Экологическое воспитание на уроках биологии и географии

В Зыбинской школе создана экологическая тропа. Важная роль в изучении экологической ситуации в окрестностях села отведена учениками, особенно десятиклассниками. Маршруты экологической тропы начинается у школы и протекает через село вдоль реки Биюк-Карасу. Экскурсии по биологии с учащимися 6; 7; 8-х классов, а также практические работы на местности по географии, биологии проводятся по маршруту экологической тропы. Первая остановка экологической тропы - школа, которая находится на улице Ленина. Шк...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание на уроках биологии и географии.

Учитель биологии и географии Маковская Н.С.

География и биология - одни из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Главный объект исследований - окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия. Школьный курс географии и биологии обладает исключительными возможностями для эффективного экологического образования и воспитания школьников. При планировании уроков я усиливаю экологическую направленность за счет более глубокого анализа и осмысления с позиций современной экологии всех процессов и явлений, происходящих в окружающей природной среде. Именно сейчас цели изменились, и мы обязаны готовить каждого своего ученика к жизни, т.е. к поведению в природе, в обществе, в государстве, на производстве, осознавая всю серьезность влияния на окружающую среду.

Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Для нынешнего времени важно понять, что вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Именно сейчас важен в работе учителя биологии и географии творческий подход к организации учебной деятельности.

В процессе формирования экологических знаний на уроках использую следующие методы учебно-исследовательской и практической деятельности учащихся:

- наблюдение прямое, косвенное с целью описания биотических и абиотических компонентов природных систем и влияние на них деятельности человека;

- экспериментирование: формулирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;

- мониторинг за состоянием окружающей среды: взятие проб, учет биологического разнообразия, формулирование выводов;

-владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;

- моделирование проектов решения экологических проблем;

- анкетирование, опрос, беседы.

По форме проведения уроки экологической направленности применяю самые разнообразные: уроки заочного путешествия, семинары, ролевые и деловые игры, практикумы, дискуссии, коллективные и индивидуальные проекты. При изучении курса уделяю большое внимание экологически проблемам своего города, района, края.

Обсуждение экологических проблем планирую в следующей последовательности:

На уроке по теме «Этапы и методы географического изучения территории»в 8 и 9 классах происходит знакомство с нормами экологической морали (составление памяток, буклетов);

На уроке «Водные ресурсы и человек» проводится конференция «Экологические проблемы Черного и Азовскоко морей» «Экологические проблемы реки Биюк-Карасу»

На уроке «Почвенные ресурсы» проводится дискуссия проблемного характера по теме «Урожайность черноземов»;

На уроке «Биологические ресурсы» - составление прогноза видового и количественного состава растительного и животного мира Белогорского района;

После изучения темы «Природное районирование» на уроке повторения и обобщения проводится групповая работа «Моделирование процессов влияния хозяйственной деятельности человека на природную зону степи. Составление экологического паспорта природного объекта»;

На уроках биологии и географии я выстраиваю экологическое воспитание так, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся. На мой взгляд, только при этом условии удастся изменить систему моральных ценностей молодежи, перевести ее с хищническо-потребительской эгоистической позиции на пути совершенствования экологического сознания и нравственного развития личности.

Отношение человека к окружающей среде воспитывается с первых лет обучения его в школе. Экологическое воспитание носит межпредметный характер и рассматривается под углом зрения различных предметов. Однако лишь курсы географии и биологии рассматривают экологические проблемы на трёх уровнях: глобальном, региональном и на основе краеведческого подхода - локальном.

Экологическая тропа.

Одним из эффективных методов экологического воспитания учащихся является экологическая тропа. Важное значения имеют работы на местности с оцениванием влияния человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно и критично оценивать своё поведение и поведение других людей в природе, выбирать линию поведения, которая отвечает законам сосуществования природы и общества.

В экономическом воспитании вместе с моральным большое значение имеет эстетическое воспитание. Увидеть прекрасное в природе, жизни и деятельности людей, правильно понять красоту труда человека по освоению окружающей среды помогает составление географических и

художественных описаний, написание творческих работ по литературе и языку. Большое значение имеет изучение памяток истории, культуры, народных обычаев и традиций.

В Зыбинской школе создана экологическая тропа. Важная роль в изучении экологической ситуации в окрестностях села отведена учениками, особенно десятиклассниками. Маршруты экологической тропы начинается у школы и протекает через село вдоль реки Биюк-Карасу. Экскурсии по биологии с учащимися 6; 7; 8-х классов, а также практические работы на местности по географии, биологии проводятся по маршруту экологической тропы.

Первая остановка экологической тропы - школа, которая находится на улице Ленина. Школу окружают различные растения; каштаны и туя, акации и клёны, буксусы и множество цветов (ирисы, хризантемы, тюльпаны, нарциссы и др.). рассказывается о биологических особенностях данных растений, Учащиеся ухаживают за насаждениями, высаживают новые растения.

Второй остановкой парк в центре села. Он расположен на берегах реки Биюк-Карасу. На территории парка находится плотина через реку, это излюбленное место отдыха жителей села Зыбины. Очень часто берега реки в этих местах загрязнены бытовым мусором (бутылки, пакеты, бумаги). Во время остановки учащиеся собирают мусор и сжигают его. Кроме того, в этих местах часто проводятся походы одного дня с целью очистки территории от мусора. Активное участие в этом нужном деле принимают учащиеся старших классов.

Третей остановкой экологической тропы является участок реки, который в народе называют «Крюча». Правый берег в этом месте довольно крутой, поэтому здесь можно наблюдать выход твёрдых горных пород и срез почвы. Учащиеся рассматривают строение крутого берега и определяют виды растений, покрывающих берега реки.

Четвёртой остановкой является самый мелкий участок реки - переезд. Здесь очень хорошо можно наблюдать особенности речной долины. Xарактеризуются виды растений и животных, обитающих в данном месте. Часто ученики собирают растения для составления гербария.

Пятой остановкой является канал - это ответвление реки Биюк-Карасу, которое несёт воды на поля, окружающие село. Как правило, воды канала прозрачные, и хорошо видны водоросли, покрывающие берега. Можно увидеть здесь и речных рыбок: карасей, ершей, марину и др. учащиеся наблюдают за рыбами, определяют их название. Обязательным условием каждой стоянки является очистка местности от мусора. Кроме того, обязательно подсчитывается количество спиленных деревьев вдоль реки. Данные о срубленных деревьях мы передаём в сельский совет.

Посетив последнюю стоянку учащиеся возвращаются в школу, где подводят итоги и обсуждают проведённую экскурсию. Очень эффективной является работа на экологической тропе со старшеклассниками. Она способствует углублению и расширению знаний и кругозора в процессе проведения нестандартных уроков и внеклассной работе. Она может стать важным элементом в системе социальных ценностей будущего гражданина и хозяина, способствовать преодолению потребительского подхода к природе. .

Экологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географииЭкологическое воспитание на уроках биологии и географии



© 2010-2022