Рабочая программа по географии в 6 классе

Рабочая программа составлена по учебнику Т.П.Герасимовой и Н.П. Неклюковой "Начальный курс географии".Программа расчитана на 35 часов. Программа состоит из пояснительной записки и календарно- тематического планирования. В пояснительной записке  описано место предмета в учебном плане, содержание предмета, требования к уровню подготовки учащихся, даётся список географической номенклатуры, изучаемой в данном курсе, имеется описание практических работ. В календарно - тематическом планировании содерж...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа по географии в 6 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании»;

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089;

  • Примерной программы основного общего образования по географии (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»)

  • Учебного плана МБОУ «Аграмаковская ООШ » на 2014-2015 уч.год;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) для использования в образовательном процессе в 2014-2015 учебном году;

Программа рассчитана на 1 час в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 35 учебных недель в 6-ых классах, то на программу в 6 классе отводится 35 часов. Программой предусмотрено проведение:

практических работ -16, из них оценочных -8.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является

изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль

своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.

Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.

На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

Форма контроля.

Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.


Основные цели и задачи изучения курса географии в 6 классе:

Курс географии 6 класса открывает 6-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Цели курса:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, ее разнообразии и целостности; путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать географическую карту для поиска и демонстрации географических данных;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;

- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

В задачи обучения географии входят:

- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;

- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

- начать формировать умения использовать источники географической информации, прежде всего карты;

- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

- начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных..

Освоение нового содержания дисциплины происходит в условиях сочетания традиционных и новых технологий обучения:

-технология формирования учебной деятельности;

-применение идеи опор в различной форме ( схемы, логические опорные конспекты)

- использование типовых планов описания и характеристик

-уроки-практикумы, проблемные уроки

-технологии учебно-игровой деятельности

-технологии коммуникативно-игровой деятельности.

-ИКТ и др.

Содержание программы:

Введение. География как наука. Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева. Виды изображений поверхности Земли. Глобус. Градусная сетка. Параллели. Меридианы. Географические координаты: географическая широта и долгота. Способы изображения земной поверхности на глобусе. План местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. План местности. Географическая карта - особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте. Строение Земли. Земные оболочки.

Земля - как планета. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной. Литосфера - твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности. Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Литосфера. Гидросфера - водная оболочка Земли. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана. Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород, близости к озерам. Минеральные воды. Ледники - главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Значение рек для человека, рациональное использование водных ресурсов. Наводнение; правила обеспечения личной безопасности. Хозяйственное значение озер, водохранилищ, болот. Гидросфера. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность, ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической \широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Атмосфера. Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Биосфера. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие -важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разного типа. Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность - важнейшие особенности природы Земли. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Население Земли. Человечество - единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек - часть биосферы. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.


Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:- стороны горизонта на местности (ориентироваться); - относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте - расстояния и направления- осадочные и магматические горные породы;- направление ветра.

4.Описывать:- географические объекты.

5. Объяснять:- особенности компонентов природы своей местности по плану и карте;

Географическая номенклатура:

Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея, Огненная Земля, Японские, Исландия.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка, Аляска.

Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины, Центральные равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Альпы, Кавказ, Урал, Скандинавские, Аппалачи.

Горные вершины, вулканы: Джомолунгма, Орисаба, Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий, Гекла, Кракатау, Котопахи.

Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Баренцево, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Куросио, Бенгельское, Западных Ветров.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Енисей, Волга, Лена, Обь, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.

Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские

Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:


Методические пособия

1.Е.А. Жижина. Контрольно-измерительные материалы. 6 класс. М.: «Вако», 2011 год.

2.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. Москва. «Вако», 2008 год.

3.Т.В.Старостина. Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Волгоград, 2008.

Рекомендуемая литература для учащихся:

1.Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18в. М: Школа-Пресс, 1993

2.Исмагилова С.Т. Энциклопедия для детей. География. М: Аванта, 1994

3.Маркин В.А. Я познаю мир. География. М:АСТ,1998

4.Тайсин А.С. География. Тесты. 6 класс. Казань. Магариф, 2001

Литература и средства обучения:

  1. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии 6 класса. // М., Просвещение, 1991.

  2. Герасимова Т.П., Сафонов Л.П. Задания для проверки знаний учащихся по курсу физической географии 5 класса. Из опыта работы. //М., Просвещение, 1975.

  3. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. // М, Просвещение, 1989.

  4. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. // М., «ВАКО», 2007.

  5. Сиротин В.И. Самостоятельные и практические работы по географии. 6-10 классы. // М., Просвещение, 1991.

Используемый УМК:

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс - М.: Дрофа, 2007.

  2. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "Физическая география, начальный курс". 6 класс - М.: Дрофа, 2007.

  3. А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. - М.: Дрофа, 2007.

  4. Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

  5. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Практические работы

Раздел 1. Введение

· Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.

Тема 2.1. План местности

· Топографический диктант;

· Ориентирование на местности;

· Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане;

· Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам;

· Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями;

· Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута.

Тема 2.2. Географическая карта

· Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний;

· Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений;

· Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте;

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки

· Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте».

Тема 3.1. Литосфера

· Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность).

· Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению;

· Определение по карте высоты гор и равнин;

· Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.

Тема 3.2. Гидросфера

· Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек.

· Нанесение на контурную карту океанов, морей, озер, рек.

Тема 3.3. Атмосфера

· Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра).

· Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

Тема 3.4. Биосфера

Раздел 4. Население Земли

· Нанесение на контурную карту крупнейших городов мира

Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека


№ урока

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Практические работы

Характеристика деятельности уч - ся

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Как люди изучали Землю.

1

Вводный урок

Знать основные географические понятия и термины

& 1-2

Путешествие по карте: изучение расположения различных географических объектов

2

Земля - планета Солнечной системы. Географические следствия движения Земли.

1

Урок изучения нового материала

Знать основные географические понятия и термины

& 3

Составление и объяснение схем: «Положение Земли в Солнечной системе», «Движение Земли вокруг Солнца»

3

Форма и размеры Земли. Глобус.

1

Комбинированный урок

Знать основные географические понятия и термины

& 9

Определение расстояний

4

Географическая карта. Масштаб географических карт

1

Урок изучения нового материала

Знать основные географические понятия и термины, различия карт по содержанию, масштабу, способам изображения.

& 5, 10

Решение задач

5

Градусная сеть карты.

1

Комбинированный урок

Географические координаты, направления и расстояния

& 11

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте

6-7

Географические координаты точки на глобусе и карте

2

Уроки отработки навыков и умений

Географические координаты, направления и расстояния

& 12

& 13

Определение географических координат точки на глобусе и карте.

8

Способы изображения объектов на физических картах.

1

Комбинированный урок

Знать способы картографического изображения

& 14

Чтение карт, измерение относительной высоты точек

9

Внутреннее строение Земли. Состав и строение земной коры.

1

Урок изучения нового материала

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере

& 16, 17

Изучение свойств минералов и горных пород в коллекции.

10

Движения земной коры и их следствия.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере

& 18

Определение по карте сейсмических районов, нанесение на карту основных зон землетрясений и вулканов

11

Основные формы рельефа земной поверхности.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере

& 20-22 (обзорно)

Определение по карте высоты гор и равнин.

12

Определение географического положения гор и равнин.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере

повторить весь материал темы

Определение географического положения гор и равнин.

13

Человек и литосфера.

1

Урок обобщения знаний и умений

Знать и понимать географические явления и процессы в литосфере, изменения в результате деятельности человека


Работа с контурной картой.

Тестирование

14-15

Мировой океан и его части. Свойства океанической воды.

2

Урок изучения нового материала

Знать части Мирового океана

& 24, 25

Определение по карте местоположения географических объектов гидросферы.

16

Моря как части Мирового океана. Виды морей.

1

Комбинированный урок

Знать части Мирового океана

& 24, 26

Нанесение на к/к элементов географической номенклатуры

17

Подземные воды.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать основные понятия и термины

& 29

18

Реки.

1

Комбинированный урок

Знать части реки

& 30

Географическое описание одного из объектов.

19

Озера и ледники

1

Комбинированный урок

Знать и понимать основные понятия и термины

& 31, 32

Нанесение на к/к элементов географической номенклатуры

20

Влияние человека на гидросферу.

1

Урок обобщения знаний и умений

Знать и понимать основные понятия и термины

& 34

Работа с контурной картой.

Тестирование

21

Строение и значение атмосферы.

1

Урок изучения нового материала

Знать и понимать основные понятия и термины

& 35

Составление схемы «Строение атмосферы»

22

Температура воздуха и её изменения.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать основные понятия и термины

& 44

Работа с теллурием

23

Атмосферное давление и ветер.

1



Комбинированные уроки с элементами практикума

Знать и понимать основные понятия и термины

& 36, 37

Определение элементов погоды своей местности, их обработка и систематизация.

Решение практических задач.

24

. Влажность воздуха и атмосферные осадки.

1

Знать и понимать основные понятия и термины

& 38, 39

25

Погода. Климат.

1

Знать и понимать основные понятия и термины

& 40, 41

26

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать основные понятия и термины

& 42

Описание погоды по календарям

27

Человек и атмосфера.

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Знать и понимать основные понятия и термины


Тестирование

28

Закон географической зональности. Природные зоны Земли.

1

Урок изучения нового материала

Знать и понимать основные понятия и термины

& 47, сообщения о животных

Описание природной зоны по выбору. Составление фотоальбомов о жизни животных.

29

Взаимодействие природы и человека.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать основные понятия и термины

& 54

30

Население Земли. Расы.

1

Урок изучения нового материала

Знать и понимать основные понятия и термины

& 52, подготовить сообщения

Определение ареалов распространения крупнейших народов мира, размещения крупнейших стран и городов.

31

Крупнейшие народы и страны.

1

Комбинированный урок

Знать и понимать основные понятия и термины

Дополнительная лит-ра

размещения крупнейших стран и городов .Описание традиционных видов деятельности отдельных народов.

32

Понятие о плане местности. Чтение плана местности.

1

Урок изучения нового материала

Решение практических задач по топографическому плану, описание маршрута.

& 4,5

Топографический диктант

33

Ориентирование на местности.

1



Уроки отработки навыков и умений

Уметь двигаться по азимуту

& 6

Ориентирование по Солнцу и местным признакам.

34

Составление простейшего плана местности

1


& 8

35

Изучение природных компонентов своей местности.

1


краеведческий материал



© 2010-2022