- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии в 6 классе
Рабочая программа по географии в 6 классе
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дёгтева Т.В. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-
Закона РФ «Об образовании»;
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089;
-
Примерной программы основного общего образования по географии (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)
-
Учебного плана МБОУ «Аграмаковская ООШ » на 2014-2015 уч.год;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году;
Программа рассчитана на 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель в 6-ых классах, то на программу в 6 классе отводится 35 часов. Программой предусмотрено проведение:
практических работ -16, из них оценочных -8.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа.
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является
изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль
своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
Механизмы формирования компетентности обучения.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Основные цели и задачи изучения курса географии в 6 классе:
Курс географии 6 класса открывает 6-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.
Цели курса:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, ее разнообразии и целостности; путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту для поиска и демонстрации географических данных;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
В задачи обучения географии входят:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных..
Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:
-технология формирования учебной деятельности;
-применение идеи опор в различной форме ( схемы, логические опорные конспекты)
- использование типовых планов описания и характеристик
-уроки-практикумы, проблемные уроки
-технологии учебно-игровой деятельности
-технологии коммуникативно-игровой деятельности.
-ИКТ и др.
Содержание программы:
Введение. География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Виды изображений поверхности Земли. Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. План местности. Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Строение Земли. Земные оболочки.
Земля - как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера. Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие -важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;
- части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа;
- части Мирового океана;
- виды вод суши;
- причины изменения погоды;
- типы климатов;
- виды ветров, причины их образования;
- виды движения воды в океане;
- пояса освещенности Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой.
2. Приводить примеры:
- различных видов карт;
- горных пород и минералов;
- типов погод;
- взаимовлияния всех компонентов природы.
3. Определять:- стороны горизонта на местности (ориентироваться); - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте - расстояния и направления- осадочные и магматические горные породы;- направление ветра.
4.Описывать:- географические объекты.
5. Объяснять:- особенности компонентов природы своей местности по плану и карте;
Географическая номенклатура:
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.
Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:
Методические пособия
1.Е.А. Жижина. Контрольно-измерительные материалы. 6 класс. М.: «Вако», 2011 год.
2.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва. «Вако», 2008 год.
3.Т.В.Старостина. Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Волгоград, 2008.
Рекомендуемая литература для учащихся:
1.Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18в. М: Школа-Пресс, 1993
2.Исмагилова С.Т. Энциклопедия для детей. География. М: Аванта, 1994
3.Маркин В.А. Я познаю мир. География. М:АСТ,1998
4.Тайсин А.С. География. Тесты. 6 класс. Казань. Магариф, 2001
Литература и средства обучения:
-
Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии 6 класса. // М., Просвещение, 1991.
-
Герасимова Т.П., Сафонов Л.П. Задания для проверки знаний учащихся по курсу физической географии 5 класса. Из опыта работы. //М., Просвещение, 1975.
-
Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. // М, Просвещение, 1989.
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. // М., «ВАКО», 2007.
-
Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. // М., Просвещение, 1991.
Используемый УМК:
-
Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2007.
-
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "Физическая география, начальный курс". 6 класс - М.: Дрофа, 2007.
-
А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.
-
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
-
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Практические работы
Раздел 1. Введение
· Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.
Тема 2.1. План местности
· Топографический диктант;
· Ориентирование на местности;
· Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане;
· Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам;
· Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями;
· Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута.
Тема 2.2. Географическая карта
· Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний;
· Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений;
· Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте;
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки
· Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте».
Тема 3.1. Литосфера
· Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность).
· Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению;
· Определение по карте высоты гор и равнин;
· Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.
Тема 3.2. Гидросфера
· Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек.
· Нанесение на контурную карту океанов, морей, озер, рек.
Тема 3.3. Атмосфера
· Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра).
· Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
Тема 3.4. Биосфера
Раздел 4. Население Земли
· Нанесение на контурную карту крупнейших городов мира
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека
№ урока
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Практические работы
Характеристика деятельности уч - ся
Дата проведения
План
Факт
1
Введение. Как люди изучали Землю.
1
Вводный урок
Знать основные географические понятия и термины
& 1-2
Путешествие по карте: изучение расположения различных географических объектов
2
Земля - планета Солнечной системы. Географические следствия движения Земли.
1
Урок изучения нового материала
Знать основные географические понятия и термины
& 3
Составление и объяснение схем: «Положение Земли в Солнечной системе», «Движение Земли вокруг Солнца»
3
Форма и размеры Земли. Глобус.
1
Комбинированный урок
Знать основные географические понятия и термины
& 9
Определение расстояний
4
Географическая карта. Масштаб географических карт
1
Урок изучения нового материала
Знать основные географические понятия и термины, различия карт по содержанию, масштабу, способам изображения.
& 5, 10
Решение задач
5
Градусная сеть карты.
1
Комбинированный урок
Географические координаты, направления и расстояния
& 11
Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте
6-7
Географические координаты точки на глобусе и карте
2
Уроки отработки навыков и умений
Географические координаты, направления и расстояния
& 12
& 13
Определение географических координат точки на глобусе и карте.
8
Способы изображения объектов на физических картах.
1
Комбинированный урок
Знать способы картографического изображения
& 14
Чтение карт, измерение относительной высоты точек
9
Внутреннее строение Земли. Состав и строение земной коры.
1
Урок изучения нового материала
Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере
& 16, 17
Изучение свойств минералов и горных пород в коллекции.
10
Движения земной коры и их следствия.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере
& 18
Определение по карте сейсмических районов, нанесение на карту основных зон землетрясений и вулканов
11
Основные формы рельефа земной поверхности.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере
& 20-22 (обзорно)
Определение по карте высоты гор и равнин.
12
Определение географического положения гор и равнин.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере
повторить весь материал темы
Определение географического положения гор и равнин.
13
Человек и литосфера.
1
Урок обобщения знаний и умений
Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере, изменения в результате деятельности человека
Работа с контурной картой.
Тестирование
14-15
Мировой океан и его части. Свойства океанической воды.
2
Урок изучения нового материала
Знать части Мирового океана
& 24, 25
Определение по карте местоположения географических объектов гидросферы.
16
Моря как части Мирового океана. Виды морей.
1
Комбинированный урок
Знать части Мирового океана
& 24, 26
Нанесение на к/к элементов географической номенклатуры
17
Подземные воды.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать основные понятия и термины
& 29
18
Реки.
1
Комбинированный урок
Знать части реки
& 30
Географическое описание одного из объектов.
19
Озера и ледники
1
Комбинированный урок
Знать и понимать основные понятия и термины
& 31, 32
Нанесение на к/к элементов географической номенклатуры
20
Влияние человека на гидросферу.
1
Урок обобщения знаний и умений
Знать и понимать основные понятия и термины
& 34
Работа с контурной картой.
Тестирование
21
Строение и значение атмосферы.
1
Урок изучения нового материала
Знать и понимать основные понятия и термины
& 35
Составление схемы «Строение атмосферы»
22
Температура воздуха и её изменения.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать основные понятия и термины
& 44
Работа с теллурием
23
Атмосферное давление и ветер.
1
Комбинированные уроки с элементами практикума
Знать и понимать основные понятия и термины
& 36, 37
Определение элементов погоды своей местности, их обработка и систематизация.
Решение практических задач.
24
. Влажность воздуха и атмосферные осадки.
1
Знать и понимать основные понятия и термины
& 38, 39
25
Погода. Климат.
1
Знать и понимать основные понятия и термины
& 40, 41
26
Распределение солнечного света и тепла на Земле.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать основные понятия и термины
& 42
Описание погоды по календарям
27
Человек и атмосфера.
1
Урок обобщения и систематизации знаний
Знать и понимать основные понятия и термины
Тестирование
28
Закон географической зональности. Природные зоны Земли.
1
Урок изучения нового материала
Знать и понимать основные понятия и термины
& 47, сообщения о животных
Описание природной зоны по выбору. Составление фотоальбомов о жизни животных.
29
Взаимодействие природы и человека.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать основные понятия и термины
& 54
30
Население Земли. Расы.
1
Урок изучения нового материала
Знать и понимать основные понятия и термины
& 52, подготовить сообщения
Определение ареалов распространения крупнейших народов мира, размещения крупнейших стран и городов.
31
Крупнейшие народы и страны.
1
Комбинированный урок
Знать и понимать основные понятия и термины
Дополнительная лит-ра
размещения крупнейших стран и городов .Описание традиционных видов деятельности отдельных народов.
32
Понятие о плане местности. Чтение плана местности.
1
Урок изучения нового материала
Решение практических задач по топографическому плану, описание маршрута.
& 4,5
Топографический диктант
33
Ориентирование на местности.
1
Уроки отработки навыков и умений
Уметь двигаться по азимуту
& 6
Ориентирование по Солнцу и местным признакам.
34
Составление простейшего плана местности
1
& 8
35
Изучение природных компонентов своей местности.
1
краеведческий материал