на смысловые блоки;

-составление схем или таблиц, а также работа со схемами в учебнике;

Задание 8 класс к теме: «Рельеф и недра»: используя рис.14. Геохронологическая шкала. Выписать полезные ископаемые, образовавшиеся в протерозойскую эру.

-выделение основных терминов и понятий из текста;

Задание8 класс к теме: Климат:

Прочитать § 14 Климат и человек. Выписать новые термины из текста и дать им определения.

-составление опорных конспектов;

На уроке 10-11 класс задание. Составить опорный конспект по теме: «Современная политическая карта» .По §4. Мы узнаём о политической географии. Составить опорный конспект.

-ответы на вопросы к параграфу разного уровня сложности (устно или письменно).

Эти виды деятельности хорошо развивает логическое мышление у учащихся.

2. Самостоятельная работа с атласом.

-описание географического положения объекта;

Например, 8 класс: дать характеристику ГП Уральских гор, по теме «Рельеф и недра».

-характеристика рельефа, климата внутренних вод, страны;

- характеристика районов России и отраслей хозяйства;

-характеристика ЭГП регион или отдельных её частей;

-определение по отраслевым картам главных районов добычи, переработки и экспорта отдельных видов энергетических ресурсов.

Эти виды деятельности способствует систематизации полученных знаний и развитию речи.

3. Тестовые задания.

Тестовые задания использую, как обобщающие по окончании курса, также применяю тестовые задания при проведении зачётов, например:

Тест по географии 8 класс

1.С какими из стран Россия не граничит:

а\ Китай;

б\ Чехия;

в\ Белоруссия.

2. В каком часовом поясе находится Москва:

а\ 1;

б\ 2;

в \ 3.

3. Какой климатический пояс имеет наибольшую протяжённость на территории России:

а\ Арктический;

б\ Субарктический;

в\ Умеренный.

4. Волга относится к бассейну :

а\ Атлантического океана;

б\ Северного Ледовитого океана;

в\ внутреннего стока.

5. В структуре эемельного фонда России леса занимают место:

а\ 1;

б\ 2;

в\ 3.

6\ Какой тип почв наиболее распространён по

территории России:

а\ Арктические почвы;

б\ Подзолистые ;

в\ Каштановые.

7. Какая из перечисленных природных зон имеет наибольшую площадь распространения в России:

а\ Тундра;

б\ Смешанные леса;

в\Тайга.

8. Россия занимает по численности населения место в мире :

а\ 1

б\7;

в\ 5.

9. Плотность населения рассчитывается :

а\ делением числа жителей на площадь территории;

б\ умножением числа жителей на площадь территории.

10. Какая часть страны имеет наиболее многонациональный состав:

а\ Кавказ;

б\ Центральная Россия;

в\ Сибирь.

Так и по окончании изучения отдельных тем, например:

Тестовый зачёт по теме: «Северная и Латинская Америка».

1.Выберете страны входящие в состав региона Северная Америка:

а

\ Аргентина;

б\ Китай;

в\ США;

г\ Канада.

2. Какие из перечисленных стран относятся к региону Латинская Америка?

а\ Куба;

б\ США;

в\ Дания;

Г\ Перу.

3.Коренным населением США являются:

а\ Индейцы;

б\ англичане;

в\ испанцы;

г\ эскимосы.

4. Почему регион носит название Латинская Америка?

а\ Там жили китайцы;

б\ Завоевали испанцы и португальцы;

в\ Латинский язык -- коренной язык индейцев.

5. Какие 2 страны не имеют выхода к океану:

а\ Аргентина и Парагвай;

б\ Куба и Перу;

в\ Боливия и Парагвай;

г\ Венесуэла и Мексика.

6. Какие из перечисленных стран имеют наибольшие лесные ресурсы?

а\ США;

б\ Канада;

в\ Бразилия;

г\ Аргентина.

7. Металлическими рудами обеспечены страны:

а\ Дания;

б\ Великобритания;

в\ ФРГ;

Г\ Чили.

8. Производство автомобилей развито в странах :

а\ Мексика;

б\ Бразилия;

в\ Куба;

г\ США.

9. К Андским странам Латинской Америки

принадлежат:

а\ Мексика;

б\ Куба;

в\ Чили;

г\ Боливия.

10. К странам Содружества , возглавляемого Великобританией относят:

а\ Канада;

б\ Мексика;

в\ Чили ; г\ Бразилия

Тестовые задания , как элемент самопроверки, в конце урока на 5 мин. Например 11 класс по теме: «зарубежная Европа»: Тест

1. Самое крупное по площади государство Европы:

1) Швеция; 2) Дания; 3) Франция; 4) Германия.

Монархиями являются:

1) Польша; 2) Греция; 3) Исландия; 4) Швеция; 5) Чехия.

3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?

1) Бельгия; 2) Австрия; 3) Франция; 4) Сербия и Черногория.

4. Численность населения Европы:

1) 280 млн; 2) 810 млн; 3) 520 млн; 4) 330 млн.

5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:

1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 28.

6. Страны микрогосударства: а) Мальта, б) Словения, в)Чехия, г)Дания

7. Черты ЭГП Зарубежной Европы:

1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток

4. Учащимся желающим более углубленно изучить то или иное явление, географический объект, предоставляю возможность подготовить доклад, материал для такого вида работы (журналы , книги ,атласы) выдаю по мере необходимости.

© 2010-2022