Индивидуальная поддержка личности ученика на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н.В. Зуева, МОУ «Гимназия №25», г. Ревда


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

За последние годы ценностные ориентиры во многих сферах жизни общества изменились в сторону направленности на творческую самореализацию личности.

Современное общество характеризуется ростом смены технологий, растет число творческих профессий, требующих самостоятельного принятия решений.

В связи с этим возникает необходимость изменения деятельности учителя в сторону перехода от учения как процесса запоминания к учению как процессу умственного развития и воспитания активной творческой личности.

Система творческой и проектно-исследовательской деятельности старшеклассников позволяет сформировать умение собирать, систематизировать, анализировать и использовать информацию. При этом формируются навыки межличностного общения, совместной деятельности, что положительно сказывается на самоопределении и самореализации старшеклассника.

Перед учителем географии стоит трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, ибо возрождение нашей страны целиком ляжет на плечи нынешнего поколения школьников. Именно эти задачи и решаются в курсах географии.

При изучении географии в общеобразовательной школе формируются важнейшие свойства личности, развиваются индивидуальные качества. Направленность на формирование личности ученика предъявляет особые требования к организации учебного процесса, к отбору методов и форм обучения. Они должны способствовать формированию определенных ценностных отношений, учить нормам поведения. Важнейшей задачей в обучении географии является овладение учащимися умениями самостоятельно работать с картой, статистическими материалами, вести наблюдения на местности, оценивать качество окружающей человека среды.

В настоящее время большое внимание уделяется проблемному обучению и усилению профориентационной направленности обучения, подготовке учащихся к самостоятельному творческому труду.

Используемые методы и приемы призваны обеспечить столкновение мнений, сопоставление различных точек зрения, развивать способность вырабатывать отношение и к прошлому, и к настоящему. По мнению психологов, ценностные ориентации являются основным структурным компонентом личности, а ценностное отношение возникает в учебной деятельности. Оно выражается в единстве знаний о социальной значимости культурного наследия и личностного отношения учащихся к нему. Для школьной географии в первую очередь важны оценки, связанные с окружающей средой.

Окружающий человека мир, среда его обитания подлежит оценке с точки зрения ее значения для жизни населения. География рассматривает те стороны окружающей среды, которые являются важными для становления личности. Это географическое положение, территория, природные условия, культурно-историческое прошлое населения, хозяйственная сфера, современная экологическая ситуация.

Учитывая, что география изучает свои объекты во времени и пространстве, основанием оценки может быть сравнение этапов развития ("что было" и "что теперь стало"), изменение состояния природной среды, ускорение или замедление темпов экономического развития. Одним из оценочных критериев является выявление тенденций развития природных и хозяйственных систем.

Коренные изменения в общественной жизни нашей страны повышают требования к уровню образования, квалификации и гражданской активности человека. В связи с этим идёт работа по созданию новых концепций, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения в современных условиях.

Индивидуальность выражается в особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности деятельности. Последние влияют на индивидуальные способности личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств. Поэтому, для формирования индивидуальных качеств использую приемы и методы индивидуальной поддержки личности ученика. Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в педагогическом сопровождении развития ученика, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического взаимодействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также творческие одаренные дети.

Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Работу со школьниками необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь определить, какие приемы будут способствовать увеличению интереса к предмету, повысят интеллектуальную активность.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. В этом случае обучение создает максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик, в силу своих повышающихся возможностей, стремится превзойти при педагогической поддержке учителя.

Индивидуализация учения предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, мотивационное учение, усиление в обучении связей «ученик-ученик», больший акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Индивидуальный подход и воспитание в коллективе, через коллектив не противоречат друг другу. А.С. Макаренко, призывая строить учебно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей учащихся, говорил о педагогике «индивидуального действия», рассчитанной на каждую конкретную личность со всем её индивидуальным своеобразием. Вместе с тем он подчёркивал, что индивидуальный подход - это не «парная педагогика», не камерное воспитание, не «разрозненная возня с каждым воспитанником». Индивидуальный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс.

Осуществляя индивидуальный подход, следует помнить, что на учащихся по-разному влияют поощрения. Одного ученика полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчёркивание недостатков ученика может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребёнку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные методы и средства являются важным средством активизации познавательной деятельности, а их применение актуальной проблемой.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, мною определены направления деятельности, для развития и формирования познавательных интересов учащихся на уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков, использую ИКТ. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков - заочных экспедиций (виртуальных путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений - игровые, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Способствует этому использование карт с индивидуальными заданиями. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Нетрадиционные, проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление уроком.

Использую на уроках и во внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

Убеждена, что в процессе обучения важно предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Очень интересным и содержательным программным продуктом является программное обеспечение по географии, предлагаемое в рамках «КМ-школы». Данный программный продукт дает учителю широкие возможности планировать урок, составлять конспект занятия, использовать кинофрагменты, электронные презентации и осуществлять контроль усвоения знаний благодаря большому количеству предлагаемых в продукте тестовых заданий по разным темам.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи. На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому разыскиваю и применяю самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении, а география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.


© 2010-2022