• Преподавателю
  • География
  • Урок на тему Численность населения, размещение населения, типы воспроизводства населения (10 класс)

Урок на тему Численность населения, размещение населения, типы воспроизводства населения (10 класс)

Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № 14 10 класс

Дата: 16.12.2015

Тип урока: изучения новых знаний

Общее название темы: Население мира.

Тема урока: Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства.

Цель урока: обучающая - формирование знаний об особенностях изменения численности населения в современный период и процессах, влияющих на естественное движение населения;

развивающаяая - отработка приемов самостоятельной устной деятельности;

воспитательная - формирование у учащихся естественно-научного мировоззрения, культуры семейных отношений.

Оборудование: атласы, карта, учебник.

Ход урока

I.Мотивация темы урока

На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.

Что означает в этом названии слово "социальная"?

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Разместите на доске в правильной последовательности таблички с понятиями "природа", "хозяйство", "население". Объясните предложенную вами последовательность.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.

Вспомните, что изучает демография?

Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока

а) Графическая часть.

Урок на тему Численность населения, размещение населения, типы воспроизводства населения (10 класс)

Урок на тему Численность населения, размещение населения, типы воспроизводства населения (10 класс)

Рис.2. Динамика численности населения см. учебник стр 66

II. Изучение нового материала.

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках.

- Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения?

(Переписи населения.)

Историческая справка.

Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Учитель: Численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек. 31 октября 2011 ООН объявила, что на Земле родился 7-ми миллиардный житель. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: "Он присоединился к большинству". Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами! От рождения 6-ти миллиардного жителя до 7-ми миллиардного жителя прошло всего 12 лет.(См. рис.1).

Вопросы к учащимся.

7 млрд. - это много для нашей планеты или нет? Какова ваша позиция? Грозит ли нашей планете перенаселение?(См. рис.2).

В чем опасность роста населения? (Выслушиваем ответы, обобщаем). Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства?

На эти вопросы, а также на глобальный вопрос: "А сколько людей выдержит Земля?"- ответы стали появляться уже в 60-х годах, когда начался демографический взрыв. Правда, разные школы и научные течения выдвигают самые разные гипотезы. Одни считают, что Земля выдержит более 10 млрд. человек, другие - 12 млрд. Третьи, что вообще неограниченное количество. Четвертые, что рост численности стабилизируется на отметке 7 млрд. человек. Существует и такая точка зрения: человек является биопродуктом природы; если она его создала, то она сделает все возможное, чтобы его прокормить или же "предпримет меры", чтобы отрегулировать его численность в нужном для себя направлении. Может это уже и происходит сегодня: разрушительные катастрофы, стихийные бедствия, уносящие сотни тысяч жизней (во время цунами в Индийском океане 26 декабря 2004 года погибло более 160 тыс. человек), невиданные ранее болезни, от которых человечество не может найти лекарства и т.д.?

И еще один вариант ответа на вопрос: "Хватит ли…?" - уже сегодня не хватает! Поэтому в последние годы появился термин "золотой миллиард" - это население планеты, которому сегодня всего (сырья, энергии, денег) хватает. Где же живет этот миллиард? Это совокупное население США (280 млн.ч.), Западной Европы (600 млн.ч.) и Японии (126 млн.ч.). Энергии они потребляют 50% мирового производства и создают 75% общей массы отходов. Остальное население мира уже сегодня за бортом этого благополучия. Им уже сегодня чего-то не хватает (работы, пищи, жилья, ресурсов и т.д.).

Сегодня в мире голодают 650 млн. человек, а умирают от голода 35 тыс. человек ежедневно, 12 млн. человек - ежегодно. При этом население Земли ежегодно увеличивается на 96 млн. человек. Знаменитое изречение Шиллера "Любовь и голод правят миром" ныне стало биологическим законом. Голод сдерживает рост населения. А любовь к чему приводит?

Рождаемость же ведет к беспрерывному воспроизводству населения.

Воспроизводство населения.

Вспомните и запишите определение воспроизводства населения. Воспроизводство населения - это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста.

Ученые выделяют три исторических типа воспроизводства населения

Задание 1. (по рядам)

Работа с учебником. Используя учебник, стр.63-65 выбрать основные черты 1-демографический кризис, зима и 2 - демографический взрыв - весна типа воспроизводства населения.

Переход от одного типа воспроизводства к другому получил название демографической революции или демографического перехода.

Ответы учащихся.

С целью регулирования численности населения Земли, государство проводит демографическую политику.

Демографическая политика-система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении. Страны 1 типа на повышение, а второго на снижение рождаемости.

Зачитать примеры демографической политики стр.69 учебника.

Важным показателем характеристики населения является качество населения.

Учащиеся размышляют, что может относиться к этому понятию.

Рассказ учителя.

  1. Очень важным показателем качества населения является его здоровье. Во второй половине 20 века в этом направлении были достигнуты заметные успехи, однако в ряде стран еще высоки показатели смертности, в том числе младенческой смертности (Средний показатель в мире младенческой смертности -45 детей на 1000 жителей, а в Афганистане 150 человек на 1000 жителей)

  2. Уровень грамотности. Есть страны в которых 100% грамотность, например Япония, а вот в странах Южной Азии половина населения безграмотно.

Одним из показателей населения является его средняя продолжительность жизни, которая зависит от целого ряда факторов. Самая высокая продолжительность жизни - Япония (мужчины-76 лет, женщины - 81 год), а самая низкая в Африке (Гвинея-Биссау -38 лет).

Изучая население мира, не надо забывать о том, что мы живем в России. Какие же демографические процессы характерны для нашей страны? (Выслушиваем ответы учащихся, обобщаем, добавляем).

Лидерство России в народонаселении:

I место в мире по числу абортов;

II - по числу разводов;

II - по количеству убийств (на 1000 человек);

II - по количеству заключенных (на 1000 человек);

100 место - по продолжительности жизни.

У нас самый низкий естественный прирост, самая большая убыль населения, самая высокая из развитых стран детская смертность. Появилось новое демографическое понятие "русский крест" (см. рис.5).

Урок на тему Численность населения, размещение населения, типы воспроизводства населения (10 класс)

Рис.5. "Русский крест"

А есть ли у нас будущее? Конечно. Вы - наше будущее! Будущие родители. А скольких детей вы хотели бы иметь в ваших будущих семьях?

III. Закрепление изученного материала.



  1. Что нового я узнал сегодня на уроке…?

  2. Что такое воспроизводство населения? Какие выделяют типы воспроизводства населения?

IV. Домашнее задание.

  1. Читать учебник на стр62-71.

  2. Знать определения.

© 2010-2022