Выступление на тему: Развитие познавательных интересов в процессе преподавания географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательных интересов в обучении географии

Полиектова Людмила Львовна

МБОУ «Лицей № 159» города Казань

Школа призвана всей своей деятельностью формировать трудовой облик жизни, повышать престиж и воспитательную роль главного труда учащихся - учебу. Нужно утверждать в каждом образовательном учреждении атмосферу упорного, активного учебного труда учащихся, заинтересованного , творческого , ответственного отношения к овладению знаниями.

Педагогический процесс требует стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Известно, что знания сами по себе не приходят, они являются результатом мыслительных действий.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависят результаты обучения и воспитания.

Можно ли каждому учителю научить детей учиться с интересом и можно ли каждому школьнику самостоятельно сформировать в себе жажду познания? В.А Сухомлинский отвечал на него однозначно: «Человек должен учиться, потому, что он человек». Этот призыв к «долженствованию» позволяет нам рассматривать интерес школьников к учению не как искорку, прилетающую извне, а как сложное явление человеческой натуры, от которого зависят не только учебные успехи, но и активность личности, её жизненная позиция.

Важнейшим требованием к уроку является активная деятельность учащихся, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач, возникающих в процессе обучения. Вместе с тем активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения.

Основу для активизации обучения обеспечивает повышение научного уровня школьной географии - изучение географических объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить , а на уровне проникновения в их сущность. У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый, непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознает стоящую перед ним познавательную задачу и ищет пути её решения.

Познавательный интерес характеризуется тем, что у школьников не только возникают проблемные вопросы или познавательные ситуации, но и стремление самостоятельно их решить. В центре внимания учащихся на этой стадии интереса не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, которую следует решить. На этой стадии интереса учащиеся сами ищут причину, стремятся проникнуть в сущность явления.

Главная задача учителя географии - дать учащимся прочные знания. Неукоснительно выполняя задачу, каждый учитель реализует и другие воспитательно-образовательные возможности предмета, опираясь на свой опыт и особенности своего стиля работы.

Кроме прочных знаний по географии, стараюсь развивать познавательный интерес к географии и учёбе вообще. Использую разные формы работы с художественной и научно-популярной литературой, интернет-ресурсы на уроках географии. Кабинет географии имеет богатую библиотеку, где в наличии и художественная, научно-популярная, справочная литература, периодические издания.

© 2010-2022