• Преподавателю
  • География
  • Введение ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения и в организации образовательного процесса

Введение ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения и в организации образовательного процесса

Раздел География
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС основного общего образования и изменения в организации образовательного процесса.

Введение ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения в организации образовательного процесса. Это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе должен быть направлен на формирование и развитие всесторонне образованной, инициативной, успешной личности на основе овладения различными способами деятельности. Достижение планируемых результатов программы основного общего образования связано с развитием самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений, навыков, видов и способов деятельности. Реализация ФГОС связана с личностными, метапредметными и предметными результатами.

Личностные результаты направлены на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения

Метапредметные результаты заключается в формировании у выпускников основной школы развития посредством географического знания:познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессии.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:- формирование представлений о географии, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления в быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения в отдельных странах; материках, овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.

В Законе об образовании закреплены современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. Выполнение этих требований, позволяет сформировать у учащихся: целостное, комплексное восприятие мира и социально значимые качества личности.

В ФГОС впервые на государственном уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования ключевые компетенции, которые определены как система «универсальных знаний, умений и навыков также опыт самостоятельной работы.

Понятие «компетенция» составляют знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. В обучении географии, сегодня, используются различные виды компетенций.

Виды ключевых компетенций:

информационная - готовность к работе с информацией. коммуникативная - готовность к общению с другими людьми, готовность к сотрудничеству с людьми. самообразовательная - готовность к непрерывному самообразованию, валеологическая - понимание и социального, и биологического здоровья человека.

Информационно-технологическая - готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации.

Гражданская - готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства.

Формирование различных компетенций связано с реализацией различных технологий, посредством различных форм организации учебной деятельности.Формы организации исследовательской деятельност на уроках географии:

• урок-исследование, урок-отчёт, урок «Удивительные места планеты»

(Ставрополья, региона КМВ, страны), урок-рассказ об учёных, путешественниках. («Участники Великой Северной экспедиции», «Н.Н Пржевальский», Н.И. Вавилов» и др. урок-защита исследовательских проектов «И дали им героев имена», «Их помнят минераловодцы»

урок «Открытие», домашнее задание исследовательского характера «Проблемы озера Тамбукан», «О чем молчит гора Змейка», « О чем говорят камни» и др..

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

• исследовательская практика обучающихся;

• образовательные экспедиции − походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;

• факультативные занятия;

•занятия научно-исследовательского общества;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах. Большое значение в рамках реализации ФГОС уделяется проектной деятельности:проекты могут иметь разную направленность.

Виды проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). Ведущим, системообразующим компонентом ФГОС являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, к которым относятся личностные, метапредметные и предметные результаты. учебная деятельность по своему характеру остаётся преимущественно индивидуальной, тем не менее вокруг неё нередко возникает настоящее сотрудничество обучающихся: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Для оценки состояния результатов обучения основой формирования являются условия реализации образовательных программ


Литература

1. Под ред. Козлова С.А., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа // сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342с.

3. Примерные программы по учебным предметам. 5-9 классы // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011.

4. Феденко Л.Н. Федеральные государственные образовательные стандарты: особенности и порядок введения // Справочник руководителя образовательного учреждения. - М., 2011. - №5. - С. 20-25.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Серия стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011. - 48с.











© 2010-2022