Рабочая программа по географии 9 класс Вентана-Граф

Пояснительная записка Рабочая программа по географии разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Федерального государственного стандарта общего образования; федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 6 -10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.Примерной программы по географии 6-8, 9-11 класс (ст...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента Федерального государственного стандарта общего образования; федерального базисного учебного плана, примерного учебного плана и программы по географии 6 -10 классы общеобразовательных учреждений, авторы-составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Бахчиева О.А., Таможняя Е.А., М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.Примерной программы по географии 6-8, 9-11 класс (стандарты второго поколения) М: Просвещение 2010г.

Цель курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире; развитие личностных качеств: патриотизма, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально - ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления;

Задачи:

- сформировать у учащихся географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте мирового (глобального) географического пространства;

- показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально - экономических проблем России, её регионов;

- формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; картографической грамотности школьников;

- создание образа своего родного края;

- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне ( на примере своей местности).

Курс « География России. Хозяйство. Регионы» заканчиваетизучение курса « География России», особое место занимает хозяйственная характеристика регионов России. Последний раздел курса включает региональный компонент, который представлен изучением природы, населения и хозяйства Ростовской области.

Количество часов: Всего -68 часов, в неделю - 2 часа

Практических работ - 15, из них оценочных -13:

  1. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

  2. Составление характеристики Уральской металлургической базы по карте и статистическим материалам

  3. Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов, по картам и статистическим материалам.

  4. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

  5. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.

  6. Объяснение взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий Центральной России.

  7. Определение факторов развития и сравнения специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.

  8. Оценить экологическую ситуацию в разных частях Урала и предложить пути решения экологических проблем

  9. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.

  10. Составление характеристики Норильского промышленного узла.

  11. Объяснение размещения крупнейших ТПК, установление причин уровня сформированности каждого из них. (Восточная экономическая зона)

12.Определение по картам географического положения Ростовской области.

13.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Ростовской области.

В раздел «Природно- хозяйственные регионы России» включена тема«Особенности географического положения, природы, заселения и хозяйственного освоения п-ва Крым». Материал для изучения данной темы будет подобран учителем из дополнительной литературы и ресурсов сети Интернет.

Требования к результатам освоения учебного предмета

Представленная программа обеспечивает реализацию личностной, метапредметной, предметной компетенций.

Раздел

Компетенции

Что изучает экономическая география России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

-использовать основные средства и методы получения географической информации и осознания предмета изучения географии России;

Ученикполучит возможность научиться:

систематизировать необходимую информацию (в сети Интернет, энциклопедиях, справочниках);

- Личностная компетенция:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование устойчивых установок социально- ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека;

Метапредметная компетенция:

- вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу;

- организовывать свою жизнь в соответствии с общественно - значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

Хозяйство России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства России, определять их различия;

- формулировать черты сходства и отличия отраслевой и функциональной структуры хозяйства России от хозяйства экономически развитых и развивающихся стран мира.

Ученикполучит возможность научиться:

- выделять типы территориальной структуры хозяйства России на основе анализа экономических карт.

Личностная компетенция:

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование уважительного отношения к мнению других.

Метапредметная компетенция:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- использовать основные пространственные знания о своей стране, для осознания её относительно других стран мира; знание основных природных процессов, происходящих на территории страны, для выбора своего места жительства;

- анализировать полученную информацию;

Природно- хозяйственные регионы России

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- формировать представление о природных ресурсах и природно - ресурсном потенциале страны;

- объяснять значение районирования и зонирования России;

- давать оценку ГП региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения;

Ученикполучит возможность научиться:

- составлять характеристику территории, используя различные источники информации;

- анализировать экономические карты России;

Личностная компетенция:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;

- развитие интереса культуре разных народов,

- толерантного отношения к людям другой расовой принадлежности;

Метапредметная компетенция:

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- объяснять влияние природного фактора на развитие общества;

- прогнозировать объем пополнения и истощения ресурсов;

- освоение форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки)

Особенности природы и экономики Ростовской области

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- владеть информацией очисленности населения Ростовской области, факторах, на неё влияющих;

- формировать представления о возрастном и половом составе населения, средней продолжительности жизни; народах, языковых семьях и группах, основных религиях;

Ученикполучит возможность научиться:

- объяснять занятость населения в отраслях хозяйства;

- объяснять социально- экономические проблемы региона.

Личностная компетенция:

- формировать чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях на уровне образовательного учреждения, района, области, страны.

Метапредметная компетенция:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- находить в разных источниках и анализировать информацию;

- ориентироваться в социальных процессах, явлениях;

- владение простейшей экономической и социальной грамотностью для адаптации в социуме;

Россия в современном мире

Предметная компетенция:

Ученик научится:

- определять место России в мире по уровню экономического развития;

- называть главных внешнеэкономических партнеров страны;

Ученикполучит возможность научиться:

- приводить примеры экономического сотрудничества России со странами Европы и Азии.

- Личностная компетенция:

- осознание причастности себя к сохранению природы на локальном уровне;

- формировать чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни.

- формирование бережного отношения к природным богатствам.

Метапредметная компетенция:

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;



Содержание учебного курса

Вводный курс (1час)

Что изучает экономическая география России

Основной курс (66часов в т.ч. региональный компонент 6 часов)

Отраслевая структура хозяйства. Особенности формирования хозяйства России. Виды предприятий и факторы их размещения. Состав и значение ТЭК. Топливная промышленность. Электроэнергетика России. Состав и значение металлургического комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий. Черная металлургия. Цветная металлургия. Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность. Лесная промышленность. География химико-лесного комплекса. Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий. Оборонно- промышленный комплекс. Состав и значение АПК. Сельское хозяйство. География растениеводства и животноводства. Легкая и пищевая промышленность. Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта. Сухопутный транспорт. Водный и другие виды транспорта. Связь. Отрасли социальной инфраструктуры. Экологический потенциал России. Экологическая ситуация в России. Принципы выделения регионов на территории страны. Общая характеристика европейской части России. Географическое положение и основные черты природы Центральной России. Население Центральной России. Хозяйство Центральной России. Географическое положение и природа Европейского Севера. Хозяйство Европейского Севера. ГП и природа Северо- запада. Население Северо- западного региона. Хозяйство Северо- запада. Состав, ГП и особенности природы Поволжья. Население Поволжья. Население Поволжья. Хозяйство Поволжского региона. Состав, ГП и особенности природы Европейского Юга.Особенности географического положения, природы, заселения и хозяйственного освоения п-ва Крым. Хозяйство Европейского Юга.Состав, ГП и особенности природы Урала. Население Урала. Хозяйство Урала. Общая характеристика азиатской части России. Сибирь. Общие черты природы Сибири. Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири. Состав, ГП и особенности природы Западной Сибири. Население Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири. Состав, ГП и особенности природы Восточной Сибири. Население и хозяйство Восточной Сибири. Состав, ГП и особенности природы Южной Сибири. Хозяйственное освоение и население Южной Сибири. Хозяйство Южной Сибири. Состав, ГП и особенности природы Дальнего Востока. Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока. Особенности ЭГП, формирования природы, территории Ростовской области. Население и хозяйственное освоение Ростовской области. Особенности хозяйства. Промышленность Ростовской области. АПК Ростовской области. Административный центр и крупные города Ростовской области. Социально-экономические проблемы Ростовской области. Место России в мире.

Контрольные параметры оценки достижения ГОС по географии класс ___9__

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Формы контроля





Тест

1


1


Практическая работа

4

2

3

4

Зачет




2

экзамен







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

учебно-методический комплект:

учебник: Е.А.Таможняя «География России. Хозяйство. Регионы.» М. Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

УМК: географический атлас 9 класс, М.Дрофа 2006,

дополнительная литература:АлексеевА.И.«ГеографияРоссии.Хозяйство и географические регионы», М.Дрофа 2009г. Сиротин«Тесты для итогового контроля 8-9 классы» М.Дрофа 2003г. Н.Ю.Маерова«Уроки географии 8-9 классы»,М.Дрофа, 2004г

Н.Ю.Маерова «Уроки географии 8-9 классы»,М.Дрофа, 2004г.Б.Б.Пятунин «Новые контрольные и проверочные работы по географии 8-9»

материально-техническое обеспечение

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • интерактивная доска;

  • общегеографические и тематические карты;

  • комплекты тематических таблиц для 6-10кл.;

  • мультимедийные приложения к урокам;

  • карточки-путеводители для выполнения практических работ 6-9 кл.





© 2010-2022