Разработка урока географии в 9 классе по теме

Урок географии в 9 классе по теме:"Этнический и религиозный состав населения" проведен с целью создания условий для осмысления и понимания учащимися представления о национальном и религиозном составе населения РК. Урок по данной теме способствует развитию самостоятельности, творческого потенциала, умению работать в группе, имеет огромное воспитательное значение. Оборудование: Физ. карта РК; карта атласа: Народы РК, наглядный, картографический и статистический материал, ИКТ, учебник географии 9 к...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа - гимназия №1 г.Щучинска

Учитель географии Абдульманова Б.Н.

Класс: 9

Урок на тему: Этнический и религиозный состав населения Казахстана

Цели урока: создание условий для осмысления и понимания учащимися представления о национальном и религиозном составе населения РК;

• обучающая - познакомить с особенностями национального и религиозного состава населения Казахстана,

• развивающая - развивать самостоятельность в формулировании социальных и экономических проблем на основе географических знаний и статистических данных о национальном составе РК, продолжить развитие умений работы с географическими картами, таблицами для анализа, конкретизации отдельных положений темы, производить необходимые сравнения.

• воспитывающая - воспитывать толерантное отношение к окружающему миру, чувство гражданства и патриотизма, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих ее народов, умение работать в группе.

Оборудование: Физ. карта РК; карта атласа: Народы РК, наглядный, картографический и статистический материал, ИКТ, учебник географии 9 класс.

Тип урока: комбинированный.

Форма обучения: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала.

Вопросы: Какие группы населения составляют трудовые ресурсы? Какая из них главная?

В чем отличие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?

Как распределяется занятое население по видам предприятий? Что означает термин «уязвимая занятость»?

Почему профессиональная структура населения не соответсвует задаче модернизации страны?

3. Актуализация опорных знаний, вызов на изучение новой темы:

- Начать наш урок я хочу со стихотворения:

Там лазурное небо и снежные горы,

Бескрайних полей золотые просторы.

Закаты как в сказке и звездные ночи,

Рассветы ясны как красавицы очи.

Там разные нации в мире живут,

Там вечные ценности - знания и труд.

Самая лучшая ты на земле

Родина матушка - слава тебе!

Мы дружной семьею живем в Казахстане

Татары, уйгуры и русские с нами.

Так пусть же крепнет во веки веков

Дружба народов всех возрастов.

Учитель: О чем это стихотворение? В чем главная идея автора?

Варианты ответов: о многонациональности Казахстана, о разных языках, обычаях, традициях народов ее населяющих.

Учитель: Ребята, какую тему, по вашему мнению, мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Варианты ответов: национальный состав населения, народы РК.

- Какие особенности имеет национальный состав населения РК, какие религии представлены на территории нашей страны - на эти вопросы поможет нам ответить изучение темы: «Этнический и религиозный состав населения Казахстана».

Проблема урока: Многонациональный народ Казахстана - это хорошо или плохо?

Учитель задает домашнее задание - параграф 11-12 внимательно прочитать, составить кроссворд «Население Казахстана», не менее 10 слов с вопросами.

Для дальнейшего изучения нашей темы - поработаем в группах.

- Вспомните правила работы в группах (громко не обсуждать, уважать своих одноклассников…).

Распределение ролей в группе:

Спикер - распределение ролей в группе, подготовка к презентации по теме

Исследователь - его задача изучить новые термины, данные статистики

Составитель вопросов - готовит вопросы по содержанию рассматриваемой темы (можно по уровням)

Искатель цитаций - его задача найти любые ссылки - известные и менее известные афоризмы и поговорки, раскрывающие или же подтверждающие тематику

Художник - его задача красочно оформить постер по тематике группы

Таймкипер - контроль за отведенным на работу времени, контроль за временем во время презентации группы

3. Изучение нового материала.

3.1.Исследовательская работа в группах (работа в группах 12 мин)

I группа «Социологи». Тема: Этносы Казахстана: численность и классификация.

1. Задумывались ли вы о своей национальной принадлежности?

2. Представители каких национальностей есть в вашей семье? в классе? школе? среди ваших друзей? 3. Что такое Этнос? Диаспора? 4. Сколько национальностей проживает в Казахстане? Какова численность крупнейших народов в Казахстане?

Работа с текстом учебника стр. 102, пункт 1.

( Предлагается таблица: список класса и национальность обучающихся данного класса)

Вывод: По последним данным в РК проживают более 140 народов. Этнос (от греч.«народ») - устойчивая общность людей, которые живут на одной территории, имеют общий язык и культуру.

II группа «Географы». Подготовить сообщение по теме: Классификация народов на языковом принципе. Этнолингвистическая классификация народов Казахстана.

Работа с текстом учебника стр. 103 (второй абзац снизу и до пункта 2)

Работа по рис. 45 стр.104 Этнолингвистическая классификация народов Казахстана.

К каким языковым семьям, языковым группам относятся народы Казахстана? - Языковые семьи делятся на группы, группы на народы. Какая самая многочисленная группа в этой семье?

Вывод: Главным отличием между представителями разных народов - язык общения. На основе родства языков разработана классификация народов. Близкородственные языки образуют языковые группы. Население стран, говорящих на близкородственных языках, может понимать друг друга без переводчиков. Несколько языковых групп образуют языковые семьи.

Основная часть народов Казахстана относится к пяти языковым семьям:

Алтайской (73% населения), индоевропейской (26%); В алтайской семье самая крупная - тюркская, а казахи - самый многочисленный тюрский народ страны. В индоевропейской семье первая по численности группа - славянская, а самый крупный славянский народ - русские.

III группа «Этнографы». Тема: География казахстанских этносов.

Работа по учебнику стр. 104

Выясняют: какова численность казахов за рубежом? Масштабная репатриация - это…

2. Как изменялась этническая структура населения в РК? 3. Какова доля казахов в населении областей?

Вывод: Общая численность казахского этноса - 15 млн. человек. Этнокультурное ядро составляют казахи, проживающие в РК - 11 млн. человек, остальные являются казахской диаспорой.

IV группа «Религиоведы». Тема: Религии и конфессии.

Работа по тексту учебника, стр.111

Выясните: Какова роль религии в жизни современного общества? На какие группы делятся религии? Какие религии мировые? По рис.50 приведите примеры национальных религий. В каких странах они распространены?

Конфессия - это… Многоконфессиональная структура населения - каковы причины?

РК - светское государство. Государственная политика.

Вывод: Мировые религии - ислам, христианство, буддизм. Суннизм, шиизм - это конфессии ислама, а католицизм, православие, протестантизм - конфессии христианства.

V группа «Конфессиональные общины». Тема: Конфессиональные общины Казахстана.

Работа по тексту учебника, стр.113

Выясните: Какие религии преобладают в конфессиональной структуре населения Казахстана. География религиозных объединений в Казахстане (рис.51)

На территории РК верующие исповедуют православие, ислам и буддизм.

- Верующие какой конфессии самые многочисленные?

- Какие народы исповедуют ислам?

- Какие народы исповедуют православие?

Вывод: Ислам (70% верующих), ислам суннитского направления исповедуют казахи и др. тюрксие народы - узбеки, татары, уйгуры, турки, кыргызы, башкиры. Азербайджанцы придерживаются другого направления в исламе - шиитского. Вторая религия по числу приверженцев в Казахстане - христианство (26% верующих). Христианство православного направления (русские, украинцы, белорусы, болгары). Протестанты (немцы), поляки - католики. География религий в основных чертах совпадает с расселением этносов.

Религия влияет на культуру и быт народов, на различные стороны их жизни, иногда даже служит причиной вражды между народами, приводит к войнам, переселению части верующих в другие страны. Духовная культура народов выражается в соблюдении религиозных праздников, обрядов и законов, в создании величественных храмов.

4. Первичное усвоение материала.

Каждая группа презентует свою работу, защита постеров.

4. 1. Закрепление:

Обсуждение проблемы урока: Многонациональный народ Казахстана - это хорошо или плохо?

4.2.Обсуждение вопросов: Что же является причиной столь многонационального состава населения на территории страны?

- историческое формирование и заселение территории страны;

- внешние миграции.

Как общаются между собой люди разных национальностей?

Ответы, обсуждение. Казахский язык является государственным, русский язык является языком межнационального общения.

Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности?

4.3. Затем проверка знаний по пройденной теме (на интерактивной доске проецируются вопросы).

Содержание проверочной работы:

1. На территории Казахстана проживает свыше __________ наций?

2. Ислам исповедуют ________ верующих в Казахстане?

3. Многонациональный (полиэтнический) состав населения республики - результат _____.

4. В алтайской семье самая крупная - ________, а казахи - самый многочисленный _______ народ страны.

5. В индоевропейской семье первая по численности группа - ________, а самый крупный славянский народ- ______.

6. Самая высокая доля пожилого населения проживает в ___________ области.

7. Самая большая доля казахов в _________ области.

8. Казахи, татары, кыргызы относятся к __________языковой семье.

9. Многонациональность Казахстана - результат ________________.

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению - это___________.

5. Рефлексия. - Что нового для себя вы узнали? Что нового узнали на уроке? Что было для вас непонятным? Что особенно запомнилось?

Подберите подходящие для вас высказывания по душе:

Сегодня на уроке мне.....

Меня особенно удивило то, что ....

До начала урока я думал (а), что ....., а сейчас знаю ......

Было бы хорошо, если бы ....

Мне не понравилось ....

На стикерах обозначьте смайлики, показав ваше настроение. Прикрепите на доску.

6. Итог урока.

В Казахстане проживают люди разных национальностей, разных религиозных верований. Но где бы мы ни жили с вами, какой национальности не были, все мы граждане одной великой страны. У нас одна общая история. У нас огромные природные богатства, у нас трудолюбивый и талантливый народ, у нас разнообразие национальных культур. Если мы будем едины, то нам по плечу любые задачи.

(выставление отметок и их комментарии) Спасибо за урок!

© 2010-2022