- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 класс Вентана-Граф
Рабочая программа по географии 9 класс Вентана-Граф
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сетракова С.А. |
Дата | 07.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Федерального государственного стандарта общего образования; федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 6 -10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.Примерной программы по географии 6-8, 9-11 класс (стандарты второго поколения) М: Просвещение 2010г.
Цель курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; развитие личностных качеств: патриотизма, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления;
Задачи:
- сформировать у учащихся географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте мирового (глобального) географического пространства;
- показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально - экономических проблем России, её регионов;
- формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; картографической грамотности школьников;
- создание образа своего родного края;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне ( на примере своей местности).
Курс « География России. Хозяйство. Регионы» заканчиваетизучение курса « География России», особое место занимает хозяйственная характеристика регионов России. Последний раздел курса включает региональный компонент, который представлен изучением природы, населения и хозяйства Ростовской области.
Количество часов: Всего -68 часов, в неделю - 2 часа
Практических работ - 15, из них оценочных -13:
-
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
-
Составление характеристики Уральской металлургической базы по карте и статистическим материалам
-
Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, по картам и статистическим материалам.
-
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
-
Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.
-
Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.
-
Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.
-
Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем
-
Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
-
Составление характеристики Норильского промышленного узла.
-
Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона)
12.Определение по картам географического положения Ростовской области.
13.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ростовской области.
В раздел «Природно- хозяйственные регионы России» включена тема«Особенности географического положения, природы, заселения и хозяйственного освоения п-ва Крым». Материал для изучения данной темы будет подобран учителем из дополнительной литературы и ресурсов сети Интернет.
Требования к результатам освоения учебного предмета
Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.
Раздел
Компетенции
Что изучает экономическая география России
Предметная компетенция:
Ученик научится:
-использовать основные средства и методы получения географической информации и осознания предмета изучения географии России;
Ученикполучит возможность научиться:
систематизировать необходимую информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках);
- Личностная компетенция:
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека;
Метапредметная компетенция:
- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;
- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
Хозяйство России
Предметная компетенция:
Ученик научится:
- анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия;
- формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира.
Ученикполучит возможность научиться:
- выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.
Личностная компетенция:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- формирование уважительного отношения к мнению других.
Метапредметная компетенция:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использовать основные пространственные знания о своей стране, для осознания её относительно других стран мира; знание основных природных процессов, происходящих на территории страны, для выбора своего места жительства;
- анализировать полученную информацию;
Природно- хозяйственные регионы России
Предметная компетенция:
Ученик научится:
- формировать представление о природных ресурсах и природно - ресурсном потенциале страны;
- объяснять значение районирования и зонирования России;
- давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения;
Ученикполучит возможность научиться:
- составлять характеристику территории, используя различные источники информации;
- анализировать экономические карты России;
Личностная компетенция:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
- развитие интереса культуре разных народов,
- толерантного отношения к людям другой расовой принадлежности;
Метапредметная компетенция:
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- объяснять влияние природного фактора на развитие общества;
- прогнозировать объем пополнения и истощения ресурсов;
- освоение форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)
Особенности природы и экономики Ростовской области
Предметная компетенция:
Ученик научится:
- владеть информацией очисленности населения Ростовской области, факторах, на неё влияющих;
- формировать представления о возрастном и половом составе населения, средней продолжительности жизни; народах, языковых семьях и группах, основных религиях;
Ученикполучит возможность научиться:
- объяснять занятость населения в отраслях хозяйства;
- объяснять социально- экономические проблемы региона.
Личностная компетенция:
- формировать чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях на уровне образовательного учреждения, района, области, страны.
Метапредметная компетенция:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- находить в разных источниках и анализировать информацию;
- ориентироваться в социальных процессах, явлениях;
- владение простейшей экономической и социальной грамотностью для адаптации в социуме;
Россия в современном мире
Предметная компетенция:
Ученик научится:
- определять место России в мире по уровню экономического развития;
- называть главных внешнеэкономических партнеров страны;
Ученикполучит возможность научиться:
- приводить примеры экономического сотрудничества России со странами Европы и Азии.
- Личностная компетенция:
- осознание причастности себя к сохранению природы на локальном уровне;
- формировать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.
- формирование бережного отношения к природным богатствам.
Метапредметная компетенция:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Содержание учебного курса
Вводный курс (1час)
Что изучает экономическая география России
Основной курс (66часов в т.ч. региональный компонент 6 часов)
Отраслевая структура хозяйства. Особенности формирования хозяйства России. Виды предприятий и факторы их размещения. Состав и значение ТЭК. Топливная промышленность. Электроэнергетика России. Состав и значение металлургического комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность. География химико-лесного комплекса. Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий. Оборонно- промышленный комплекс. Состав и значение АПК. Сельское хозяйство. География растениеводства и животноводства. Легкая и пищевая промышленность. Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта. Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Отрасли социальной инфраструктуры. Экологический потенциал России. Экологическая ситуация в России. Принципы выделения регионов на территории страны. Общая характеристика европейской части России. Географическое положение и основные черты природы Центральной России. Население Центральной России. Хозяйство Центральной России. Географическое положение и природа Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера. ГП и природа Северо- запада. Население Северо- западного региона. Хозяйство Северо- запада. Состав, ГП и особенности природы Поволжья. Население Поволжья. Население Поволжья. Хозяйство Поволжского региона. Состав, ГП и особенности природы Европейского Юга.Особенности географического положения, природы, заселения и хозяйственного освоения п-ва Крым. Хозяйство Европейского Юга.Состав, ГП и особенности природы Урала. Население Урала. Хозяйство Урала. Общая характеристика азиатской части России. Сибирь. Общие черты природы Сибири. Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири. Состав, ГП и особенности природы Западной Сибири. Население Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири. Состав, ГП и особенности природы Восточной Сибири. Население и хозяйство Восточной Сибири. Состав, ГП и особенности природы Южной Сибири. Хозяйственное освоение и население Южной Сибири. Хозяйство Южной Сибири. Состав, ГП и особенности природы Дальнего Востока. Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока. Особенности ЭГП, формирования природы, территории Ростовской области. Население и хозяйственное освоение Ростовской области. Особенности хозяйства. Промышленность Ростовской области. АПК Ростовской области. Административный центр и крупные города Ростовской области. Социально-экономические проблемы Ростовской области. Место России в мире.
Контрольные параметры оценки достижения ГОС по географии класс ___9__
Четверть
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
Формы контроля
Тест
1
1
Практическая работа
4
2
3
4
Зачет
2
экзамен
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебно-методический комплект:
учебник: Е.А.Таможняя «География России. Хозяйство. Регионы.» М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
УМК: географический атлас 9 класс, М.Дрофа 2006,
дополнительная литература:АлексеевА.И.«ГеографияРоссии.Хозяйство и географические регионы», М.Дрофа 2009г. Сиротин«Тесты для итогового контроля 8-9 классы» М.Дрофа 2003г. Н.Ю.Маерова«Уроки географии 8-9 классы»,М.Дрофа, 2004г
Н.Ю.Маерова «Уроки географии 8-9 классы»,М.Дрофа, 2004г.Б.Б.Пятунин «Новые контрольные и проверочные работы по географии 8-9»
материально-техническое обеспечение
-
ПК;
-
мультимедийный проектор;
-
интерактивная доска;
-
общегеографические и тематические карты;
-
комплекты тематических таблиц для 6-10кл.;
-
мультимедийные приложения к урокам;
-
карточки-путеводители для выполнения практических работ 6-9 кл.