Рабочая программа 11 кл. линия Русское слово

Рабочая программа по курсу «Экономическая и социальная география мира. 11 кл.» Автор: Е.М. Домогацких.                                                                                                      Рабочая программа составлена на основ:  программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:000 «ТИД «Русское слово»-РС, 2011.-56с.; Количество часов:  в год – 34ч.;  в неделю – 1ч. Контрольные работы: 7   Количество практических работ в год: 8
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа»№ 66 г. Хабаровска


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО зам.директора школы по УВР директор МБОУ СОШ № 66:

естествознания _________ О.В.Асмус ___________О.В.Приспешкин

«__»__________2014г. «__»______________2014г. «__»_____________2014г.

Руководитель МО:

______/Е.Л. Ходжер

Рабочая программа по курсу «Экономическая и социальная география мира. 11 кл.»

Автор: Е.М. Домогацких.

Рабочая программа составлена на основ: программы по географии для 6-10 классов для общеобразовательных учреждений».-М.:000 «ТИД «Русское слово»-РС, 2011.-56с.;

Количество часов: в год - 34ч.; в неделю - 1ч.

Контрольные работы: 7

Количество практических работ в год: 8

Курс обеспечен учебно-методическим комплектом:

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2011.



Учитель: Бон Д.А.



2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Цели и задачи данной программы обучения:

  • сформировать у учащихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;

  • развить пространственно-географическое мышление;

  • воспитать уважение к культурам других народов и стран;

  • сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;

  • научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;

  • воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.

Так как данная рабочая программа составляется по Программе Домогацких Е.М., то в ней отражены ее особенности. Программа является новой версией классического курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в новом образовательном стандарте, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным образовательным нормам. Кроме того, учебник, написанный на основании этой программы, опирается на самые свежие статистические данные.

Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» «Региональный обзор мира», несколько изменено распределение материала внутри разделов. Так в одну тему «Взаимоотношения природы и общества» объединены две ранее изучавшиеся раздельно темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение этой темы идет после темы «Население мира». Тема «Политическая карта мира» перенесена во вторую часть курса и изучается в 11 классе.

Изучение данного материала предполагает следующие требования к уровню подготовки учащихся

1. Знать:

  • методы географических исследований и уметь применять их на практике;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов;

  • динамику населения мира в целом; современные проблемы населения;

  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства;

  • географические аспекты глобальных проблем человечества;

2. Умет

  • объяснять географические аспекты различных текущих процессов и явлений;

  • оценивать ресурсообеспеченность стран;

  • использовать разнообразные источники географической информации.

Основное содержание

Введение (1 час)

Тема 1. Политическая карта мира (2 часа)

Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды. Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства. Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды. Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.

Практическая работа №1: Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.

Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)

Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. 11риродно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.

Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Особенности европейских субрегионов. Страны Европы. Федеративная Республика Германия - экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия. Республика Польша - типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение - отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны. Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.

Практическая работа №2: Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов)

Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия - родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации. Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.

Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия. Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов. Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия. Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи. Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо. Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев - хуацяо. Объекты Всемирного наследия. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население. Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера. Международные экономические связи. Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.

Практическая работа №3: 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.

Тема 4. Северная Америка (3 часа)

Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке. Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США. Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия. Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии. Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства - признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США. Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.

Практическая работа №4: Заполнение таблицы «Экономические районы США».

Тема 5. Латинская Америка (4 часа)

Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация. Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения. Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка, Индия и Мексика. Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населении и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточноео развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия. Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.

Практическая работа №5: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поечцьп ш» странам Латинской Америки.

Тема 6. Африка (4 часа)

Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя. Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов. Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения. Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия - причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия. Международные экономические связи. Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика. Южно-Африканская Республика (ЮАР) - единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономим» географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудпыг ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство». Республика Кения - типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование. Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.

Практическая работа №6: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.

Тема 7. Австралия и Океания (2 часа)

Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй. Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия. Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.

Практическая работа №7: Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.

Тема 8. Россия в современном мире (2 часа)

Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.

Практическая работа №8: Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Учебно - тематический план

Название тем


Количество уроков


Практические работы

Введение

1

0

Тема 1. Политическая карта мира

2

1

Тема 2. Зарубежная Европа

6

1

Тема 3.Зарубежная Азия

9

1

Тема 4. Северная Америка

3

1

Тема 5. Латинская Америка

5

1

Тема 6. Африка

4

1

Тема 7. Австралия и Океания

2

1

Тема 8. Россия в современном мире

2

1

Календарно - тематическое планирование

11 класс

№ Урока

Тема урока

Цель урока

Дата

Корректировка

общий

по теме

план

факт

Введение (1 ч)

1

1

Введение

Знакомство с курсом географии 11 класса.

1.09

Тема 1. Политическая карта мира (2 ч)

2

1

Этапы формирования политической карты мира.

Ввод понятия «страна», «государственная границы»; рассмотреть основные этапы формирования современной карты мира.

8.09

3

2

Регионы мира и международные организации

Ввести понятие «регион»; рассмотреть основные виды регионов, виды международных организаций.

15.09

Тема 2. Зарубежная Европа (6 ч)

4

1

Проверочная работа по теме «Политическая карта мира». Состав и географическое положение Зарубежной Европы

Проверить умения и знания за пройденный раздел. Рассмотреть субрегионы Европы, географическое положение.

22.09

5

2

Природа и люди Зарубежной Европы

Рассмотреть природные ресурсы, население региона.

29.09

6

3

Хозяйство и внутренние различия Зарубежной Европы

Рассмотреть краткую характеристику отраслей хозяйства, внутренние различия региона.

6.10

7

4

Страны Европы. ФРГ.

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население и хозяйство.

13.10

8

5

Страны Европы. Республика Польша

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население и хозяйство.

20.10

9

6

Проверочная работа по теме «Зарубежная Европа»

Проверить умения и знания за пройденный раздел.

27.10

Тема 3. Зарубежная Азия (9 ч)

10

1

Зарубежная Азия. Географическое положение и ресурсы

Рассмотреть особенности географического положения и ресурсов.

10.11

11

2

Население и хозяйство Зарубежной Азии

Рассмотреть население и хозяйство региона.

17.11

12

3

Страны Азии. Япония. Географическое положение, ресурсы и население

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население.

24.11

13

4

Хозяйство Японии

Рассмотреть основные отрасли хозяйства страны.

1.12

14

5

Страны Азии. КНР. Географическое положение, население и ресурсы

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население.

8.12

15

6

Хозяйство Китая

Рассмотреть основные отрасли хозяйства страны.

15.12

16

7

Страны Азии. Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население.

22.12

17

8

Хозяйство и внутренние различия Республики Индия

Рассмотреть основные отрасли хозяйства страны, внутренние экономические различия страны.

12.01

18

9

Проверочная работа по теме «Зарубежная Азия»

Проверить умения и знания за пройденный раздел.

19.01

Тема 4. Северная Америка (3 ч)

19

1

Страны Северной Америки. США. Географическое положение, ресурсы и население

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население.

26.01

20

2

США. Хозяйство, внутренние различия

Рассмотреть основные отрасли хозяйства страны, внутренние экономические различия страны.

2.02

21

3

Страны Северной Америки. Канада. Географическое положение, ресурсы и население, хозяйство

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население, основные отрасли хозяйства страны.

9.02

Тема 5. Латинская Америка (5 ч)

22

1

Латинская Америка. Географическое положение, ресурсы и население

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы региона, население.

16.02

23

2

Латинская Америка. Хозяйство, внутренние различия

Рассмотреть основные отрасли хозяйства региона, внутренние экономические различия страны.

2.03

24

3

Страны Латинской Америки. Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население.

9.03

25

4

Хозяйство Бразилии

Рассмотреть основные отрасли хозяйства страны, внутренние экономические различия страны.

16.03

26

5

Проверочная работа по темам «Северная Америка» и «Латинская Америка»

Проверить умения и знания за пройденные разделы, уметь применять полученные знания на практике.

6.04

Тема 6. Африка (4 ч)

27

1

Африка. Географическое положение, ресурсы.

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы региона.

13.04

28

2

Население и хозяйство Африки

Рассмотреть состав населения, основное хозяйство региона.

20.04

29

3

Страны Африки. ЮАР. Географическое положение, ресурсы и население, хозяйство

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население, основные отрасли хозяйства страны.

27.04

30

4

Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население, хозяйство

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы страны, население, основные отрасли хозяйства страны

4.05

Тема 7. Австралия и Океания (2 ч)

31

1

Проверочная работа по теме «Африка». Австралия. Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство, внутренние различия

Проверить умения и знания за пройденные разделы, уметь применять полученные знания на практике. Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы региона, состав населения, основное хозяйство региона, внутренние экономические различия страны.

11.05

32

2

Океания. Географическое положение, ресурсы, хозяйство

Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы региона, основные отрасли хозяйства страны.

18.05

Тема 8. Россия в современном мире (1 ч)

33

1

Экономико-географическая история России. Современная Россия.

Итоговая годовая проверочная работа за курс географии 11 класса.

Рассмотреть историю развития хозяйства в России, природные ресурсы России и краткую характеристику современного хозяйства страны. Проверить умения и знания за год, умения применять полученные знания на практике.

25.05

31

1

Проверочная работа по теме «Африка». Австралия. Географическое положение, ресурсы, население и хозяйство, внутренние различия

Проверить умения и знания за пройденные разделы, уметь применять полученные знания на практике. Рассмотреть особенности географического расположения и ресурсы региона, состав населения, основное хозяйство региона, внутренние экономические различия страны.

11.05

Перечень учебно-методических средств обучения

Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География» Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово»-РС, 2008.

Дополнительная литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Дайте планете шанс». Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1995

  2. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999

  3. Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М: Просвещение, 2000

  4. Карасев С.А. «Политическая карта мира». Методические рекомендации к проведению уроков. - Саратов, Лицей, 2002

  5. Максаковский В.П. «Историческая география мира» Учебное пособие. - М.: Экопрос, 1997

  6. Максаковский В.П. «Географическая картина мира. В 2 кн.» - М.: Дрофа, 2005

  7. Родионова И.А., Холина В.Н. Пособие для поступающих в вузы в трех частях.- М.: РУДН, Уникум-центр, 1998

  8. Страны мира. Энциклопедический справочник. - Смоленск, Русич,.2000

  9. Шатных А.В. «Современный урок географии». Методические разработки уроков географии в 10 классе. - М.: Школьная пресса, 2002

  10. Газета «География». - М.: Изд. дом «1 Сентября», научно-методический журнал «География в школе» - М.: Школа- Пресс.

11 .Атлас по экономической и социальной географии для 10 класса. Издательство «Дрофа», «ACT-пресс», «Картографии и геогдезии».

Тематические карты:

  1. Политическая карта мира.

  2. Минеральные ресурсы мира.

  3. Топливные ресурсы мира.

  4. Энергетическая промышленность мира.

  5. Земельные ресурсы мира.

  6. Агроклиматические ресурсы мира.


© 2010-2022