Проект урока Реки и озера Земли, 7 класс

 Проект урока "Реки и озера Земли" для 7 класса выполнен в соответствии с требованиями ФГОС.  Учебник: География. Страны и континенты: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. – Москва: Просвещение, 2012 год. (УМК "Полярная звезда"). Проект содержит следующие разделы: общие сведения об уроке (цели,  планируемые результаты,формы, методы, средства обучения), описание исходного уровня знаний, умений и навыков для данной темы, хронометраж...
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Проект урока по географии

в 7 классе

по теме «Реки и озера Земли»



Выполнила

учитель географии

МБОУ ООШ д. Лаптево

Павловского района

Багдасарова М.Н.


2013 год




Содержание

  1. Общие сведения об уроке………………………………………………………….. 3

  2. Описание исходного уровня знаний, умений и навыков для данной темы…….. 4

  3. Хронометраж урока………………………………………………………………… 5

  4. Ход урока…………………………………………………………………………… 6

  5. Перечень учебно-методических средств обучения………………………………10

  6. Приложения…………………………………………………………………………11

Общие сведения об уроке

Тема урока: «Реки и озера Земли»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: способствовать развитию речи учащихся через формирование умения делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные: устанавливать зависимость рек и озер от рельефа и климата; называть, показывать по карте и давать краткую характеристику крупных рек и озер Земли.

Метапредметные: развивать умения работать в группе, (коммуникативные УУД); развивать умения устанавливать причинно-следственные связи (познавательные УУД).

Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Методы

- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;

- по подходу: частично-поисковый

Форма обучения: эвристическая беседа.

Формы организации работы: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  1. Учебник.

  2. Атлас по географии материков и океанов. 7 класс.

  3. Физическая карта мира

  4. Интерактивная доска.

  5. Контурные карты.

  6. Научно-популярная литература.

УМК:

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 - 9 классы. 10 - 11 классы. /А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. - Москва: Просвещение, 2008 год).

Учебник: География. Страны и континенты: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. - Москва: Просвещение, 2012 год

Календарно-тематическое планирование раздела программы «Природа Земли»

Название раздела, тема урока

Кол-во

часов

Практическая работа

Дата

Корректи-ровка КТП

1

Развитие земной коры


2

Земная кора на карте

6. Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем. (И)

3

Природные ресурсы земной коры

7. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых. (О)

4

Температура воздуха на разных широтах


5

Давление воздуха и осадки на разных широтах.

8. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». (Т)

6

Общая циркуляция атмосферы


7

Климатические пояса и области

9. Анализ карты «Климатические пояса и области мира». (Т)

8

Урок-практикум

10.Описание одного из климатических поясов по плану. (И)

11. Изучение климатической диаграммы.

9

Океанические течения

12. Характеристика течения Западных Ветров.(И)

10

Реки и озера Земли

13. Нанесение на к/к крупнейших рек и озер Земли. (И)

11

Урок-практикум


12

Растительный и животный мир Земли


13

Почвы


14

Урок-обобщение.


Описание исходного уровня знаний, умений и навыков для данной темы.


Данный урок - двенадцатый по счету в изучении раздела «Природа Земли». В курсе 7 класса это первый урок, на котором рассматриваются воды суши или внутренние воды, в этом состоит сложность ситуации. Материал по рельефу и климатам Земли изучался в текущем разделе. Воды суши ученики знают из курса географии 6 класса, значит основные понятия, применяемые на уроке нужно повторять. Для этого ученикам на предыдущем уроке дается опережающее задание на воспроизведение определений. Успешное решение учебных задач будет зависеть от подготовленности класса к уроку.

Опорные знания

  1. Тема «Гидросфера» 6 класс: подземные воды, река, речная долина, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, пороги, водопады, питание, режим реки, твердый сток, озерные котловины, ледники.

  2. «Литосфера и рельеф Земли» - 7 класс: литосферные плиты, платформы, складчатые области, горст, грабен.

  3. «Атмосфера и климаты Земли»: климатические пояса, характеристика экваториального, субэкваториального, тропического и субтропического поясов, количество и время выпадения осадков.

Опорные умения

  1. Работа с контурной картой. Навык формируется с 6 класса

  2. Прием сопоставления карт. Вводится в 7 классе.

  3. Прием составления определения. Вводится в 7 классе.

  4. Прием описания ГП реки. Введен в 6 классе.

Хронометраж урока

1.Организационный момент - 1 мин

2. Проверка домашнего задания - 7 мин

3. Мотивационно-ориентировочная часть - 7 мин

3.1. Мотивация и целеполагание - 3мин.

3.2. Актуализация опорных знаний - 4 мин

4. Операционно-познавательная часть - 24 мин

4.1.Усвоение новых знаний и способов действий - 19 мин

4.2. Закрепление. Характеристика реки - 5 мин

5. Рефлексивно-оценочная часть - 6 минут

5.1. Обобщение и систематизация познаний - 2 мин

5.2. Рефлексия - 3 мин

5.3. Информация о домашнем задании - 1 мин

Ход урока

Этап урока

Содержание и обоснование этапа

Деятельность

Результат и форма диагностики

учителя

ученика

Организационный момент

Данный фрагмент необходим для того, чтобы настроиться на урок и организованно его начать

Проверяет готовность к уроку, здоровается с учащимися

Проверяет наличие всех необходимых принадлежностей на парте, здоровается с учителем

Готовность к уроку

Проверка домашнего задания

Контроль и самоконтроль выполнения домашнего задания, определение уровня усвоения материала, корректировка ошибок и затруднений

Проверяет наличие в тетради выполненной дома схемы поверхностных течений в северной части Тихого океана.

Предлагает сравнить схему с образцом на слайде.

Предлагает ответить на тестовые вопросы (приложение 1) и организует взаимопроверку.

Представляют схему, выявляют ошибки и неточности, задают вопросы учителю.

Работают с тестом, проверяют работу соседа по парте и при помощи сигнальных карточек демонстрируют свой уровень усвоения темы «Океанические течения»

Выполненная дома схема соответствует образцу.

Тест выполнен без ошибок

Мотивационно-ориентировочная часть

Установление связи между материалом прошлого урока и новым материалом, построение логического мостика между этапами урока.


Актуализация знаний по теме «Гидросфера»


Мотивация учеников к дальнейшему изучению рек.

Организует эвристическую беседу по вопросам:

Мы с вами усвоили материал о течениях в мировом океане. А какие еще объекты гидросферы нам известны?

- Какие из названных вами составляющих водной оболочки играют в жизни человека наиболее важную роль? Почему?

- Сегодня мы поговорим о реках и озерах подробнее. Записываем тему урока в тетрадь.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о реках и озерах?


- Хорошо. Как вы считаете, можем ли мы ограничиться этими знаниями? Можем ли сейчас ответить, почему одни реки текут быстро, а другие - медленно, одни полноводны круглый год, а другие пересыхают?

- Давайте, исходя из наших затруднений, сформулируем задачи для изучения нового материала.

Обучающиеся отвечают на вопросы

- Реки, озера, подземные воды, ледники.

- Реки, озера. Так как обеспечивают людей пресной водой.


Учащиеся вспоминают понятия: речная долина, исток, устье, речная система, бассейн реки, водораздел, пороги, водопады, питание, режим реки, озерные котловины, твердый сток.

Возникают затруднения в ответах.

При помощи наводящих вопросов учителя ребята стараются поставить перед собой задачи, определяют, какими способами будут достигаться эти задачи (анализ карт, сопоставление карт, сравнение характеристик рек)

Учащиеся дают определения основных понятий, изученных ими в 6 классе.

Происходит постановка задач для изучения нового материала. Называются способы и средства решения задач.

Операционно-познавательная часть


Деятельность обучающихся направлена на решение поставленных задач.

Ученики устанавливают причинно-следственные связи между компонентами природы, делают выводы и доказывают их на примерах.







Работа в группах предполагает развитие коммуникативных УУД. За короткое время ребята должны распределить роли, выполнить задание и выступить с результатами работы.



После эвристической беседы, направленной на актуализацию знаний об озерах, организуется самостоятельная работа с контурными картами. Данный вид УУД у обучающихся уже сформирован.


Итак, давайте попробуем выяснить, от чего зависят такие характеристики рек, как водность и режим реки.


Учитель оказывает помощь в формулировке вывода, после его записи учениками вывод выводится на экран ИД. Ребятам предлагается доказать свой вывод на примерах 2-3 рек.

Теперь попробуем выяснить, от чего зависит характер течения реки. Докажите свою мысль на примерах.

Следующий вопрос - в чем причина большей или меньшей мутности речных вод. В качестве доказательства учитель приводит фотографии рек с прозрачной и мутной водой.

В прошлом году мы с вами установили, что истоки рек очень разнообразны. А сегодня попробуем выяснить, одинаковыми или разными являются устья рек. Как можно это сделать?

Следующий этап изучения нового материала - знакомство с крупными реками путем распределения их по бассейнам океанов и внутреннего стока.




Мы узнали, где протекают крупные реки нашей планеты, а теперь вспомним, какие характеристики есть у озер.

Какие компоненты природы влияют на глубину озер? Приведите примеры.

От чего будет зависеть режим озера, характеристики его воды?

Давайте совершим путешествие по материкам и назовем самые крупные озера Земли.

Учитель демонстрирует фото озер с их краткой характеристикой.

Ученики предлагают ответы, выбираются наиболее точные из них (водность зависит от количества осадков, а режим реки - от температуры воздуха, количества и режима выпадения осадков, то есть от климата). Вывод записывается в тетрадь


Предлагаются ответы, формулируется вывод (характер течения зависит от рельефа), делается запись в тетради

Предлагаются ответы, формулируется вывод (объем твердого стока зависит от состава горных пород), делается запись в тетради

Обучающиеся работают с картой, описывают разные типы устьев, сообщают об этом учителю и одноклассникам. Составляется и заносится в тетрадь схема с примерами (приложение 2)

Учащиеся изучают определения «бассейн океана», «бассейн внутреннего стока», разделяются на пять групп, каждая из которых находит на карте реки, принадлежащие к бассейну Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов и бассейна внутреннего стока. Представитель каждой группы демонстрирует результаты работы по карте, вывешивает список рек в схему на доске.

Ответы: глубина, размеры, соленая или пресная вода.

Тектоника и рельеф.

От климатических показателей.

При помощи карт атласа ребята дают ответы. Возможен также вариант работы с контурной картой.

Развитие логического мышления, умение обобщать материал






Закрепление умения работать с картой


Рефлексивно-оценочная часть

Осуществление контроля за усвоением содержания учебного материал. Закрепление

Предлагает ученикам заполнить карточки с характеристикой реки (приложение 3).

Ученики работают с карточкой, сдают ее учителю

Соответствие ответов учащихся образцу

Подведение итогов урока

Предлагает подвести итоги урока. Выставляет отметки

Обучающиеся вспоминают те учебные задачи, которые ставили перед собой и делают выводы о результативности урока

Умение соотносить цель и результат урока

Рефлексия

Предлагает каждому ученику подумать над результатами собственной деятельности

При помощи сигнальных карточек ребята демонстрируют свои достижения и затруднения, высказываются по данному вопросу.

Умение анализировать свою деятельность

Подготовка учащихся к работе вне школы

Сообщение и объяснение домашнего задания.

Записывают задание в дневник, задают вопросы

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Программы общеобразовательных учреждений. География. 6 - 9 классы. 10 - 11 классы. /А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. - Москва: Просвещение, 2008 год.

  2. География. Страны и континенты: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. - Москва: Просвещение, 2012 год

  3. Махов С.И., Махова И.П. География. 7 класс. Поурочные разработки. Методические рекомендации: пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2009 год.

  4. Гусева Е.Е. География. 7 класс. Конструктор текущего контроля: пособие для учителя. - Москва: Просвещение, 2008 год.

  5. Николина В.В. География. 7 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений - Москва: Просвещение, 2008 год.

  6. Атлас. География материков и океанов. 6 класс. - Москва: Роскартография, 2012 год.

  7. Повторение и контроль знаний. География. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. - Москва: Планета, 2011.

  8. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6- 9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. - Москва: Глобус, 2010.

Приложение 1.


Тест на повторение темы «Океанические течения»

  1. Выберите верное утверждение:

А. Гольфстрим - холодное течение;

Б. Господствующие ветры не могут влиять на течения Морового океана;

В. Течения Мирового океана оказывают большое воздействие на климат омываемых ими территорий;

Г. Самое мощное течение находится в Северном полушарии.

2. К теплым течениям Мирового океана относят:

А. Перуанское;

Б. Гольфстрим;

В. Бенгельское;

Г. Течение Западных Ветров.

3. Выберите верное утверждение:

А. Течения Атлантического океана имеют меридиональное направление;

Б. Течение Куросио находится в Индийском океане;

В. Морские воздушные массы с Атлантического океана приносят к берегам Африки много осадков;

Г. Все выше перечисленное верно.

4. К холодным течениям Мирового океана относят:

А. Северо-Атлантическое;

Б. Мозамбикское;

В. Лабрадорское;

Г. Куросио.




Приложение 2.


Проект урока Реки и озера Земли, 7 класс


Приложение 3


Заполнить таблицу:


Река

Место истока

Территория, по которой протекает река

Климатические пояса

Характер течения

Куда впадает


Задание дается по вариантам, предлагаются дать краткую характеристику рек Нил, Амазонка, Лена.


© 2010-2022